УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ

Найдено 1 определение
УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ
многофункциональное государственное учреждение дополнительного профессионального образования, реализующее и координирующее дополнительные (включая услуги по профориентации) и основные профессиональные образовательные программы различного уровня в зависимости от спроса на рынке труда в рамках осуществления государственной политики занятости населения.
У.ц.с.з. созданы в соответствии с законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Учебные центры и оказываемые ими образовательные услуги входят в систему профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения.
Фактором, определяющим деятельность учебных центров, является функционирование региональных (территориальных) органов занятости, обеспечивающее опосредованное воздействие на них административных, экономических и иных организационных структур. В той или иной степени на эффективность деятельности учебных центров влияет взаимодействие с образовательными учреждениями и работодателями, причем как с «сопроизводителями», так и с потребителями их услуг.
Специфика активной политики занятости, в том числе и ее важнейшего направления – профессионального обучения безработных граждан, незанятого населения и высвобождаемых работников в первую очередь определяется региональными условиями. Поэтому деятельность региональных У.ц.с.з. направлена на переход от отраслевого принципа организации подготовки кадров к территориальному, созданию равных возможностей и повышению конкурентоспособности безработных граждан и незанятого населения, в особенности слабо защищенных его слоев, содействию их трудоустройству. Таким образом, учебные центры входят как в образовательную, так и управленческую структуру региональных (территориальных) органов и учреждений.
В соответствии со спецификой учебного центра основными видами его деятельности являются: организационная (планирование, координация, контроль), методическая, научно-методическая, образовательная (обучение, разработка программ, алгоритмов и технологий, изучение и распространение опыта работы, экспериментирование, оказание профориентационных, внедренческих и других услуг), научная (экспертные оценки, социологические исследования, создание мониторинговых систем, новых технологийобучения и т.п.). В зависимости от особенностей конкретного региона удельный вес образовательной, организационной, научной и т.д. видов деятельности У.ц.с.з. различен, и в этом также заключается гибкость их функционирования.
Образовательная деятельность учебного центра в широком аспекте означает: осуществление права человека на образование;
осуществление права человека на труд (определенный уровень гарантий занятости);
момент занятости человека (профессиональное обучение как вид деятельности в сфере занятости);
формирование общей готовности к самоопределению, помощь в конкретном выборе; обеспечение профессиональной мобильности человека;
минимизацию негативных социальных, экономических, психологических, нравственных последствий пребывания человека в пограничной ситуации безработного;
формирование профессионально-квалификационной структуры территорий и отдельных хозяйственных организмов;
развитие трудового потенциала;
механизм претворения в жизнь принципов непрерывного образования; направление инвестиционной политики (вложения в «человеческий капитал»);
форму распределения доходов в пользу малообеспеченных, слабозащищенных слоев (групп) населения.
Важной функцией учебного центра является организация постоянного мониторинга за адаптацией обученных граждан к труду по полученной профессии, специальности, виду трудовой деятельности.
Образовательная деятельность учебных центров предоставляет возможность и условия безработным гражданам участвовать в реализации программ профессионального обучения путем подготовки, переподготовки, профессиональной подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации, стажировки и т.д., способствующих удовлетворению их личных запросов и повышению конкурентоспособности на рынке труда.
Специфика контингента обучающихся в учебных центрах заключается в следующем: различный возрастной спектр – от выпускников школ до пенсионеров;
различный образовательный уровень – от неполного среднего образования до высшего профессионального;
повышенные мотивационные аспекты обучаемых;
направленность на престижные и высокооплачиваемые виды деятельности.
Отсюда вытекает вынужденность формирования учебных групп по различным половозрастным и образовательным критериям, необходимость гибкого реагирования на потребности рынка труда путем введения новых профессий и специальностей, оперативное обновление содержания обучения, возможность приема на обучение в любое время года.
Эти особенности, в свою очередь, обусловливают выбор таких технологий обучения, которые обеспечат выбор оптимальных сроков обучения, жесткий отбор, структурирование и высокую плотность подачи учебного материала, использование различных психологических методов и приемов, обеспечивающих эффективность учебногопроцесса и т.д. Таким образом, речь идет о создании необходимой комфортной образовательно-методической среды для обучаемых.
У.ц.с.з. играют существенную роль в общем объеме профессионального обучения безработных граждан. Кроме того, учебные центры оказывают содействие органам службы занятости в наращивании уровня их кадрового потенциала путем систематического повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.
Учебные центры предоставляют предприятиям, учреждениям, организациям на основе их заявок и договоров с ними услуги по опережающему профессиональному обучению высвобождаемых работников.
Учебные центры являются методическими структурами по участию в разработке региональных компонентов образовательных стандартов, в методическом обеспечении и оценке результатов профессионального обучения безработных граждан в других образовательных учреждениях (их более 3 тыс.) по договорам со службой занятости, соответствующем информационном обеспечении органов управления образованием, служб занятости и т.п.
Партнеры и клиенты учебного центра определяются в процессе решения следующих задач (особенно связанных с выполнением прогностических функций):
формирование прогноза развития направлений профессионального обучения безработных граждан на очередной календарный период (проводится ежегодно);
определение приоритетных целей развития системы профессионального обучения и выявление потребности в новых программах профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения по новым профессиям, специальностям и видам деятельности, формируемым современным рынком труда;
выявление наиболее вероятных направлений в развитии профессионального обучения безработных в России с целью упреждающей разработки учебных модулей по ним;
разработка научных, учебно-методических материалов для повышения уровня профессионального обучения безработных граждан, в том числе на основе использования интенсивных технологий, методов обучения;
разработка нормативов стоимости обучения безработных граждан с учетом региональных особенностей;
мониторинг эффективности профессионального обучения безработных граждан.
Модельные У.ц.с.з. представляют собой оптимальный вариант организации современного учебного центра, его образец. Модельные учебные центры служат в качестве экспериментальной базы для отработки и последующего внедрения различных направлений деятельности.
Так, Самарский модельный учебный центр создан для апробирования современных учебных технологий, комплексного методического обеспечения опережающего профессионального обучения безработных граждан, незанятого населения и высвобождаемых работников в области предпринимательства с использованием структуры бизнес-инкубатора с целью создания конкурентоспособных малых предприятий. Задачей этого учебного центра является также разработка и внедрение в практику работы служб занятости механизма реализации государственной политики в области самозанятости населения и создание рабочих мест через развитие предприятий малого и среднего бизнеса. Центр содействует созданию обученным безработным собственного дела, проводит экспертизу бизнес-планов, оказывает помощь в регистрации предприятий, заключении договоров, рекламе и сбыте, получении кредитов, предоставляет постоянные консультации гражданам.
Учебные центры могут быть как самостоятельными юридическими лицами, так и интегрироваться с профессиональными образовательными учреждениями, совмещая при этом соответствующие функции.Учебные центры по своему уровню могут быть федеральными, межрегиональными (межтерриториальными), региональными (территориальными), городскими и районными.
П.Н. Новиков

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.