учебная программа
программа, определяющая по каждой учебной дисциплине содержание и объем знаний, умений и навыков, подлежащих освоению;
Источник: Основные понятия педагогики высшей школы, глоссарий
ПРОГРАММА УЧЕБНАЯ
учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины или ее раздела, части.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
единый обязательный документ, воспроизводящий в своем содержании систему научных знаний (понятий), специально отобранных в учебных целях и предназначенных для усвоения [55; 93].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
ПРОГРАММА УЧЕБНАЯ
нормативный документ, определяющий место учебного предмета в подготовке специалиста, требования к знаниям и умениям в области данного предмета, содержание учебного материала и последовательность его изучения.
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
нормативный документ, очерчивающий круг основных знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены по каждому отдельно взятому учебному предмету. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. )
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
Программа учебная
нормативный документ, определяющий содержание образования по отдельной учебной дисциплине и объем времени, отводимого на изучение дисциплины в целом и на каждый раздел и тему. Различают типовые, рабочие и авторские учебные программы.
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету; логика изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.
Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017
Учебная программа
системно-организованное единство целей, ценностей и целей образования, условий организации образовательного процесса. Представляет собой документ, устанавливающий состав, структуру, последовательность предъявленного к изучению материала по каждому предмету с распределением его по годам обучения, по разделам и темам.
Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
это утвержденный Министерством образования Республики Беларусь документ, в котором раскрывается содержание образования по каждому предмету в каждом классе и определяется система научных знаний, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть учащимся.
Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.
Учебная программа
учебно-программный документ, который, как правило, определяет цель и задачи изучения учебного предмета, учебной дисциплины, образовательной области, темы, практики, их содержание, время, отведенное на изучение отдельных тем, основные требования к результатам учебной деятельности обучающихся, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания.
Источник: Справочник методиста. ч. 1
Учебная программа
нормативный документ, (структуру которого составляют: объяснительная записка о целях изучения данного предмета; основные требования к знаниям, умениям учащихся, рекомендуемые формы и методы обучения; тематическое содержание изучаемого материала; указания по реализации межпредметных и межкурсовых связей; перечень учебного оборудования и наглядных пособий; рекомендуемая литература.
Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
документ, которым устанавливается содержание и объем знаний, умений и навыков по отдельным предметам и определяется последовательность их прохождения по годам обучения. Учебная программа составляется по каждому из изучаемых в школе предметов отдельно. В программах имеется объяснительная записка, к которой раскрываются задачи изучения данной дисциплины, указывается ее место в общей системе предметов, содержатся рекомендации по методике преподавания.
Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
документ, в котором определено содержание обучения и наиболее целесообразные способы организации его усвоения учащимися. Учебная программа является эскизной информационной моделью определенной педагогической системы, отражающей такие элементы системы, как цели обучения и воспитания, реализуемые изучением данного учебного предмета. В учебной программе раскрыто содержание предмета, указаны рекомендуемые дидактические процессы и предпочтительные организационные формы обучения данному предмету.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Учебная программа
учебно-программный документ основных образовательных программ дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, который устанавливает цели и задачи изучения учебного предмета, учебной дисциплины, образовательной области, темы, практики, определяет их содержание, время, отведенное на изучение отдельных тем, основные требования к результатам учебной деятельности обучающихся, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания. (Кодекс Республики Беларусь об образовании. Статья 91. Учебные планы, учебные программы.)
Источник: Модельная программа подготовки андрагогов.
ПРОГРАММА УЧЕБНАЯ
нормативный документ, определяющий содержание образования по каждому учебному предмету и объем времени, выделяемого как на изучение предмета в целом, так и на каждый раздел и тему изучаемого материала.
Программы бывают: типовые, вариативные, рабочие, школьные, авторские, индивидуальные. Существуют два способа построения учебной программы: концентрический (отдельные части учебного материала повторяются на постоянно расширяющем углубленном уровне) и линейный (отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, содержание знания передается один раз в определенной логике).
Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
нормативный документ, в к-ром определяется круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету; логика изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. У. п. бывают типовые, вариативные, рабочие, школьные, авторские, индивидуальные. Существуют два способа построения учебной программы: концентрический (когда отдельные части учебного материала повторяются на постоянно расширяющемся углубленном уровне) и линейный (отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, содержание знания передается один раз в определенной логике).
Источник: Педагогический словарь
ПРОГРАММА УЧЕБНАЯ
нормативный документ, который определяет содержание учебного предмета в целом, конкретизирует его в содержании разделов и тем с распределением их по годам обучения, содержит обязательные результаты изучения предмета. У. п. конкретизирует соответствующий образовательный стандарт с учетом необходимых требований к ее построению. Она определяет общую научную и духовноценностную направленность преподавания предмета, оценок, теорий, событий, фактов. Ее можно рассматривать как проект конкретной учебной дисциплины, внесенной в учебный план. У. п. включает в себя: цели изучения дисциплины; содержание, обозначенное в темах, разделах; продолжительность и последовательность изучения тем и разделов; требование к изучению материала (Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dictionary.fio.ru). И. В. Ламаш, Л. Я. Бельчикова
Источник: Глоссарий современного образования.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
это подборка информации, определяющей полностью и однозначно ход деятельности, которую следует осуществить, чтобы заданный процесс проходил в соответствии с планом. Различия между первым и вторым пониманием «программы» достаточно велики. Если в первом случае главное место уделяется содержанию какой-либо деятельности и при этом самой деятельности и ее последствиям отводится относительно небольшое место, то во втором случае основное внимание уделяется именно самой деятельности и ее последствиям. Именно с этой точки зрения второе понимание «программы» значительно ближе современной педагогике: традиционное понимание «учебной программы» выражает давнюю идею педагогики «без ребенка», без учащегося, программу «предметного» содержания, относящегося только к учителю. Учебная программа в современном подходе направлена на самих учащихся, должна приносить им радость и удовлетворение, вызывать изменения их личностных качеств. С этой точки зрения об учебной программе следует говорить, что она определяет двустороннюю деятельность: работу учащихся и руководящих прямо или косвенно этой работой учителей, а также говорить о содержании образования.
Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
документ, которым устанавливается содержание и объем знаний, умений и навыков по отдельным предметам и определяется последовательность их прохождения по годам обучения. Учебная программа составляется по каждому из изучаемых в школе предметов отдельно. В программах имеется объяснительная записка, к которой раскрываются задачи изучения данной дисциплины, указывается ее место в общей системе предметов, содержатся рекомендации по методике преподавания.
Учебная программа – это подборка информации, определяющей полностью и однозначно ход деятельности, которую следует осуществить, чтобы заданный процесс проходил в соответствии с планом.
Различия между первым и вторым пониманием «программы» достаточно велики. Если в первом случае главное место уделяется содержанию какой-либо деятельности и при этом самой деятельности и ее последствиям отводится относительно небольшое место, то во втором случае основное внимание уделяется именно самой деятельности и ее последствиям. Именно с этой точки зрения второе понимание «программы» значительно ближе современной педагогике: традиционное понимание «учебной программы» выражает давнюю идею педагогики «без ребенка», без учащегося, программу «предметного» содержания, относящегося только к учителю.
Учебная программа в современном подходе направлена на самих учащихся, должна приносить им радость и удовлетворение, вызывать изменения их личностных качеств. С этой точки зрения об учебной программе следует говорить, что она определяет двустороннюю деятельность: работу учащихся и руководящих прямо или косвенно этой работой учителей, а также говорить осодержании образования.
Источник: Словарь педагогического обихода. Псков ПГПИ 2003
ПРОГРАММА УЧЕБНАЯ
средство фиксации содержания образования на уровне учебного предмета II у направляет деятельность учителя и учащихся, составителей учебников, уч пособий и ТСО.
Общие требования к П.у. — единство теоретич. основ совокупности программ для той или иной ступени обучения и отражение этой совокупностью целостного содержания образования в данном типе уч заведения. В П.у. должно быть показано, какой из компонентов содержания образования является ведущим в конкретном уч предмете система науч. знаний, способы деятельности, опыт творческой деятельности, отношения. Данное требование реализуется как в объяснит записке, так и в самом тексте программы по классам.
Объяснит записка к П.у. призвана раскрыть цели данного уч предмета, его место в учебном плане, связи его с др. предметами цикла.
Осн. требования к тексту П.у. — полнота и конкретность представления содержания уч предмета, включение всех необходимых и достаточных для реализации выдвинутых целей элементов с их характеристиками и взаимосвязями. Каждый компонент содержания образования имеет свою особую форму фиксации в тексте П.у. Знания вводятся списком законов, науч. теорий, понятий, способы деятельности обозначаются перечнем умений, опыт творческой деятельности фиксируется в примерных проблемных задачах, к-рые учащиеся должны решать самостоятельно, воспитат. компонент должен вводиться через оценочные знания, умения и идеи.
Единая ср школа требовала централизованного издания строго обязательных программ Многообразие типов школ и дифференциация обучения предполагают значит. вариативность П.у. , связанную с типом школы, степенью обязательности уч курса (факультатив, предмет по выбору и т. д. ), видом уч. предмета (системный, комплексный), оценкой интересов и способностей того контингента учащихся, к-рым П.у. предназначена, а также известную децентрализацию в их разработке Но и вариативные П.у. должны включать некий общий костяк, обеспечивающий усвоение базового образования всеми учащимися независимо от типа школы и ее региональных особенностей.
Создание П.у. требует большой подготовит работы — анализа имеющихся программ и опыта их реализации, отбора и распределения материала в соответствии с науч. принципами, осуществления процедур минимизации уч материала в связи с временными рамками курса, опытной проверки фрагментов П.у. в практике школы Полная реализация и проверка П.у. возможны с помощью составленного на ее основе учебника
За рубежом разработка содержания образования ведется в основном в связи с конструированием «куррикулумов», понятия более широкого, чем П.у. , охватывающего всю систему обучения тому или иному предмету
Лит Скаткин M H, Вопросы теории построения программ в сов школе, ИАПН РСФСР, 1949, в 20, Общедидактич.анализ новых программ Мат-лы семинара, M, 1980, Дидактич. нормативы построения уч про граммы и отражение в ней содержания образо вания, в кн Теоретич. основы содержания общего ср образования M, 1983, гл. 9, Куписевич Ч, Основы общей дидактики, пер с польск, M, 1986, гл4, Дмитриев Г Д, Критич анализ дидактич. мысли в США, M, 1987, Характеристика нормативных документов, реализующих содержание образования в совр. школах в кн Педагогика, M, 1988, Дидактич. проблемы построения базового содержания образования Сб науч. трудов, M, 1993 В С Цетлин
Источник: Российская педагогическая энциклопедия