Учебно-методический комплекс

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Учебно-методический комплекс
набор материалов, обеспечивающих методическое сопровождение всего цикла обучения по предмету или его большому разделу. Содержит программу, список литературы, учебные тексты на бумажных и (или) электронных носителях, задания, методические указания, контрольно-оценочные материалы. Предназначен как для учителей, так и для учащихся.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
совокупность всех учебнометодических документов (планов, программ, методик, учебных пособий и т.д.), представляющих собой проект системного описания учебно-воспитательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике; является дидактическим средством управления подготовкой специалистов. Перечень документов, входящих в учебно-методический комплекс: учебная программа по дисциплине; рабочая учебная программа; методические указания по основным видам учебных занятий, проводимых на кафедре; график самостоятельной работы студентов; перечень специализированных аудиторий и карта обеспеченности студентов учебной литературой по дисциплине.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
УМК)—совокупность всех учебно-методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий и т. д.), представляющих собой проект системного описания учебно-воспитательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике; является дидактическим средством управления подготовкой специалистов. Разрабатывается с целью системно-методического обеспечения учебного процесса. УМК является комплексной информационной моделью педагогической системы, отображающей определенным образом ее элементы, задающей структуру педагогической системы. Перечень документов, входящих в УМК: учебная программа по дисциплине; рабочая учебная программа; методические указания по основным видам учебных занятий, проводимым на кафедре; график самостоятельной работы студентов; перечень специализированных аудиторий (если таковые имеются) и карта обеспеченности студентов учебной литературой по дисциплине.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Комплекс учебно-методический
необходимое материально- техническое и методическое обеспечение литературного образования, которое требует наличия следующих составляющих: а) программы по литературе как нормативного документа, обеспечивающего процесс литературного образования; б) подготовленных на основе программы учебников-хрестоматий для основной школы и учебников для старшей школы, в которых максимально полно реализованы программные требования к литературному образованию школьников в каждом из классов; в) методических пособий к каждому из учебников, в которых представлен материал, помогающий учителю на должном уровне организовать изучение каждой из тем; г) тематических методических пособий, которые обеспечивают системное изучение в школе жизни и творчества отдельных писателей и освещают наиболее актуальные для учителя- словесника проблемы школьного преподавания литературы; д) методическая периодика, наиболее динамичная и активная часть К.У.-М., которая откликается на потребности времени и оперативно разрешает наиболее важные для словесника проблемы. Для обеспечения эффективного литературного образования необходимо, чтобы К.У.-М. был создан своевременно, чтобы «работали» все его составляющие, чтобы он был доступен учителю. Особое значение для деятельности учителей-словесников имеет развитие методической периодики, которая наиболее оперативно освещает проблемы, выдвигаемые школьной практикой. В.Г.

Источник: Методика преподавания литературы.

