учебная программа

Найдено 20 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

учебная программа
программа, определяющая по каждой учебной дисциплине содержание и объем знаний, умений и навыков, подлежащих освоению;

Источник: Основные понятия педагогики высшей школы, глоссарий

ПРОГРАММА УЧЕБНАЯ
учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины или ее раздела, части.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
единый обязательный документ, воспроизводящий в своем содержании систему научных знаний (понятий), специально отобранных в учебных целях и предназначенных для усвоения [55; 93].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

ПРОГРАММА УЧЕБНАЯ
нормативный документ, определяющий место учебного предмета в подготовке специалиста, требования к знаниям и умениям в области данного предмета, содержание учебного материала и последовательность его изучения.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
нормативный документ, очерчивающий круг основных знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены по каждому отдельно взятому учебному предмету. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. )

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Программа учебная
нормативный документ, определяющий содержание образования по отдельной учебной дисциплине и объем времени, отводимого на изучение дисциплины в целом и на каждый раздел и тему. Различают типовые, рабочие и авторские учебные программы.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету; логика изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Учебная программа
системно-организованное единство целей, ценностей и целей образования, условий организации образовательного процесса. Представляет собой документ, устанавливающий состав, структуру, последовательность предъявленного к изучению материала по каждому предмету с распределением его по годам обучения, по разделам и темам.

Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
это утвержденный Министерством образования Республики Беларусь документ, в котором раскрывается содержание образования по каждому предмету в каждом классе и определяется система научных знаний, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть учащимся.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Учебная программа
учебно-программный документ, который, как правило, определяет цель и задачи изучения учебного предмета, учебной дисциплины, образовательной области, темы, практики, их содержание, время, отведенное на изучение отдельных тем, основные требования к результатам учебной деятельности обучающихся, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания.

Источник: Справочник методиста. ч. 1

Учебная программа
нормативный документ, (структуру которого составляют: объяснительная записка о целях изучения данного предмета; основные требования к знаниям, умениям учащихся, рекомендуемые формы и методы обучения; тематическое содержание изучаемого материала; указания по реализации межпредметных и межкурсовых связей; перечень учебного оборудования и наглядных пособий; рекомендуемая литература.

Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
документ, которым устанавливается содержание и объем знаний, умений и навыков по отдельным предметам и определяется последовательность их прохождения по годам обучения. Учебная программа составляется по каждому из изучаемых в школе предметов отдельно. В программах имеется объяснительная записка, к которой раскрываются задачи изучения данной дисциплины, указывается ее место в общей системе предметов, содержатся рекомендации по методике преподавания.

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
документ, в котором определено содержание обучения и наиболее целесообразные способы организации его усвоения учащимися. Учебная программа является эскизной информационной моделью определенной педагогической системы, отражающей такие элементы системы, как цели обучения и воспитания, реализуемые изучением данного учебного предмета. В учебной программе раскрыто содержание предмета, указаны рекомендуемые дидактические процессы и предпочтительные организационные формы обучения данному предмету.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Учебная программа
учебно-программный документ основных образовательных программ дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, который устанавливает цели и задачи изучения учебного предмета, учебной дисциплины, образовательной области, темы, практики, определяет их содержание, время, отведенное на изучение отдельных тем, основные требования к результатам учебной деятельности обучающихся, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания. (Кодекс Республики Беларусь об образовании. Статья 91. Учебные планы, учебные программы.)

Источник: Модельная программа подготовки андрагогов.

ПРОГРАММА УЧЕБНАЯ
нормативный документ, определяющий содержание образования по каждому учебному предмету и объем времени, выделяемого как на изучение предмета в целом, так и на каждый раздел и тему изучаемого материала.
Программы бывают: типовые, вариативные, рабочие, школьные, авторские, индивидуальные. Существуют два способа построения учебной программы: концентрический (отдельные части учебного материала повторяются на постоянно расширяющем углубленном уровне) и линейный (отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, содержание знания передается один раз в определенной логике).

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
нормативный документ, в к-ром определяется круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету; логика изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. У. п. бывают типовые, вариативные, рабочие, школьные, авторские, индивидуальные. Существуют два способа построения учебной программы: концентрический (когда отдельные части учебного материала повторяются на постоянно расширяющемся углубленном уровне) и линейный (отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, содержание знания передается один раз в определенной логике).

