УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
комбинированная модель образовательного учреждения, сочетающая в себе учреждение дополнительного образования и одно или несколько образовательных учреждений других видов.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
Учебно-воспитательный комплекс
школа-комплекс, в Российской Федерации педагогическое объединение, в состав которого входит общеобразовательная школа с филиалами учреждений дополнительного образования детей, культуры, работающие по единому плану и режиму школы продлённого дня. В учебновоспитательный комплекс может входить также дошкольное учреждение. Впервые учебно-воспитательные комплексы были созданы в середине 70-х гг. в Белгородской и Курской областях. Теоретические и методические предпосылки организации учебновоспитательного комплекса заложены в исследованиях и научнопрактическом опыте С.Т. Шацкого и В.А. Сухомлинского по выявлению форм взаимодействия школы с социальной средой, путей расширения сферы деятельности школы. Учебно-воспитательные комплексы дают возможность органически соединить общее образование с дополнительным образованием детей. Для организации массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности служат не только занятия в различных кружках, секциях в творческих объединениях, но и спортивные занятия, ритмика и хореография. Они включаются в расписание уроков и являются обязательными для всех учащихся. Таким образом, создаются условия для развития каждого ребёнка вне зависимости от его способностей к академическому учению.
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
УВК), школа-комплекс, в Рос. Федерации пед. объединение, в состав к-рого входят общеобразовательная школа с филиалами учреждений доп. образования, культуры, работающие по единому плану и режиму школы продленного дня. В УВК может входить также дошк. учреждение. Впервые УВК созданы в сер. 70-х гг. в Белгородской и Курской областях.
Теоретич. и метод, предпосылки организации УВК заложены в исследованиях и науч.-практич. опыте С. Т. Шацкого, В. А. Сухомлинского по выявлению форм взаимодействия школы с социальной средой, путей расширения сферы деятельности учащихся.
Создание и быстрое распространение школ-комплексов связано с усложнением функций совр. школы. Интеграция вос-питат. ин-тов общества не только повышает эффективность их работы, но и дает возможность «разомкнуть» традиц. рамки пед. системы: организуются (школы - центры активной воспитат. работы), социально-пед. и культурно-спорт. комплексы, воспитат. центры и др. объединения, характерные для города. УВК перспективны для районов, где ослаблены связи с традиц. общедоступными культурными центрами и где школа заинтересована в интересах воспитания учащихся привлекать доп. пед. силы. Сел. школе организация УВК позволяет улучшить свое материальное и кадровое положение, обеспечить условия для закрепления выпускников на селе. Школы-комплексы органично включаются в социально-культурную жизнь села, способствуют педагогизации окружающей социальной среды, поднятию ее общекультурного уровня.
В последние годы в связи с изменением социально-экон. условий наблюдается рост числа УВК, в т. ч. и в больших городах (Москва, С.-Петербург и др.).
Материально-техн. база школы-комплекса создается не только органами управления образованием, но и др. структурами разл. ведомственной подчиненности (соучредителями УВК), чьи подразделения (филиалы муз., худож., спорт школ). входят в его состав.
УВК создается на базе общеобразоват. школы и может включать филиалы муз., худож., спорт, школ. Труд педагогов оплачивается органами муниципального управления, спорт, и др. обществ, орг-циями. Их работники участвуют в проведении внеурочной воспитат.-образоват. деятельности, трудового обучения и производит, труда учащихся. Внешк. учреждения могут финансироваться из фондов базового предприятия. В состав сел. УВК входят.н. ученич. производств, бригады; к их руководству привлекаются работники х-ва (агрономы, зоотехники, инженеры).
Направляет работу всех подразделений УВК координационный совет, в составе к-рого директор общеобразоват. школы, его заместители, руководители учреждений культуры и доп. образования, представители базового предприятия. Специалисты, работающие в школе-комплексе, - члены единого пед. коллектива. Для совершенствования их деятельности создаются совместные метод, объединения.
УВК дают возможность органически соединить общее образование с дополнительным, способствуют муз., худож., физич. развитию. Для организации массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности служат не только занятия в разл. кружках, секциях, в творч. объединениях, но и эсте-тич. всеобуч, спорт, часы, ритмика и хореография. Они включаются в расписание уроков и являются обязательными для всех учащихся. Т. о. происходит углубление интересов школьников к тому или иному виду деятельности, выявляются их потенциальные способности. При этом положит, роль играет переформирование коллективов учащихся во внеурочное время, расширение круга общения со взрослыми и сверстниками.
Особенность УВК в том, что в нем создаются условия для развития каждого ребенка вне зависимости от его способностей к академич. учению. Возможность выхода в новые сферы деятельности, успех в них помогают ребенку утвердиться как личности и положительно сказываются на результатах общего образования.
