УЧЕБНЫЙ ПЛАН ВУЗА

Найдено 1 определение
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ВУЗА
документ, определяющий содержание общеобразовательной, общепрофессиональной и профессиональной подготовки специалистов конкретного профиля. В нем реализуются цели и задачи воспитания будущего специалиста; основные принципы отбора научной информации и ее систематизации с учетом межпредметых связей и логики изложения материала; идеи развития личности на основе органического сочетения общего, политехнического и профессионального образования, соединения обучения с производительным трудом; развитие творческого мышления и познавательной активности студентов, их самостоятельности в приобретении знаний, связи теоретической и практической подготовки, преемственности с другими типами учебных заведений.
Разработка учебных планов ведется на основе Государственных образовательных стандартов, типовых учебных планов и интересов конкретного вуза в рамках отведенных ему прав. При этом следует руководствоваться следующими принципами:
принцип гуманистической направленности, ориентированной на удовлетворение образовательных запросов личности, воспитания высоконравственных общечеловеческих качеств будущего специалиста. Этот принцип предполагает включение в содержание всех учебных курсов (не только гуманитарных, но и естественнонаучных, технических и производствено-технологических) сведений о роли и месте человека в социальном, экономическом и научно-техническом прогрессе, его ответственности за будущее цивилизации;
принцип научности, предполагающий соответствие содержания образования уровню и перспективам развития науки, формирование у студента научного мировоззрения на основе правильных представлений об общих и специальных методах научного познания, усвоения основных закономерностей процесса познания с позиций диалектического материализма;
принцип систематичности и последовательности, требующий располагать учебные дисциплины с учетом логики изучаемой научной системы знаний и закономерности развития научных понятий в сознании студентов;
принцип доступности, учитывающий уровень подготовки студентов;
принцип единства обучения, воспитания и развития, предполагающий неразрывную связь обучения с формированием мировоззренческих, поведенческих и творческих качеств личности каждого студента;
принцип связи теории с практикой при ведущей роли теории, предполагающий необходимость подведения студентов к пониманию значения теории в жизни, практике, в производительном труде; развития у них способностей умелого применения усвоенных знаний, навыков и умений для решения задач практического производственного характера;
политехнический принцип, предусматривающий целостность общего политехнического и профессионально-политехнического образования и обеспечивающий профессиональную мобильность специалиста, его способность ориентироваться в системе общественного производства, в кратчайший срок адаптироваться к изменениям в организации и содержании труда;
принцип профессиональной направленности, предусматривающий общую ориентацию всех изучаемых дисциплин на конечные результаты обучения студентов, связанные с приобретением конкретной специальности;
принцип стабильности и динамичности, предполагающий наличие стабильной (базисной) части содержания учебных предметов и динамичной (специальной) части, изменяемой с учетом требований производства к подготовке специалистов;принцип унификации и дифференциации, обусловленный объективными особенностями и закономерностями характера и содержания труда специалистов данного профиля и квалификации и учитывающий индивидуальные особенности студентов;
принцип преемственности содержания образования данной ступени с предшествующей и последующей ступенями, а также с разнообразными видами неформального образования и самообразования;
принцип информационной технологичности обучения, ориентированный на применение в воспитательном, образовательном процессе педагогически оправданных средств информационной, компьютерной техники (персональных компьютеров, информационных банков данных и знаний, компьютерных экспертных систем и т.п.).
Характерной особенностью нового поколения учебных планов вузовской системы обучения является создание условий, способствующих самоактуализации и самореализации личности, призванной обеспечить учет индивидуальных познавательных особенностей студентов, их интересы и наклонности. Реализация данной идеи выражается в блочном построении учебных планов с большим выбором элективных курсов, рейтинговой системой оценки знаний (количественной системой «зачетных единиц»), широким спектром возможностей для самостоятельной углубленной профессиональной специализации; в создании возможности применения открытых систем обучения, позволяющих организовать обучение студентов по индивидуальным программам.
Лит.: Меняев А. Учебная работа в техническом вузе. – М., 1991; Селезнева Н., Татур Ю. Проектирование квалификационных требований к специалисту с высшим образованием.
– М., 1996; Чернилевский Д.В., Филатов О.К. Технология обучения в высшей школе. – М., 1996.
Д.В. Чернилевский

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.



Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
423.27 кб

О методах расчета трудоемкостей дисциплин в учебном плане вуза

Дроздов Н. А.
В статье рассмотрены основные методы расчета трудоемкостей дисциплин, общие вопросы применения экспертных знаний, модель расчета трудоемкостей на основе рейтинга дисциплин, а также оценка результата.
Читать PDF
1.10 мб

Становление системы учебного планирования в педагогических вузах Китая

Тищенко Дарья Евгеньевна
В статье рассматриваются особенности организации учебных дисциплин педагогических вузов Китая в историческом аспекте.
Читать PDF
1.96 мб

Анализ программных продуктов для автоматизации формирования учебного плана вуза

Фридман Ольга Владимировна
В статье проведен анализ программных продуктов, предназначенных дляавтоматизации формирования учебных планов вузов. Анализ доступныхпрограммных продуктов показал, что все из рассмотренных пакетов обладаютразличными недостатками.
Читать PDF
1.91 мб

Информационная система «Учебный план» и автоматизированный расчет нагрузки кафедры вуза

Нищев Константин Николаевич, Смольянов Андрей Григорьевич, Новопольцев Михаил Ильич
В статье описывается часть пакета программ, предназначенных для автоматизированной обработки информации, связанной с организацией учебного процесса.
Читать PDF
321.78 кб

Автоматизированный анализ и синтез учебных планов вуза на основе массива дидактических единиц

Бронов С. А., Степанова Е. А., Калиновский К. В., Соколов И. В., Храброва Н. С.
Рассмотрен новый подход к автоматизированному анализу и синтезу учебных планов вуза, основанный на использовании массива дидактических единиц, из которых выстраиваются образовательные цепочки, которые затем оформляются в виде учеб
Читать PDF
461.37 кб

Автоматизированные системы планирования учебного процесса вуза: сущностные проблемы внедрения

Дочкин Сергей Александрович
Темпы внедрения информационно-коммуникационных средств растут с каждым годом, однако эффективность их использования остается не высокой, особенно в части управления сложными организациями, например вузом.
Читать PDF
495.10 кб

О «Бесстыдно низком» уровне подготовки врачей в ВУЗах и обновлении учебных планов всех медицинских В

О «бесстыдно низком» уровне подготовки врачей в ВУЗах и обновлении учебных планов всех медицинских ВУЗов страныRegarding «shamelessly low» level of preparation of physicians in Universities and update of curriculums of all medical