Учебно-методический комплекс (УМК)
совокупность учебно-методических материалов и программно-технических средств, способствующих эффективному освоению курсантами (слушателями) учебного материала, входящего в учебную программу дисциплины (блока дисциплин) плана подготовки курсантов (слушателей) по одной из специальностей (направлению). Учебно-методический комплекс (УМК) является одним из средств, позволяющих достичь необходимого качества подготовки и профессиональной переподготовки. УМК позволяет эффективно организовывать и поддерживать самостоятельную работу обучаемого и сохранять преемственность в преподавании учебных дисциплин. Состав УМК определяется содержанием утвержденной рабочей программы по соответствующей дисциплине. В состав УМК включаются: 1. Учебная программа дисциплины - программа освоения учебного материала, соответствующая требованиям Государственного стандарта и учитывающая специфику подготовки обучаемых по избранному направлению или специальности. 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины для курсантов (слушателей). Они представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих обучаемому оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины. При разработке рекомендаций необходимо исходить из того, что часть курса может изучаться обучаемым самостоятельно. Содержание методических рекомендаций, как правило, может включать: советы по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины; описание последовательности действий обучаемого, или «сценарий изучения дисциплины»; рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса; рекомендации по работе с литературой; советы по подготовке к экзамену (зачету); разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса, по выполнению домашних заданий. 3. Учебно-методические материалы (УММ) по следующим видам занятий: лекции, практические занятия, семинары, лабораторные работы, самостоятельная работа под руководством преподавателя, курсовые / выпускные квалификационные работы. Лекции - форма учебного занятия, цель которого состоит в рассмотрении теоретических вопросов излагаемой дисциплины в логически выдержанной форме. В состав УММ лекционного курса могут включаться: а) учебники, разработанные преподавателями кафедры, конспекты (тексты, схемы) лекций в печатном виде и /или электронном представлении - электронный учебник, файл с содержанием материала, излагаемого на лекциях, файл с раздаточными материалами; б) тесты и задания по отдельным темам лекций (разделам учебной дисциплины) для самоконтроля обучаемых; в) списки учебной литературы, рекомендуемой обучаемым в качестве основной и дополнительной по темам лекций (по соответствующей дисциплине). Практические занятия - одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности обучаемых и приобретение умений и навыков. Практические занятия по отдельным дисциплинам рекомендуется проводить в форме семинаров и/или лабораторных работ, что позволяет обучаемым привить практические навыки самостоятельной работы с научной литературой, получить опыт публичных выступлений. Семинары - составная часть учебного процесса, групповая форма занятий при активном участии обучаемых. Семинары способствуют углубленному изучению наиболее сложных проблем науки и служат основной формой подведения итогов самостоятельной работы. На семинарах обучаемые учатся грамотно излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суждения, вести полемику, убеждать, доказывать, опровергать, отстаивать свои убеждения, рассматривают ситуации, способствующие развитию профессиональной компетентности. Все это помогает приобрести навыки и умения, необходимые современному военному специалисту. Следует иметь в виду, что подготовка к семинару зависит от формы, места проведения семинара, конкретных заданий и поручений. Это может быть написание доклада, эссе, реферата (с последующим их обсуждением), коллоквиум. УММ семинарских (практических занятий), входящие в состав УМК, могут включать: а) методические указания по подготовке семинарских (практических) занятий в печатном или электронном виде, содержащие: - план проведения занятий с указанием последовательности рассматриваемых тем занятий, объема аудиторных часов, отводимых для освоения материалов по каждой теме; - краткие теоретические и УММ по каждой теме, позволяющие обучаемому ознакомиться с сущностью вопросов, обсуждаемых (изучаемых) на семинарском (практическом) занятии, со ссылками на дополнительные УММ, которые позволяют изучить более глубоко рассматриваемые вопросы; - вопросы, выносимые на обсуждение и список литературы с указанием конкретных страниц, необходимый для целенаправленной работы курсанта (слушателя) в ходе подготовки к семинару (список литературы оформляется в соответствии с правилами библиографического описания); - тексты ситуаций для анализа, заданий, задач и т.п., рассматриваемых на семинарских (практических) занятиях. Практические занятия рекомендуется проводить и с использованием деловых ситуаций для анализа (case-study method); б) методические указания для преподавателей, ведущих семинарские (практические занятия), определяющие методику проведения занятий, порядок решения задач, предлагаемых обучаемым, варианты тем рефератов и организацию их обсуждения, методику обсуждения деловых ситуаций для анализа; в) рабочие тетради для обучаемых, включающие в себя задания, контрольные вопросы, тесты и пр. по всему курсу дисциплины. Лабораторная работа - вид самостоятельной практической и исследовательской работы обучаемых, с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования. УММ лабораторных работ могут включать: а) методические указания по подготовке лабораторных занятий в печатном или электронном виде, содержащие: - план проведения занятий с указанием последовательности рассматриваемых тем занятий, объема часов, отводимых для освоения материалов по каждой теме; - краткие теоретические и УММ по каждой лабораторной работе, позволяющие курсанту (слушателю) ознакомиться с сущностью вопросов, обсуждаемых (изучаемых) на лабораторном занятии, со ссылками на дополнительные УММ, которые позволяют изучить более глубоко рассматриваемые вопросы; - вопросы, выносимые на обсуждение и список литературы с указанием конкретных страниц, необходимый для целенаправленной работы обучаемого в ходе подготовки к лабораторной работе; - тексты ситуаций для анализа, заданий, задач и т.п., рассматриваемых на лабораторных занятиях; б) методические указания для преподавателей, ведущих лабораторные занятия, определяющие методику проведения занятий, порядок решения задач, предлагаемых обучаемым. Словарь терминов (глоссарий). В каждой дисциплине используются специальные термины, содержание которых не очевидно и требует пояснения. Для того чтобы курсант (слушатель) мог качественно изучить материал курса, он должен точно понимать и использовать термины, имеющие отношение к изучаемой дисциплине. В качестве вспомогательного средства в данном случае необходимо иметь толковый словарь терминов. В данном словаре должны быть даны определения всех встречающихся в курсе терминов, относящихся именно к данному предмету. Термины могут привязываться к темам и (или) располагаться в алфавитном порядке. Формы текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля: - примерные темы рефератов, эссе (могут быть включены в программу учебной дисциплины); - варианты контрольных работ, тесты (материалы представляют собой набор заданий, позволяющих определить освоение отдельных тем учебной программы); - контрольные вопросы по каждой теме учебной программы и (или) по всему курсу. Курсовые работы. Курсовая работа - самостоятельная учебная работа курсантов (слушателей), выполняемая в течение курса (семестра) под руководством преподавателя. Включает комплекс исследовательских и расчетных работ по установленной тематике. УММ по курсовой работе, входящие в состав УМК, включают: - тематику курсовых работ; - методику выполнения курсовой работы, включающую описание исходных данных по курсовой работе, порядок выполнения расчетной части работы, методику анализа полученных результатов, порядок оформления пояснительной записки по курсовой работе; - методические рекомендации для преподавателей, руководящих курсовой работой, определяющие методику проведения занятий и консультаций, порядок защиты курсовой работы. Совокупность всех учебных и УММ, входящих в УМК по соответствующей дисциплине, составляет документацию УМК. Документация УМК является интеллектуальной собственностью разработчиков УМК. Порядок разработки УМК: 1. УМК разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей) кафедры, обеспечивающей чтение дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки курсантов (слушателей) по специальностям (направлениям). Кафедра-разработчик УМК является ответственной за качественную подготовку УМК, соответствующих требованиям Государственного стандарта по подготовке курсантов (слушателей) по специальности (направлению), за учебно-методическое и техническое обеспечение соответствующей дисциплины, в том числе и за обеспечение учебного процесса учебной и учебно-методической литературой. Учебно-методические и учебные материалы, включаемые в УМК, должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логически последовательное изложение учебного материала, использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих обучаемым глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике. 2. Разработка УМК включает в себя следующие этапы: - разработка учебной программы по дисциплине, входящей в учебный план подготовки курсантов (слушателей) по соответствующей специальности (направлению); - разработка модели УМК по дисциплине, включающая: цель; задачи; содержание; компоненты; формы, методы и средства обучения; функции, реализуемые в процессе обучения; - разработка конспекта лекций, методики проведения практических занятий, наглядных материалов, заданий для обучаемых, подготовки курсовых работ и пр.; - оформление документации по УМК в печатном и электронном виде; - апробация материалов УМК в учебном процессе; - корректировка материалов УМК. 3. Учебные и УММ лекционного курса, практических занятий, курсовых работ разрабатываются в соответствии с утвержденной программой по дисциплине. 4. Срок разработки материалов устанавливается кафедройразработчиком УМК по соответствующей дисциплине, фиксируется протоколом заседания кафедры, подготовка элементов УММ включается в индивидуальный план учебно-методической работы преподавателя и план-заказ на разработку УММ кафедры. 5. Апробация материалов УМК проводится на первом потоке курсантов (слушателей), осваивающих соответствующую дисциплину. Основная задача апробации - оценка усвоения учебного материала обучаемыми, соответствия плана проведения всех учебных занятий их фактическим срокам, качества подготовки и логической последовательности изложения учебного материала. При апробации допускается использование неполного комплекта учебных и УММ, но являющегося достаточным минимумом для усвоения дисциплины обучаемыми. 6. По результатам апробации материалов УМК разработчики критически оценивают качество чтения дисциплины, готовят полный комплект документации УМК. 7. Кафедра-разработчик УМК в течение года после апробации дисциплины в учебном процессе: - корректирует и утверждает документацию УМК; - включает в план изданий кафедры учебные пособия и методические указания, подготовленные авторами УМК и прошедшие апробацию в учебном процессе; - оценивает качество чтения дисциплины и подготовки материалов УМК. 8. При последующем чтении дисциплины преподаватели вносят изменения в материалы УМК с целью улучшения качества преподавания, включения в УМК новых материалов, более полно отражающих своевременное состояние материалов УМК.

Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.08 мб

Учебно-методический комплекс «ПервоЛого»

Мамонтов Александр Николаевич, Лыскова Вероника Юрьевна
В статье содержатся исторические сведения по развитию педагогических идей среды Лого, методические особенности среды ПервоЛого.
Читать PDF
146.42 кб

Учебно-методический комплекс «Информатика»

Дроков С. Н., Самохвалов А. В.
Читать PDF
427.48 кб

Учебно-методический комплекс «Базы данных»

Рыжова Н. А.
Настоящая статья посвящена вопросам разработки учебно-методических комплексов.
Читать PDF
139.02 кб

Об учебно-методическом комплексе дисциплины

Егорова Екатерина Борисовна
Читать PDF
380.27 кб

Учебно-методический комплекс «Web-мастеринг»

Черных И. И.
В данной статье рассматриваются общие вопросы создания учебно-методических комплексов.
Читать PDF
285.69 кб

Учебно-методический комплекс кафедры по химии

Стась Николай Фёдорович
Обосновано разделение понятий учебного комплекта для студентов отдельного направления и учебно-методического комплекса кафедры. Рассмотрено содержание имеющихся комплексов по химии.
Читать PDF
357.27 кб

Учебно-методический комплекс «Компьютерные сети»

Самохвалов А. В., Малютин Н. А.
Читать PDF
156.40 кб

Учебно-методический комплекс «Теория информации»

Великанов О. Е.
Читать PDF
442.96 кб

Учебно-методический комплекс «Компьютерные сети»

Савельев К. С.
Статья посвящена вопросам разработки учебно-методических комплексов. Учебно-методический комплекс помогает студенту самостоятельно изучить дисциплину.
Читать PDF
75.66 кб

Учебно-методический комплекс по инженерной графике

Утишев Е. Г.
Читать PDF
584.68 кб

Структура современного учебно-методического комплекса

Чудинский Руслан Михайлович
Статья посвящена определению структуры современного учебно-методического комплекса в процессе организации учебной деятельности обучающихся.
Читать PDF
550.21 кб

Учебно-методический комплекс как дидактический объект

Шалыгина Ирина Владимировна
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМК) рассматривается как средство реализации предметности обучения и сценарий учебного процесса. Показано, что состав УМК обусловлен дидактическим подходом к обучению.
Читать PDF
164.74 кб

Учебно-методический комплекс «Программирование на php»

Самохвалов А. В., Можарова А. Н.
Читать PDF
516.13 кб

Учебно-методический комплекс как дидактическое средство

Прядёхо А. Н., Прядёхо А. А.
В статье определено понятие учебно-методический комплекс (УМК). Дана характеристика его компонентов и структуры построения. Раскрыты недостатки в построении УМК. Сформулированы педагогические требования к методике построения УМК.
Читать PDF
351.07 кб

Методика оценки качества учебно-методического комплекса

Плахутина Екатерина Николаевна
Предложена методика оценки качества учебно-методических комплексов, апробированная студентами Башкирского института физической культуры.

Похожие термины:

  • Учебно-методический комплекс дисциплины

    основной документ преподавателя вуза, включающий рабочую программу, методические указания для студентов, методические рекомендации для преподавателя, отражающий содержание и основные положени
  • Учебно-методический комплекс на базе СНИТ

    средства обучения, в том числе и функционирующие на базе НИТ, в совокупности с учебно-методическими материалами (учебники, учебные пособия для учащихся, методические пособия, рекомендации для учи
  • УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    УМКД) — совокупность документов, содержащих методические указания по основным видам учебных занятий и учебной литературе по дисциплине. УМКД и УМКС (см. ниже) являются внешним, материальным вопло
  • УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

    совокупность документов, содержащих методические указания по выполнению курсовых и дипломных проектов. В УМКС входят: УМКД и квалификационная характеристика по специальности; учебный план подго