Источник: Педагогический словарь

ПРОГРАММА УЧЕБНАЯ
нормативный документ, который определяет содержание учебного предмета в целом, конкретизирует его в содержании разделов и тем с распределением их по годам обучения, содержит обязательные результаты изучения предмета. У. п. конкретизирует соответствующий образовательный стандарт с учетом необходимых требований к ее построению. Она определяет общую научную и духовноценностную направленность преподавания предмета, оценок, теорий, событий, фактов. Ее можно рассматривать как проект конкретной учебной дисциплины, внесенной в учебный план. У. п. включает в себя: цели изучения дисциплины; содержание, обозначенное в темах, разделах; продолжительность и последовательность изучения тем и разделов; требование к изучению материала (Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dictionary.fio.ru). И. В. Ламаш, Л. Я. Бельчикова

Источник: Глоссарий современного образования.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
это подборка информации, определяющей полностью и однозначно ход деятельности, которую следует осуществить, чтобы заданный процесс проходил в соответствии с планом. Различия между первым и вторым пониманием «программы» достаточно велики. Если в первом случае главное место уделяется содержанию какой-либо деятельности и при этом самой деятельности и ее последствиям отводится относительно небольшое место, то во втором случае основное внимание уделяется именно самой деятельности и ее последствиям. Именно с этой точки зрения второе понимание «программы» значительно ближе современной педагогике: традиционное понимание «учебной программы» выражает давнюю идею педагогики «без ребенка», без учащегося, программу «предметного» содержания, относящегося только к учителю. Учебная программа в современном подходе направлена на самих учащихся, должна приносить им радость и удовлетворение, вызывать изменения их личностных качеств. С этой точки зрения об учебной программе следует говорить, что она определяет двустороннюю деятельность: работу учащихся и руководящих прямо или косвенно этой работой учителей, а также говорить о содержании образования.

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
документ, которым устанавливается содержание и объем знаний, умений и навыков по отдельным предметам и определяется последовательность их прохождения по годам обучения. Учебная программа составляется по каждому из изучаемых в школе предметов отдельно. В программах имеется объяснительная записка, к которой раскрываются задачи изучения данной дисциплины, указывается ее место в общей системе предметов, содержатся рекомендации по методике преподавания.
Учебная программа – это подборка информации, определяющей полностью и однозначно ход деятельности, которую следует осуществить, чтобы заданный процесс проходил в соответствии с планом.
Различия между первым и вторым пониманием «программы» достаточно велики. Если в первом случае главное место уделяется содержанию какой-либо деятельности и при этом самой деятельности и ее последствиям отводится относительно небольшое место, то во втором случае основное внимание уделяется именно самой деятельности и ее последствиям. Именно с этой точки зрения второе понимание «программы» значительно ближе современной педагогике: традиционное понимание «учебной программы» выражает давнюю идею педагогики «без ребенка», без учащегося, программу «предметного» содержания, относящегося только к учителю.
Учебная программа в современном подходе направлена на самих учащихся, должна приносить им радость и удовлетворение, вызывать изменения их личностных качеств. С этой точки зрения об учебной программе следует говорить, что она определяет двустороннюю деятельность: работу учащихся и руководящих прямо или косвенно этой работой учителей, а также говорить осодержании образования.

Источник: Словарь педагогического обихода. Псков ПГПИ 2003

ПРОГРАММА УЧЕБНАЯ
средство фиксации содержания образования на уровне учебного предмета II у направляет деятельность учителя и учащихся, составителей учебников, уч пособий и ТСО.
Общие требования к П.у. — единство теоретич. основ совокупности программ для той или иной ступени обучения и отражение этой совокупностью целостного содержания образования в данном типе уч заведения. В П.у. должно быть показано, какой из компонентов содержания образования является ведущим в конкретном уч предмете система науч. знаний, способы деятельности, опыт творческой деятельности, отношения. Данное требование реализуется как в объяснит записке, так и в самом тексте программы по классам.
Объяснит записка к П.у. призвана раскрыть цели данного уч предмета, его место в учебном плане, связи его с др. предметами цикла.
Осн. требования к тексту П.у. — полнота и конкретность представления содержания уч предмета, включение всех необходимых и достаточных для реализации выдвинутых целей элементов с их характеристиками и взаимосвязями. Каждый компонент содержания образования имеет свою особую форму фиксации в тексте П.у. Знания вводятся списком законов, науч. теорий, понятий, способы деятельности обозначаются перечнем умений, опыт творческой деятельности фиксируется в примерных проблемных задачах, к-рые учащиеся должны решать самостоятельно, воспитат. компонент должен вводиться через оценочные знания, умения и идеи.
Единая ср школа требовала централизованного издания строго обязательных программ Многообразие типов школ и дифференциация обучения предполагают значит. вариативность П.у. , связанную с типом школы, степенью обязательности уч курса (факультатив, предмет по выбору и т. д. ), видом уч. предмета (системный, комплексный), оценкой интересов и способностей того контингента учащихся, к-рым П.у. предназначена, а также известную децентрализацию в их разработке Но и вариативные П.у. должны включать некий общий костяк, обеспечивающий усвоение базового образования всеми учащимися независимо от типа школы и ее региональных особенностей.
Создание П.у. требует большой подготовит работы — анализа имеющихся программ и опыта их реализации, отбора и распределения материала в соответствии с науч. принципами, осуществления процедур минимизации уч материала в связи с временными рамками курса, опытной проверки фрагментов П.у. в практике школы Полная реализация и проверка П.у. возможны с помощью составленного на ее основе учебника
За рубежом разработка содержания образования ведется в основном в связи с конструированием «куррикулумов», понятия более широкого, чем П.у. , охватывающего всю систему обучения тому или иному предмету
Лит Скаткин M H, Вопросы теории построения программ в сов школе, ИАПН РСФСР, 1949, в 20, Общедидактич.анализ новых программ Мат-лы семинара, M, 1980, Дидактич. нормативы построения уч про граммы и отражение в ней содержания образо вания, в кн Теоретич. основы содержания общего ср образования M, 1983, гл. 9, Куписевич Ч, Основы общей дидактики, пер с польск, M, 1986, гл4, Дмитриев Г Д, Критич анализ дидактич. мысли в США, M, 1987, Характеристика нормативных документов, реализующих содержание образования в совр. школах в кн Педагогика, M, 1988, Дидактич. проблемы построения базового содержания образования Сб науч. трудов, M, 1993 В С Цетлин

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
171.27 кб

О программах и учебниках физики

Усова А.В.
Читать PDF
124.00 кб

Трансформативные учебные программы

Карпов Александр Олегович
В статье рассмотрены основные принципы организации трансформативных учебных программ как открытых самопреобразующихся познавательных систем, опирающихся на текущее генеративное оценивание ученика.
Читать PDF
98.17 кб

Учебная программа курса «Философия»

Фалеев Алексей Николаевич
Автор предлагает принципиально новую программу по философии, знакомящей с этико-философской традицией, которая складывалась в многовековом обретении человечеством нравственного опыта, а также с разнообразными подходами к «вечным»
Читать PDF
1.63 мб

Реформа учебной программы по истории

Штефан Мерль
Читать PDF
186.53 кб

Учебная программа по Логике для 3-го кур

Е. Б. Маслова
Читать PDF
819.76 кб

Коммуникативная программа учебного текста

Бродская Ирина Михайловна
Рассмотрена проблема воздействия учебного текста.
Читать PDF
222.15 кб

Учебная программа по Аскетике для 5-го курса

Андрей Ярунин
Читать PDF
191.16 кб

Составление учебной программы и другие вопросы

Читать PDF
226.51 кб

Учебная программа по Психологии для 4-го курса

Е. Б. Маслова
Читать PDF
213.89 кб

Учебная программа по Катехизису для 1-го курса

Александр Мякинин
Читать PDF
177.01 кб

Учебные программы - наше национальное достояние

Телешов Сергей Владимирович, Телешова Елена Вячеславовна
Читать PDF
675.37 кб

Оптимизация учебной программы профильного цикла

Овчинников Владислав Алексеевич
В статье рассматриваются особенности учебной программы по специальностям спортивного направления на ступени подготовки бакалавров и возможности ее оптимизации.
Читать PDF
204.54 кб

Учебная программа по Апологетике для 5-го курса

А. В. Ворохобов
Читать PDF
237.23 кб

Программный комплекс поддержки учебного процесса

Базлов А. Ф., Максимов М. А., Гурьева И. С., Смирнова Л. Н.
Читать PDF
217.92 кб

Учебная программа по Сектоведению для 4-го курса

Р. М. Конь

Похожие термины:

  • УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА (вуза)

    это нормативный документ, определяющий назначение и место учебного предмета в системе подготовки специалистов, цели его изучения, содержание учебного материала, формы организации обучения. У.п. п
  • РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

    учебная программа, разработанная на основе примерной (типовой) применительно к конкретному образовательному учреждению с учетом регионального компонента стандарта профессионального образован
  • СКРЫТАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

    (Hidden kurrikulum), СКРУП. В классике педагогической мысли и критической педагогике о СКРУП, упоминается, как правило, с отрицательной коннотацией, подчеркивается роль «невидимого учебного плана», «неявн
  • ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

    документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету примерного (типового) у
  • Авторская учебная программа

    составляется либо при отсутствии типовой программы, либо в том случае, когда по тем или иным причинам типовая программа не устраивает пользователей. Программа, составленная автором-педагогом, дол
  • Учебная программа дисциплины

    (Training program discipline) документ, определяющий структуру и достаточно подробное содержание учебной дисциплины. В части содержания дисциплины программа базируется на приведенных в ФГОС соответствующ
  • ПРОГРАММА УЧЕБНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ

    нормативный документ учебного заведения, реализующего идею непрерывного образования, который определяет место и значение учебной дисциплины в реализации образовательно-профессиональных прогр
  • Программа по литературе учебная

    нормативно-правовой документ, всесторонне регламентирующий процесс литературного образования школьников. П.Л. определяют цели и задачи, содержание этого процесса, содержание учебной деятельнос
  • БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

    включает в виде блоков и модулей содержание профессионального образования по профессиям и специальностям конкретного профессионального поля (направления). Представлена двумя типами, соответств
  • Учебная программа повышения квалификации

    учебнопрограммный документ, который устанавливает цели и задачи дополнительной образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов или дополнительной обра
  • Типовая учебная программа детских школ искусств

    технический нормативный правовой акт, определяет цель и задачи изучения образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин, уровни их изучения, виды занятий, рекомендуемые формы