Для УВК характерны: общекультурная направленность уч.-воспитат. процесса; усиление межпредметных связей; повышение воспитат. уровня урока; сближение процессов обучения, воспитания и развития. В школах-комплексах выражена тенденция к становлению целостной системы образования, охватывающей как урок, так и внеклассную и внеурочную деятельность, досуг. Все это создает условия для формирования у школьников потребности в овладении достижениями культуры, развитии познават. и творческой активности.
Лит.: Школа смотрит в будущее, М., 1985; Щетинин М. П., Объять необъятное, М., 1986; Димова И., Евладова Е., Шесть вопросов на одну тему, НО, 1986, № 7; Уч.-воспитат. комплекс: опыт, проблемы, перспективы, М., 1989; В у л ф о в Б. 3. [и др.], Уч.-воспитат. комплекс, СП, 1989, № 8.
Е. Б. Евладова.
Теоретич. и метод, предпосылки организации УВК заложены в исследованиях и науч.-практич. опыте С. Т. Шацкого, В. А. Сухомлинского по выявлению форм взаимодействия школы с социальной средой, путей расширения сферы деятельности учащихся.
Создание и быстрое распространение школ-комплексов связано с усложнением функций совр. школы. Интеграция вос-питат. ин-тов общества не только повышает эффективность их работы, но и дает возможность «разомкнуть» традиц. рамки пед. системы: организуются (школы - центры активной воспитат. работы), социально-пед. и культурно-спорт. комплексы, воспитат. центры и др. объединения, характерные для города. УВК перспективны для районов, где ослаблены связи с традиц. общедоступными культурными центрами и где школа заинтересована в интересах воспитания учащихся привлекать доп. пед. силы. Сел. школе организация УВК позволяет улучшить свое материальное и кадровое положение, обеспечить условия для закрепления выпускников на селе. Школы-комплексы органично включаются в социально-культурную жизнь села, способствуют педагогизации окружающей социальной среды, поднятию ее общекультурного уровня.
В последние годы в связи с изменением социально-экон. условий наблюдается рост числа УВК, в т. ч. и в больших городах (Москва, С.-Петербург и др.).
Материально-техн. база школы-комплекса создается не только органами управления образованием, но и др. структурами разл. ведомственной подчиненности (соучредителями УВК), чьи подразделения (филиалы муз., худож., спорт школ). входят в его состав.
УВК создается на базе общеобразоват. школы и может включать филиалы муз., худож., спорт, школ. Труд педагогов оплачивается органами муниципального управления, спорт, и др. обществ, орг-циями. Их работники участвуют в проведении внеурочной воспитат.-образоват. деятельности, трудового обучения и производит, труда учащихся. Внешк. учреждения могут финансироваться из фондов базового предприятия. В состав сел. УВК входят.н. ученич. производств, бригады; к их руководству привлекаются работники х-ва (агрономы, зоотехники, инженеры).
Направляет работу всех подразделений УВК координационный совет, в составе к-рого директор общеобразоват. школы, его заместители, руководители учреждений культуры и доп. образования, представители базового предприятия. Специалисты, работающие в школе-комплексе, - члены единого пед. коллектива. Для совершенствования их деятельности создаются совместные метод, объединения.
УВК дают возможность органически соединить общее образование с дополнительным, способствуют муз., худож., физич. развитию. Для организации массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности служат не только занятия в разл. кружках, секциях, в творч. объединениях, но и эсте-тич. всеобуч, спорт, часы, ритмика и хореография. Они включаются в расписание уроков и являются обязательными для всех учащихся. Т. о. происходит углубление интересов школьников к тому или иному виду деятельности, выявляются их потенциальные способности. При этом положит, роль играет переформирование коллективов учащихся во внеурочное время, расширение круга общения со взрослыми и сверстниками.
Особенность УВК в том, что в нем создаются условия для развития каждого ребенка вне зависимости от его способностей к академич. учению. Возможность выхода в новые сферы деятельности, успех в них помогают ребенку утвердиться как личности и положительно сказываются на результатах общего образования.
Для УВК характерны: общекультурная направленность уч.-воспитат. процесса; усиление межпредметных связей; повышение воспитат. уровня урока; сближение процессов обучения, воспитания и развития. В школах-комплексах выражена тенденция к становлению целостной системы образования, охватывающей как урок, так и внеклассную и внеурочную деятельность, досуг. Все это создает условия для формирования у школьников потребности в овладении достижениями культуры, развитии познават. и творческой активности.
Лит.: Школа смотрит в будущее, М., 1985; Щетинин М. П., Объять необъятное, М., 1986; Димова И., Евладова Е., Шесть вопросов на одну тему, НО, 1986, № 7; Уч.-воспитат. комплекс: опыт, проблемы, перспективы, М., 1989; В у л ф о в Б. 3. [и др.], Уч.-воспитат. комплекс, СП, 1989, № 8.
Е. Б. Евладова.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия