УЧЕБНЫЙ ЗАВОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ЛИЦЕЕ

Найдено 1 определение
УЧЕБНЫЙ ЗАВОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ЛИЦЕЕ
организационная форма профессионального обучения, позволяющая наиболее оптимально решать учебно-производственные задачи за счет воспроизведения условий, существующих на производстве, в мастерских лицея.Категория «учебный цех» или «учебный завод» использовалась в области профессиональной педагогики для констатации наличия в учебном заведении начального производственного образования либо больших учебно-производственных мастерских, либо большого количества учебных мастерских.
Изменившаяся социально-экономическая ситуация в России и трансформация начального профессионального образования в систему многоуровневого, непрерывного образования на интегрированной группе профессий привело к появлению в профессиональных лицеях новой организационной формы профессионального обучения – учебный завод.
Деятельность У.з. в п.л. строится на тех же технико-технологических и организационно-экономических принципах, как и любое другое предприятие. Однако целью учебного завода является не получение прибыли, а производственное обучение учащихся по интегрированной группе профессий. Проходящие производственное обучение и производственную практику на заводе учащиеся лицея осваивают функциональные обязанности работников завода по интегрированной группе профессий.
На первом этапе обучения отрабатываются трудовые приемы и операции, на втором – виды работ и соответствующие им приемы, на третьем – функции рабочего, производственные ситуации и составляющие их приемы, на четвертом – происходит формирование профессиональной самостоятельности, отрабатываются умения самоконтроля, формируются коммуникативные качества личности, навыки и умения организации производства.
Учебный завод позволяет учащимся работать в учебных бригадах, созданных по типу производственных бригад на предприятиях. Он дает возможность организовать обмен заданиями между бригадами в соответствии с календарным графиком.
Основой создания У.з. в п.л. служит Договор о сотрудничестве между лицеем и предприятием, для которого готовятся кадры.
Предприятие обеспечивает учебный завод рабочими чертежами, технологической документацией, инструментами, приспособлениями, а также заказами и материалами под эти заказы. Как правило, мастеров-наставников лицей подбирает из кадровых рабочих предприятия.
На учебно-производственных площадках профессионального лицея оборудование мастерских устанавливается таким образом, чтобы в максимальной степени соответствовать производственным цехам предприятия. Лицей производит оплату труда бригаде мастеров-наставников, работающим на учебном заводе, по хозрасчетной системе и при размещении заказов на учебном заводе приоритет отдается заказам предприятия- партнера. Лицей готовит для этого предприятия квалифицированных рабочих в количестве, определенном договором-заявкой. Лицей обеспечивает безопасные условия труда на учебном заводе с соблюдением требуемых санитарно-гигиенических и бытовых условий.
Таким образом, администрация лицея, имея учебный завод и направляя на него в соответствии с учебным планом своих учащихся на производственную практику, осуществляет:
подбор кадров мастеров-наставников, приглашая на работу в лицей высококвалифицированных рабочих;
производит постоянный контроль за качеством обучения, стилем общения, культурой труда мастеров-наставников;
постоянно следит за профессиональным совершенствованием учащихся, контролирует соответствие производственной практики плану и программе профессионального обучения;
соблюдает приоритетность и первоочередность заказов предприятия-партнера, подбирает выгодные в финансовом отношении заказы со стороны для получения дополнительной прибыли;организует в столовой лицея питание практикантов.
Организовать У.з. в п.л. можно для многих интегрированных профессий целого ряда отраслей экономики. Однако, в связи с различным количеством учебных групп и наличием учебно-материальной базы, организация производственной практики на учебном заводе для каждого лицея может иметь различия.
Рассмотрим организацию производственной практики на учебном заводе Невского политехнического лицея им. А.Г. Неболсина (Санкт-Петербург). В этом лицее в течение четырех лет учат интегрированной профессии «мастер по изготовлению, эксплуатации и ремонту санитарно-технических систем и систем вентиляции и кондиционирования воздуха». За это время учащиеся должны освоить следующие навыки и умения: общеслесарные; сборочные: системы вентиляции и сантехники; ремонтные; наладочные; эксплуатационные; экономико-правовые; организационные; коммуникативные.
