УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ ФИРМА

Найдено 1 определение
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ ФИРМА
новая организационно-педагогическая форма профессионального обучения и повышения квалификации специалистов коммерческих профессий.
Проекты развития современного образования и повышения квалификации в сфере коммерческих профессий имеют важное значение. В новых социально-экономических условиях образованные коммерсанты с высоким уровнем знаний и сформированными умениями сегодня пользуются повышенным спросом, поскольку это действительно необходимо на этапе перехода к рыночной экономике, создания предприятий малого и среднего бизнеса, предприятий различной формы собственности.
Идея создания организационно-педагогической формы профессионального обучения как учебно-тренировочная фирма обусловлена объективными требованиям к организации профессионального образования, ориентированного на современный рынок труда.
Эта форма профессиональной подготовки в последние годы получила развитие в Германии и других странах.
УТФ имитируют работу действующих торговых предприятий, заключают между собой контракты, имеют свою банковскую систему с рыночными законами страны, поддерживают постоянную связь с центрами занятости, сотрудничают с учебными фирмами других стран.
В сравнении с другими формами профессионального образования УТФ дает возможность работать в соответствии с реальной деятельностью, содействовать установлению деловых отношений между фирмами и формировать профессиональные навыки, работать более продуктивно, особенно в сфере покупки-продажи.
Учебный процесс в УТФ организован таким образом, что студенты знакомятся как с общепринятыми, так и новейшими методами соответствующей отрасли. Они самостоятельно овладевают операциями во всех отделах тренировочной фирмы на рабочих местах под руководством преподавателя-инструктора, овладевают опытом работы коллектива, принятия решений, устранения конфликтов и т.д. Профессиональное обучение осуществляется в процессе конкретной деятельности с широким использованием современной информационно-вычислительной техники и средств коммуникации.
Обучение в УТФ, ориентированное на практическую деятельность, имеет ряд преимуществ:практическое обучение происходит в процессе работы действующего предприятия, что близко к реальной действительности (только товары и деньги являются фиктивными), и возможно для разных коммерческих профессий как в процессе подготовки, так и повышения квалификации и переквалификации;
обучение в процессе работы действующего предприятия помогает усвоить механизмы народнохозяйственных взаимосвязей;
студенты работают и упражняются, приобретая опыт во всех отделах фирмы на современной офисной технике, могут учиться на сделанных ошибках, так как не могут принести реального ущерба;
студенты учатся жить в рабочем коллективе и приобретают такие навыки, как коммуникабельность и умение решать конфликты;
работа с внешними партнерами дает возможность учиться с использованием различных видов современной коммуникации;
международные деловые связи позволяют применять иностранный язык на практике, что является мотивацией к углубленному изучению языков;
овладение практическими навыками в условиях реальной работы позволяет студентам после УТФ свободно перейти к трудовой деятельности, как полноценным специалистам, что увеличивает вероятность трудоустройства выпускников.
Наряду с этим следует заметить, что учебно-тренировочная фирма не может полностью заменить реальные экономические отношения. Поэтому частью обучения является прохождение практики на действующем предприятии, что одновременно является эффективным путем поиска будущей работы.
Несмотря на все преимущества, которые имеют УТФ в практической подготовке специалистов коммерческой сферы деятельности, одной из проблем являются сравнительно большие расходы на такую технологию обучения. Это первоначальные инвестиции на оборудование и оснащение УТФ современной офисной техникой и текущие расходы на содержание техники, материалы, канцтовары, почтовые расходы, коммуникацию и т.д. Поэтому нужно стремиться к полной нагрузке УТФ и к эффективному использованию всех средств.
Содержание созданного нового основного курса по специальности «Коммерческая деятельность» со сроком обучения один год составляет базу коммерческих знаний, на основании которой осуществляется дальнейшая специализация. Это создает условия для сознательного выбора студентами будущей специализации.
Преимущества основного курса также и в том, что с меньшими затратами времени и труда можно создать учебно-нормативную методическую документацию (куррикулы) для других коммерческих профессий. Например, рабочей группой за короткое время был создан куррикулум по специальности «Коммерсант промышленности».
Цель названного проекта – создание новой модели технологии профессиональной подготовки специалистов в области коммерции и мультипликация (распространение) этого опыта на другие учебные заведения профессионального образования.
Основной целью подготовки мультипликаторов является формирование предпосылок для создания сети учебных заведений профессионального образования, способных осуществлять подготовку квалифицированных работников в области коммерции на качественно новом высоком уровне.
При этом решаются следующие основные задачи:
передача опыта организации и осуществления подготовки квалифицированных работников в области коммерции;
передача технологии профессионального образования в форме учебно-тренировочных фирм;механизмы контактов и сотрудничества с другими учебно-тренировочными фирмами, в том числе западноевропейских стран.
Передача опыта и технологии предполагает прежде всего отбор учебных заведений, на базе которых планируется создание учебно-тренировочных фирм, отбор и подготовку преподавателей-инструкторов.
Специфика практического обучения в УТФ состоит в том, что обучение студентов осуществляется в процессе производственной деятельности предприятия. Поэтому преподаватель-инструктор должен одновременно обеспечить выполнение всех работ для рентабельной работы предприятия и обучения студентов соответственно учебной программе.
При этом преподаватель выполняет одновременно роль руководителя фирмы, отдела, а студенты – сотрудников отделов учебно-тренировочной фирмы. Перед преподавателем стоит задача планирования выполнения задания таким образом, чтобы, имея определенную сложность, они соответствовали уровню подготовленности студента. При планировании и распределении задач необходимо обязательно учитывать, что в отделах могут находиться студенты разных специализаций и разных курсов с различным уровнем подготовленности. Это выдвигает высокие требования к компетентности и мастерству преподавателя-инструктора УТФ.
При отборе преподавателей для работы в учебно-тренировочной фирме выдвигаются следующие основные требования:
специальная экономическая подготовка и педагогическая компетентность;
практический опыт работы в коммерческих структурах, в сфере делопроизводства; преподавательской работы в профессионально-техническом учебном заведении;
знание одного из иностранных языков (английский, немецкий);
умение работать на персональном компьютере, знание офисной техники.
Новая технология обучения при подготовке и повышении квалификации специалистов коммерческих профессий в УТФ требует создания сети учебно-тренировочных фирм, которые смогут активно сотрудничать между собой, а также на внешнем рынке с тем, чтобы создаваемая система профессионального обучения коммерческим профессиям соответствовала международным стандартам.
О. Щербак

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.