УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА (вуза)

Найдено 1 определение
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА (вуза)
это нормативный документ, определяющий назначение и место учебного предмета в системе подготовки специалистов, цели его изучения, содержание учебного материала, формы организации обучения.
У.п. по предметам, обеспечивающим профессиональную подготовку специалистов, разрабатываются в тесной взаимосвязи с другим учебным материалом, необходимым для успешного выполнения профессиональной деятельности, предупреждения возможного дублирования, учета межпредметных связей при определении последовательности изучения учебных предметов.
На стадии решения дидактической задачи – проектирования целей и содержания обучения руководствуются квалификационной характеристикой. После определения целей и адекватного содержания учебного предмета разрабатывается проект типовой программыпо учебному предмету, а после выбора необходимых форм обучения составляются рабочие программы.
В настоящее время У.п., как правило, определяют лишь объем учебного материала, подлежащего усвоению. Но эта функция учебной программы явно недостаточна. Помимо своего традиционного назначения, программа и пояснительная записка к ней должны указывать роль и значение соответствующей учебной дисциплины в будущей производственной деятельности специалиста; основные перспективные направления развития изучаемой науки и отрасли техники; объем и содержание навыков, которыми должны овладеть студенты; основные черты творческой деятельности, необходимые для успешной работы будущего специалиста, а также характер учебно-познавательных проблем и задач, способствующих формированию этих черт; важнейшие мировоззренческие идеи и категории, подлежащие усвоению на конкретной содержательной основе; ожидаемые результаты обучения, т.е. требуемые уровни усвоения учебного материала.
В совокупности указанные компоненты У.п. представляют собой конкретное выражение целей обучения по данному учебному предмету, к достижению которых должны быть направлены усилия педагога и студентов в процессе обучения. По аналогичной схеме могут конкретизироваться цели по каждому разделу и теме учебной дисциплины.
При построении У.п. дополнительно должен быть учтен ряд конкретных требований, связанных с необходимостью отражения в них новейших достижений науки, техники и технологии; обеспечения преемственности и единства общеобразовательной, политехнической и профессиональной подготовки студентов; установления рациональных межпредметных и внутрипредметных связей; воспитания интереса к специальности, понимания общественной значимости своего труда, чувства коллективизма, ответственности, а также предприимчивости и инициативы.
При разработке У.п. может быть полезной следующая схема ориентировочной основы действий.
Первый этап разработки связан с определением назначения учебного предмета в подготовке специалиста, а также целей его изучения. Для этого анализируется квалификационная характеристика специалиста и устанавливается, какие ее требования могут быть обеспечены за счет изучения данного предмета. Тем самым обосновывается необходимость введения предмета в учебный план специальности.
Второй этап формирования учебного предмета связан с определением его состава и структуры. Главным системообразующим элементом при определении структуры предмета является объект изучения и его отношение к профессиональной деятельности специалиста.
Третий этап работы связан с определением требований к знаниям и умениям по каждой теме, которые представляют собой дальнейшую конкретизацию образовательных целей учебного предмета. Они должны быть сформулированы таким образом, чтобы после окончания изучения темы можно было проверить, усвоили ли студенты соответствующие знания и овладели ли необходимыми умениями.
Каждое требование к знаниям и умениям по предмету должно быть конкретизировано и обеспечено требованиями к знаниям и умениям по темам.
Определение требований к знаниям и умениям по каждой теме способствует не только реализации в полной мере контролирующей функции учебных программ, но и является основанием для последующего планирования содержания лабораторных, практических и самостоятельных работ.
На четвертом этапе планируются лабораторные и практические работы. Разработчики программ учебных предметов должны знать особенности этих форм организации обучения, их дидактические цели и содержание, место в подготовке специалиста. При разработке содержания лабораторных и практических работ следует иметь в виду, что в совокупности они призваны обеспечить формирование умений по предмету.
Пятый этап разработки У.п. связан с определением объема и содержания самостоятельной работы студентов. Ее совершенствование зависит от увеличения объемасамостоятельных аудиторных и внеаудиторных занятий, формирования навыков и умений самостоятельной работы, разнообразия ее видов, усиления профессиональной направленности выполняемых самостоятельно заданий.
На шестом этапе, руководствуясь требованиями стандарта (квалификационной характеристики) и общими требованиями к знаниям и умениям по предмету, следует определить содержание курсового проекта (работы) и время его выполнения. Примерная тематика курсового проекта должна формулироваться в виде учебных задач, отражающих конкретное производственное задание.
При разработке У.п. должны учитываться межпредметные связи, и на их основе следует координировать содержание учебных предметов. Сам по себе оптимальный вариант последовательности изучения учебного материала не формирует у студентов системы знаний и умений с учетом межпредметных связей. Необходима методически грамотная реализация этих связей непосредственно в процессе преподавания. Поэтому важно не только выявить межпредметные связи, но и зафиксировать их документально. В этом случае они будут выступать ориентиром применения всех опорных знаний и умений из разных предметов при изучении каждой новой учебной темы. Таким документом может быть структурно-логическая схема предмета.
На заключительном этапе составитель программы на основе сложившегося опыта и достижений педагогической науки разрабатывает рекомендации по рациональному выбору форм организации обучения. Имеются в виду такие формы, как лекции, семинары, экскурсии, консультации и другие типы занятий. Эти рекомендации включаются в пояснительную записку к У.п.
Лит.: Чернилевский Д.В., Филатов О.К. Технология обучения в высшей школе. – М., 1996; Ярошенко Н., Зайцева З. Структура и содержание учебных программ // Среднее специальное образование. 1990. № 10.
Д.В. Чернилевский

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.