В Невском политехническом лицее им. А.Г. Неболсина имеются три слесарные мастерские, учащиеся I курса проходят производственную практику один раз в неделю, осваивая общеслесарный курс в течение учебного года. На II, III и IV курсах учащиеся проходят производственную практику на учебном заводе лицея. На каждом курсе обучается по интегрированной профессии три учебные группы по 30 человек в каждой, т.е. 90 человек. Количество учебных мест на учебном заводе характеризуется следующими данными:
1. Цех трубной заготовки – 15 рабочих мест;
2. Участок монтажа и ремонта сантехники – 15 рабочих мест;
3. Участок фланцевой заготовки – 15 рабочих мест;
4. Вентиляционный цех – 30 рабочих мест;
5. Сварочный цех – 15 рабочих мест.
Итого – 90 рабочих мест.
Для того чтобы проследить последовательность перемещения учащихся по рабочим местам, учебные группы обозначаются следующими символами:
I учебная группа – К-1, II учебная группа – К-2, III учебная группа – К-3.
Так как в четырех цехах завода группа делится пополам, а цеха группируются попарно, полученные ситуации обозначим:
I ситуация –включает в себя цеха 1 и 2, II ситуация –включает в себя цех 4,
III ситуация –включает в себя цеха 3 и 5.
Тогда график перемещения групп можно условно изобразить в следующем виде:
 По учебному плану, на II курсе в первом полугодии – 17 недель, во втором – 18 недель. Два дня в неделю учащиеся проходят производственную практику на учебном заводе по 7 часов в день.
Таким образом, за учебный год – 490 часов, плюс три недели сплошной практики, т.е.
105 часов. Всего – 595 часов. В каждой ситуации a, b и g учащиеся находятся по 198 часов. Внутри ситуаций a, b учащиеся через 99 часов переходят в другие цеха.В ситуации a и g, где в каждом цехе по 15 рабочих мест, учащиеся находятся по 7 часов, так как в этом случае группа делится пополам. В ситуации b, где 30 рабочих мест, группа пополам не делится, но и в этом случае учащиеся также находятся на каждом рабочем месте по 7 часов. Через 198 часов группа К-1, которая была в ситуации a, переходит в ситуацию b. Группа К-2 из ситуации b переходит в ситуацию
g. А группа К-3 из ситуации g переходит в ситуацию a. Еще через 198 часов учебные группы вновь меняют ситуации.
Таким образом, за учебный год все 90 учащихся проработают на каждом рабочем месте учебного завода, овладев навыками и умениями шести специальностей в объеме I тарифного разряда. Причем в график смены рабочих мест включены и рабочие места инженера, начальника цеха и бригадира. На III курсе составляется аналогичный график смены рабочих мест. На III курсе, в соответствии с учебным планом, – три дня практики в неделю. В конце III курса учащиеся, пройдя все рабочие места учебного завода, повышают свою квалификацию по всем шести специальностям до II тарифного разряда. Учащиеся IV курса учатся один семестр. По учебному плану на IV курсе 640 чесов отведено на производственное обучение. Так как учащиеся II и III курсов работают на учебном заводе соответственно 2 и 3 дня в неделю, то рабочие места завода в утренние часы, в течение всей рабочей недели, заняты. В связи с этим учащиеся IV курса работают во вторую смену по графику смены рабочих мест. К концу срока обучения по профессии «мастер по изготовлению, эксплуатации и ремонту санитарно-технических систем и систем вентиляции и кондиционирования воздуха» выпускники получают по специальностям следующую квалификацию:
А. Слесарь-сантехник, IV разряд
Б. Слесарь по изготовлению деталей и узлов систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации, III разряд
В. Слесарь по изготовлению узлов и деталей сантехнических систем, III разряд
Г. Слесарь по изготовлению узлов и деталей технологических трубопроводов, III разряд
Д. Слесарь по ремонту и обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования воздуха, IV разряд
Е. Электросварщик ручной сварки, III разряд
Таким образом, выпускник лицея имеет широкий профессиональный кругозор, приобретает навыки и умения не только по изготовлению и монтажу сантехники и вентиляционных систем, но и по эксплуатации и ремонту этих систем в условиях предприятий коммунального хозяйства.
Лит.: Атрашенко А.А. Педагогические условия профессиональной подготовки молодежи для работы в рыночной экономике: Автореф. дисс. на соиск. ученой степени канд. пед. наук. – М., 1994; Профессиональная педагогика: Учебник. – М., 1997; Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. – М., 1991; Иванов С.Н. Дидактические условия производственного обучения по интегрированной группе профессий коммунального хозяйства в профессиональном лицее: Автореф. дисс. на соиск. ученой степени канд. пед. наук. – СПб., 1996; Соколов А.Г. Теория и практика управления средним профтехучилищем. – М., 1988.
С.И. Иванов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.