общеобразовательной школы – специально оборудованные помещения для трудового обучения учащихся. Впервые в России появились в конце XIX в. как классы ручного труда для мальчиков и рукоделия для девочек в связи с введением в общеобразовательных учебных заведениях трудового обучения. Широкого распространения они не получили. В 20–30-х гг. в период попыток строительства новой, трудовой, политехнической школы У.м., рабочих комнат стало сравнительно много, хотя, как правило, плохо оборудованных. В конце 30-х гг. их ликвидировали вследствие отмены трудового обучения. В 50–60-х гг. с его восстановлением У.м. были созданы, нередко с помощью предприятий, в большинстве неполных и полных средних школ. Дальнейшему их развитию в количественном и качественном отношении способствовали меры по улучшению снабжения школ соответствующим оборудованием, а также разработка и утверждение Минпросом СССР положения о школьных мастерских (1978 и 1986 гг.) и периодически обновляемых перечней учебно-наглядных пособий и учебного оборудования. В середине 80-х гг. никаких мастерских не имели менее 0,5% средних школ и около 3% неполных средних школ. Правда, значительная часть из них, особенно в сельской местности, была оборудована слабо.
Институт школьных У.м., сложившийся в середине 80-х гг., характеризовался нашедшими свое отражение в положении 1986 г. следующими чертами. Назначение мастерских: трудовое обучение учащихся V–VII классов; в отдельных случаях профессиональная подготовка учащихся VIII–IX классов (профили «Деревообработка», «Металлообработка», «Обработка тканей» и некоторые другие); организация общественно полезного, производительного труда; проведение факультативных и кружковых занятий. В школе могли быть мастерские: для трудового обучения и общественно полезного труда учащихся I–IV классов по обработке металла, по обработке древесины (или комбинированные по обработке металла и древесины), по обработке тканей, для работ с пищевыми продуктами. При необходимости создавались межшкольные У.м. Кроме предусмотренного перечнями, было и другое оборудование, в том числе самодельное. В оснащении мастерских, обеспечении их инструментами, материалами, ремонте оборудования принимало участие базовое предприятие школы. В мастерских были рабочие места учащихся индивидуального и коллективного пользования и рабочее место учителя. Большое внимание при создании мастерских, организации их работы уделялось охране труда и соблюдению правил техники безо-пасности, санитарно-гигиенических требований. Администрация школы обязана была заботиться о модернизации мастерских, пополнении их оборудованием, инструментами, приспособлениями, материалами, улучшении их технического обслуживания, рационализации рабочих мест. В 90-х гг. количество У.м. сокращается, неуклонно увеличивается число школ, в которых они отсутствовали полностью. Из-за нехватки финансовых средств, прекращения участия предприятий в трудовой подготовке школьников растут трудности с поддержанием мастерских на уровне, соответствующем требованиям учебно-воспитательного процесса.
А.П. Аверичев
591.30 кб
Оптимизация урока производственного обучения в учебных мастерских
В данной статье рассматривается одна из важнейших педагогических проблем оптимизация урока производственного обучения в учебных мастерских.