УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ МАСТЕРСКИЕ

Найдено 1 определение
УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ МАСТЕРСКИЕ
(УПМ, школьные и межшкольные) – одна из форм организации трудовой подготовки учащихся преимущественно старших классов. Появились во второй половине 50-х гг., но большого распространения не по-лучили, хотя в 60– 80-е гг. их число постоянно росло. Юридическое оформление УПМ получили в 1987 г., когда Минпрос СССР разработал и утвердил «Положение о школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских». В нем нашли отражение накопленный к этому времени опыт работы УПМ, а также требования реформы школы 1984 г. (профессиональная подготовка учащихся VIII–XI классов и др.). УПМ, функционирующие во второй половине 80-х гг., характеризуются следующими чертами. Предназначались они в основном для организации производительного труда и профессионального обучения учащихся VIII–XI классов. Содержание труда определялось местными потребностями в кадрах, интересами школьников. Преобладающими были металлообработка, деревообработка, швейное дело, радио-, электротехника. Во многих УПМ проводились кружковые занятия по техническому творчеству, рукоделию, прикладному искусству. Некоторые мастерские использовались дополнительно для организации производительного труда учащихся V–VII классов.
Создавались УПМ в школе или для группы школ с разрешения органов местной исполнительной власти. УПМ в школе были ее структурным подразделением и размещались, как правило, в ее здании. Межшкольное УПМ – самостоятельное учреждение, пользовавшееся правами юридического лица и подчинявшееся районному отделу народного образования. Обычно они находились в отдельном здании, специально построенном или приспособленном. Финансировались УПМ за счет бюджетных средств, а также собственных доходов. В мастерских создавались производственные участки,оснащенные технологическим оборудованием, учебные кабинеты для теоретических занятий, были также различные вспомогательные производственные, бытовые и другие помещения.
Производственное, учебно-производственное оборудование, инструменты, приспособления, учебно-наглядные пособия, учебная литература, технические средства обучения, мебель для УПМ приобретались за счет бюджетных ассигнований, собственных доходов, а также передавались предприятиями-заказчиками (по договорам) и базовым(и) предприятием(ями) школы (школ). Организацию работы мастерских осуществляли штатные работники – заведующий и мастера. Кроме них в штате УПМ могли быть бухгалтер, агент по снабжению и некоторые другие работники. Для выполнения работ, требующих высокой квалификации и запрещенных для подростков, в мастерские можно было принимать квалифицированных рабочих. Непосредственное руководство трудом учащихся, их профессиональное обучение осуществляли учителя и мастера производственного обучения школ, а также работники УПМ и базовых предприятий. Продукция УПМ реализовывалась в порядке, установленном, как правило, местными органами народного образования, или в порядке, предусмотренном договорами с заказчиками. Изделия, выпущенные мастерскими, можно было также реализовывать торгующими организациями для продажи населению.
Общественно полезный, производительный труд, профессиональное обучение в УПМ могут в высокой степени способствовать экономическому образованию и воспитанию учащихся. В условиях развития рыночных отношений трудового обучения учащихся эту форму организации следует возрождать, всемерно поощрять и совершенствовать.
А.П. Аверичев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
591.30 кб

Оптимизация урока производственного обучения в учебных мастерских

Отабаев Искандар Абдуганиевич
В данной статье рассматривается одна из важнейших педагогических проблем оптимизация урока производственного обучения в учебных мастерских.

Похожие термины: