УЧЕНИЧЕСКИЙ комитет учком

Найдено 1 определение
УЧЕНИЧЕСКИЙ комитет учком
исполнительный орган ученической общественности (общешкольного коллектива).
О 1920-х–1930-х гг.: «Сколько незнакомых нам слов знала довоенная школа: групорг, учком… Групоргов – организаторов групп (классов) потом стали называть старостами, совет групоргов образовывал учком» (Андреевский, 2003, 312–313).
О 1927–1928 гг.: «В школе были ученические орг-ции – учком школы, членами которого были старосты классов. Таким образом я была членом учкома. В моей работе в классе мне очень помогала Ляля… Был такой порядок: за каждый предмет отвечал какой-либо ученик. Следил, чтобы не было отстающих и ставил оценки за ответы. Не учителя ставили оценки, а ученики, которые отвечали за предмет. Я была старостой и отвечала за историю… Учитель истории в 6-м классе был молодой… …[Мы] о чем-то с ним поспорили, что-то нашли неправильное в его действиях (может, оценки) и сказали, что передадим это в учком. “Что мне ваш учком? – показал открытую ладонь, дунул. – Тьфу, и нет его!” Как мы были возмущены!... Члены учкома имели право присутствовать на всех педсоветах, и нам внушалось, что мы должны следить, чтобы права учеников не нарушались, особенно учеников из бедных, рабочих семей, чтобы никого не исключали» (Аксельрод-Рубина). О Москве в нач. 1930-х гг.: «Постоянными властями в школе были пед. совет и учком, часто заседавшие совместно. Председателем учкома два года состоял Шепелев, бессменными членами Острецов, Зигель и я. Я два года выпускал изредка стенгазету, которую писал сам от строчки до строчки» (Самойлов, 1993, 224). В 1950-е гг. работа учкома, его состав и функции были регламентированы «Положением об ученическом комитете в школе» (1950).
О начале 1950-х гг.: «Ученический комитет (учком) – руководящая ученич. орг-ция, которая направляет работу классных организаторов (старост) и классных комитетов и организует учащихся в помощь директору и учителям на борьбу за полную успеваемость и сознательную дисциплину, а также помогает организовать разумный отдых учащихся. В отношении обязанностей младших и старших учащихся необходимо делать различие в зависимости от их общего развития и навыков коллект. труда. …Наиболее приемлемой является следующая структура ученич. орг-ций: в V–X классах – постоянные классные организаторы (старосты) и члены классного комитета (класскомы), избираемые на общих собраниях класса в присутствии кл. руководителя; в I–IV классах – классные дежурные (в порядке очереди)… Работу классных организаторов возглавляет ученич. комитет… Комитет оказывает большую помощь учителям и директору школы в орг-ции всей учеб.-восп. работы и особенно внекл. занятий, вовлекает учащихся в обществ. жизнь, мобилизует их на проведение обществ.-полит. кампаний, например, на проверку осуществления всеобщего обучения, на оформление добровольных обществ, на участие в политико-просветительной работе с населением. Заботится об улучшении внутреннего распорядка в школе, иногда привлекает к выполнению того или иного задания целый класс» (Новиков, 1952, 92–93).
О 1951 г.: «Я опросила пожилую женщину 1936 г. р.: “В 7 классе была членом учкома. Мне закрепили 5 класс, дети из этого класса учились в другом здании, бегала туда и проверяла их домашние задания, если были какието замечания, то докладывала завучу школы» (211). Во вт. пол. 1960-х гг. учком избирался общим собранием учащихся (старостат) в составе представителей от всех 5–10 классов (обычно – старост). «Во многих школах ученич. комитеты заменены другими общешкольными органами – старостатами, советами актива, советами командиров и т. п., которые также работают под руководством комсом. и пионерской оргций школы и являются существенной частью системы ученич. самоуправления» (ПЭ, 1968–4, 434).
О второй половине 1950-х гг.: «Был уже поздний вечер, а заседание учкома всё шло и шло. К столу выходили ученики пятых, шестых классов и однообразно, еле слышно говорили о том, почему они за первую четверть получили двойки. Члены учкома, ученики старших классов, задавали им одни и те же вопросы, потом – выступали, то есть разносили за шпаргалки и подсказки. Борис Новиков, выбранный в учком от десятого класса, сидел на первой парте…» (Махров, 1959, 146).
О вт. пол. 1970-х – перв. пол. 1980-х гг.: «Важная сфера приложения сил комсомольских орг-ций – дежурство по школе. Оно организуется совместно с учкомом. Дежурные старшеклассники, выполняя свои обязанности, должны хорошо понимать, что от них… зависит успешное проведение учеб. занятий: своевременное начало уроков, порядок во время перемен в коридорах, столовой, на школьном дворе, чистота в классах, их проветривание, наличие мела и т. д. Учком систематически инструктирует дежурных, требует от них добросовестного выполнения обязанностей» (Розенберг, 1986, 124).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.