УЧЕБНЫЕ (учебно-показательные) МАСТЕРСКИЕ

Найдено 1 определение
УЧЕБНЫЕ (учебно-показательные) МАСТЕРСКИЕ
тип школьного профессионального заведения, рациональная и педагогически целесообразная форма ученичества в дореволюционной России и первые годы советской власти. Массовое распространение получили с середины 80-х гг. XIX в. Инициатива по их созданию принадлежит технической интеллигенции. Ее организаторами были Общество улучшения народного труда, Санкт-Петербургское кредитное общество, Постоянная комиссия по техническому образованию Русского технического общества и Особая комиссия по ремесленному ученичеству при нем и др. Необходимость этого типа низшего профессионального образования, сочетающего практическую подготовку с элементарным профессиональным и начальным общим образованием дали К.Д. Ушинский («Необходимость ремесленных школ в столицах», 1868) и Е.Н. Андреев («Об образовании мастеров», 1868). П.А. Мясоедовым был разработан проект «Устройство ремесленных школ под названием «Учебные мастерские» (1882). Организация и методика деятельности У.м. стимулировали развитие педагогики профессионального обучения.
У.м. создавались как при заводских школах, так и непосредственно на производстве. Их открытие часто регулировалось числом вакансий, открывающихся каждый год на окрестных заводах. Содержались они за счет частной, общественной, государственной инициативы и земств, а также за счет средств от продажи изделий учащихся. Учебные мастерские были нескольких типов: ремесленно-промышленные У.м., технические и ремесленные У.м. и курсы, учебно-показательные мастерские.
Учебно-показательные мастерские, содержавшиеся земствами, Попечительством о домах трудолюбия, предназначались, главным образом, для подростков. Никаких формальностей (прошений, документов и пр.) не требовалось. Подготовка в них состояла в наглядном практическом и по возможности систематическом обучении ремеслу на цельных вещах и предметах, имевших рыночную ценность, а также в ознакомлении всех желающих с образцами преподаваемых ремесел, с инструментами, орудиями и материалами производства. В свободные от занятий часы неграмотные и малограмотные учащиеся обучались закону божьему, грамоте, письму, счету, пению, рисованию, черчению.
Производственные мастерские разделялись на два вида: в одних обучение носило чисто практический характер в непосредственной связи с фабрично-заводской деятельностью (устраивались Министерством финансов для удовлетворения интересов обрабатывающей промышленности и готовили ткачей, мукомолов, пивоваров, винокуров и др.), в других
– преследовали цели научить первоначальным приемам ремесла, дать через элементарное техническое образование по изучаемым ремеслам, а также дополнить общее образование учеников. В Лиговской и Путиловской учебных мастерских Петербурга преподавались закон божий, русский язык, арифметика, геометрия, история, технология, черчение, рисование, пение. В них готовили ремесленных учеников для заводов. Срок обучения в У.м. колебался от 2-х до 4-х лет. Типичной по организации и содержанию образования была Карачевская четырехлетняя земская ремесленная У.м. В течение дня ученики занимались в У.м. утром от 8 до 12 и с 14 до 16 часов. Уставом было предусмотрено изучение столярного, слесарного, кузнечного мастерства и черчения. По усмотрению Совета У.м. вводились классные занятия для повторения курса начальных школ. Ученики принимали участие под руководством мастера и учителя в исполнении заказов. По окончании выдавалось свидетельство об изучении ремесла. В 80-х и 90-х гг. XIX в. учебные, особенно учебно-показательные мастерские получили значительное распространение.
В 20-е гг. ХХ в. на базе дореволюционных ремесленных училищ и школ, ремесленных и У.м. для подготовки мастеров для кустарного производства и потребностей села создавались учебные мастерские. В 1920/21 учебном году их было около 1000.
Подвергались значительной перестройке. В период нэпа У.м. были переведены наместный бюджет, что привело к значительному сокращению их сети и контингента. Однако индустриализация в стране потребовала укрепления и развития У.м. Численность У.м. (с 1927 г. – учебно-производственных) в 1925/1926 учебном году составила 230 (17 тыс. учащихся). В 1929–1932 гг. учебно-показательные мастерские подвергались коренной реорганизации, что было связано с реконструкцией промышленности, возникновением новых форм организации производства. Они были переданы в ведение промышленности и реорганизованы в школы ФЗУ, сохранившись в основном в системе промкооперации, а также в отдельных республиках.
Лит.: Корольков Н.М. Краткий обзор деятельности Постоянной комиссии по техническому и профессиональному образованию. – СПб., 1912; Максимов Е.Д. Учебно-показательная мастерская в ряду других учреждений ремесленного обучения. – СПб., 1912; Очерки истории профессионально-технического образования в СССР. – М., 1981.
Н.И. Еналеева, Е.Г. Осовский

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.