УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

Найдено 1 определение
УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
впервые было создано в Красноярском крае в 1988 г., сейчас их в Российской Федерации – 19.
Накануне перехода к рыночным отношениям начальная профессиональная школа Красноярского края насчитывала 108 ПТУ, обеспечивающих ежегодную подготовку около 30 тыс. квалифицированных рабочих и переподготовку около 6 тыс. рабочих.
С переходом предприятий на хозрасчет и самофинансирование их регулярная помощь училищам сократилась. А после приватизации предприятия стали отказывать учебным заведениям в предоставлении объектов для производственной практики. Все это потребовало новых методов управления профессионально-техническим образованием.
Так в Красноярском крае была введена новая управленческая структура – краевое учебно-производственное объединение профтехобразования, которое взяло на вооружение девиз: «Учиться – работая, а работая – зарабатывать».
Была изменена структура управления в соответствии с задачами рынка, определена модель экономической эффективности подготовки рабочих; выстроена региональная кадровая модель; создана система управления качеством профессионального обучения; разработана система создания негосударственных учебных заведений начального профессионального образования; для стабилизации и развития начального профессионального образования создан краевой фонд «Образование»; создана краевая информационная база о функционировании системы НПО.
Результаты работы превзошли ожидания. Производственная деятельность возросла более чем на 60%; резко сократилось количество учащихся, не сдавших экзамены; на 20% увеличилось число выпускников, окончивших ПТУ с повышенным разрядом; в три раза увеличилось число учащихся, работающих в мастерских; снизилось количество правонарушений.
Новому прогрессивному начинанию был дан «зеленый свет». Было создано 22 лицея, 22 центра переобучения высвобождаемых рабочих.
Налаживались зарубежные контакты. Со специалистами профессионального образования штата Огайо (США) подписан протокол о сотрудничестве и впоследствии на базе ПТУ-31 открыта Российско-американская профессиональная школа.
Объединение включено Всемирным банком развития и реконструкции в программу трансформации отечественного образования в мировую образовательную структуру. На базе лицея №10 был создан Центр открытого обучения, а в лицее №55 были внедрены программы подготовки предпринимателей малого бизнеса для специалистов разных профессий, соответствующих международным стандартам.
Благодаря сотрудничеству с Германией при трех учебных заведениях работают станции социальной помощи; принята программа совместной работы с Сибирским технологическим институтом, с Красноярским сельскохозяйственным и с Красноярским политехническиминститутами по созданию инженерно-педагогических факультетов, на которых сегодня проводится подготовка специалистов для учебных заведений. «Казна» многих учебных заведений активно пополняется за счет внебюджетных средств. Доходы от производственной деятельности, платных образовательных услуг, вспашки земли, оказания автоуслуг и других мер составили в 1995 г. – 17 млрд рублей, в 1996 г. – 34 млрд рублей, в 1997 г. – 40 млрд рублей при бюджетных ассигнованиях 71 млрд рублей.
Одновременно решалась и проблема повышения качества профессионального обучения. В учебных заведениях вводились новые курсы, предметы, формирующие экономическое, рыночное мышление, компьютерную грамотность. Создавались условия для комплексной многоуровневой подготовки специалистов.
Большая работа проводится и по организации инновационной и экспериментальной деятельности по следующим направлениям:
технология непрерывного образования; педагогика сотрудничества;
теория решения изобретательских задач;
разработка и адаптация учебно-программной документации нового поколения для центров реабилитации;
блочно-модульное обучение.
Для повышения квалификации педагогов и мастеров созданы кафедры: подготовки и повышения квалификации инженерно-педагогических работников; гуманизации профессионального образования; профессиональной подготовки рабочих и специалистов в системе непрерывного профессионального образования. К работе кафедр активно привлекаются профессорско-преподавательские кадры Красноярского государственного университета, Технологического и Технического университетов.
Для мастеров производственного обучения, не имеющих педагогического образования, ежемесячно проводятся занятия в школах мастеров, образованных в лицеях и училищах г. Красноярска, Канска, Ачинска, Норильска, Енисейска, Минусинска.
Особое внимание уделяется зарубежному опыту. Установились тесные связи с Центром карьеры г. Эщланда Штата Огайо (США) по подготовке специалистов машиностроительного профиля и металлообработки. Учащиеся училищ и лицеев проходят стажировку по организации малого и среднего бизнеса в различных организациях и фирмах Кипра.
Большую помощь в подготовке работников социального здравоохранения оказывает Германия.
В 1997 г. результаты выпускных квалификационных экзаменов показали, что качество профессиональной подготовки в учебных заведениях края значительно возросло.
Одна из важнейших функций Красноярской модели НПО – социальная. Из числа обучающихся 70% – это дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из малообеспеченных семей, «трудные». Их обучают профессиям, с которыми они найдут свое место в жизни.
На базе ПТУ № 68 в пос. Ирша Рыбинского района и ПТУ № 71 пос. Георгиевка Канского района открыты центры социальной реабилитации и профессиональной адаптации подростков с девиантным поведением.
Работа в центре с детьми – принципиально новая для профтехобразования России форма воспитательной работы с педагогически запущенными детьми.
В начале 90-х гг. законодательное собрание края приняло закон «О порядке квотирования рабочих мест на предприятиях, в учреждениях, организациях края для несовершеннолетних из категории сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей».Администрациями городов и районов края для реализации этого закона было принято свыше 40 постановлений. Сегодня в крае более 90% выпускников профессиональных лицеев и училищ трудоустраиваются. В России этот показатель в среднем составляет 70%. Но тем не менее надо признать, что вопросы трудоустройства все-таки решаются очень сложно, также как и обеспечение жильем сирот, окончивших обучение. В 1997 г. окончили учебные заведения 375 сирот, из них 151 требовалось жилье.
Наряду с развитым промышленным производством Красноярский край имеет современный агропромышленный комплекс, для которого готовят кадры 25 профессиональных училищ сельскохозяйственного профиля.
Традиционно в сельских профессиональных училищах велось обучение по специальности: «Тракторист-машинист широкого профиля; слесарь-ремонтник; водитель-автомобиля».
На базе ПТУ № 81 был создан Агролицей, один из первых в стране, в котором начали готовить мастеров сельскохозяйственного производства, фермеров, хозяев усадеб. Этим профессиям обучают и в других училищах.
Лучшие ПТУ № 60, 61, 71, 75 преобразованы в центры профессиональной подготовки, переподготовки незанятого населения, повышения квалификации рабочих агропромышленного комплекса; учебно-консультационные пункты для фермеров, культурные, досуговые центры.
На январь 1998 г. в составе объединения было 89 учебных заведений, учебно- методический центр, учебный центр «Инопроф», Дом техники, Краевой совет ФСО «Юность России», Дом культуры, краевой архив профтехобразования, проектно-сметное бюро, Центр по питанию учащихся, учебно-оздоровительный центр и 37 производственных предприятий.
В училищах и лицеях в настоящее время обучается 43,3 тыс. учащихся по 160 профессиям; обучением учащихся занимаются 3020 инженерно-педагогических работников, из них 925 преподавателей и 2095 мастеров производственного обучения; имеют звание «Заслуженный учитель России» – 46 педагогов, звание «Отличник профессионального образования РФ» – 467 преподавателей и мастеров производственного обучения.
Работники УПО «Крайпрофобр» считают, что объединение должно быть научно-учебно- производственным. Проводимая в объединении исследовательская работа, постоянно совершенствовавшаяся методическая деятельность говорят в пользу такого шага.
А.И. Таюрский

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.