УЧЕБНЫЙ ЦЕХ

Найдено 1 определение
УЧЕБНЫЙ ЦЕХ
(участок – отличается меньшими масштабами) предприятия – одна из форм организации трудового, профессионального обучения, общественно полезного, производительного труда учащихся старших классов общеобразовательной школы. У.ц. начали создаваться предприятиями во второй половине 50-х гг. для практического обучения старшеклассников по курсу «Основы промышленного производства». Широкое распространение получили после принятия в 1958 г. закона об укреплении связи школы с жизнью, став основной формой организации производственного (профессионального) обучения учащихся IX–XI классов средних, в основном городских, школ. После 1966 г. количество У.ц. резко сократилось. С начала 70-х гг. оно снова стало расти, особенно после введения в действие в 1978 г. положения о базовом предприятии средней школы, определившем создание У.ц. как одно из приоритетных направлений участия производства в трудовой подготовке школьников. В 1985/1986 учебном году в таких цехах обучалось около 17% учащихся VIII–XI классов.
Организация У.ц., их работа в 70–80-х гг. характеризовалась следующими чертами. У.ц. обычно создавался по взаимному соглашению местного органа народного образования и предприятия – в зависимости от возможностей последнего для одной школы или нескольких. Цех, являясь во всех случаях структурным подразделением предприятия, мог размещаться как на его территории, так и вне ее, в специально построенном или приспособленном помещении, в том числе в здании школы. Профессии, по которым обучались ученики, содержание их общественно полезного, производительного труда определялись с учетом профиля предприятия, его потребности в кадрах, материальных и финансовых возможностей, а также интересов подростков.
У.ц. крупного предприятия мог осуществлять подготовку по 10–12 профессиям, иметь в своем составе соответствующее количество учебно-производственных участков, учебных кабинетов для теоретических занятий, различные вспомогательные и другие помещения. Вместе с тем было много У.ц. с обучением по 2–3 профессиям, имеющих 3–5 десятков рабочих учебно-производственных мест (еще меньше назывались участками). Все У.ц. оснащались технологическим и другим оборудованием предприятия, обслуживались ими в производственном и хозяйственно-бытовом отношении, полностью находились на их содержании. Для руководства У.ц., обучения и организации общественно полезного, производительного труда учащихся предприятие выделяло своих специалистов и квалифицированных рабочих, оплачивало их работу. В организации учебно- воспитательного процесса в У.ц., его учебно-методическом обеспечении принимали участие школы и местные органы народного образования. С конца 80-х гг., в связи со свертыванием школьной реформы 1984 г., наступлением экономического кризиса, количество У.ц. опять резко пошло на убыль. К концу 90-х гг. их почти не осталось. С условием экономического роста, увеличением потребности производства в кадрах, с дальнейшим развитием рыночных отношений эта эффективная (благодаря прямому участию предприятий) форма трудовой подготовки школьников может снова получить широкое распространение.
А.П. Аверичев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.