вид учебной деятельности, определяемый целями профессионального образования в соответствии с потребностями спроса рынка труда и интересами молодежи. У.п. предусматривает ширину профессионального профиля по сравнению с конкретным видом профессиональной деятельности в условиях предприятия, что позволяет молодежи иметь большие возможности для трудоустройства.
Такими профессиями, например, являются: «химик» – профессия, интегрирующая отдельные профессии («машинист компрессорных и насосных установок», «слесарь- ремонтник химического оборудования», «оператор технологических установок»), «станочник широкого профиля» и др.
У.п. может включать один вид профессиональной деятельности, например, «наладчик станков и манипуляторов с программным управлением». В этом случае широта профиля осуществляется за счет овладения техникой и технологией межотраслевого значения. Выпускник учебного заведения, получивший такую профессию, может работать в машиностроении, легкой, пищевой промышленности, строительстве, агропроме и других сферах. Таким образом, данную профессию можно назвать комплексной.
У.п. имеет следующие характерные особенности:
– включает несколько профессий; интегрированных на единой общей основе в зависимости от уровня развития науки и производства;
– позволяет проводить подготовку рабочих по нескольким профессиям, входящим в нее одновременно;
– расширяет профессиональный профиль рабочего в целях увеличения его мобильности в условиях рынка;
– повышает теоретический уровень образования, профессиональную мобильность в соответствии с потребностями производства и трудоустройства молодежи;– оптимизирует процесс подготовки рабочего и формирования его личности на основе интегративно-дифференцированного подхода;
– ускоряет процесс подготовки рабочих за счет интеграции теоретических знаний и комплексирования учебно-производственных работ в производственном обучении.
Группировка профессий провидится в целях развития личности (как умственного, так и физического), расширения профессионального профиля молодых рабочих, интеграции и дифференциации учебно-программной документации (профессионально-квалификационная характеристика, учебный план, учебная программа, учебник, учебные пособия, методика обучения, методические материалы).
На основе теории интеграции (integratio – восстановление, восполнение, целостность) при группировке профессий возникает задача добиться сравнимости требований к подготовке обучаемых и сделать выводы для оптимизации подготовки рабочих по этим профессиям. Опираясь на научные исследования в данной области, У.п. необходимо рассматривать как существенную основу как широкого развития личности и профессиональной деятельности выпускников учебных заведений. Современная высокопроизводительная техника и оптимальные технологические процессы предъявляют совершенно новые требования к таким качествам личности, как системное мышление, интеллектуальность, высокое сознание, ответственность, дисциплинированность, скорость трудовых действий. Требования к этим качествам возрастают вследствие постоянного увеличения ценности доверенных рабочим машин и технических установок, а также степени совершенствования производственного, в том числе трудового процессов. Ошибки в деятельности рабочего при усложняющихся отношениях между человеком и машиной могут вызвать системные воздействия на технологические процессы и принести большие убытки.
Комплексный подход к определению требований подготовки по У.п. предусматривает их иерархию (общие – интегрированные и специальные – дифференцированные), в которой важное место занимают требования не только к личности, но и знаниям, навыкам и умениям, нормам нравственности и поведения, человеческим ценностям. При определении этих требований исходят из единства общего, политехнического и профессионального образования, рационального соотношения между профессиональным интегрированным и профессиональным дифференцированным образование. Познавательная деятельности по определению требований включает следующие этапы: 1) изучение тенденции развития научно-технического прогресса в различных сферах жизнедеятельности человека; 2) изучение характера и содержания труда рабочих; 3) разработку профессионально- квалификационных характеристик на рабочие профессии; 4) отбор и переработку информации на основе педагогических критериев; 5) формулировку выводов и результатов.
Сущностью интеграции нескольких профессий в У.п. являются объективно существующие общности: социально-экономическая; психофизиологическая; дидактическая, проявляющаяся в объектах, средствах труда, технологии производства и в условиях профессионального обучения.
Группировка рабочих профессий, объединенных в учебную группу, предполагает следующие уровни интеграции: 1) общепроизводственный – профессиональная подготовка межотраслевого характера; 2) общеотраслевой – подготовка по У.п. широкого профиля, общим для всей отрасли; 3) общепрофессиональный – подготовка по профессиям широкого профиля и смежным профессиям отдельных производств внутри отрасли; 4) частнопрофессиональный – подготовка по отдельным профессиям.
Лит.: Краткий толковый словарь по профессиональному образованию / Под ред. А.П. Беляевой. – СПб.; Бохум, 1994.
1.41 мб
Учебная игра в профессиональном образовании
В статье рассматриваются практическая значимость использования учебных игр в профессиональном обучении, формы организации игровой деятельности обучающихся, формулируются педагогические задачи игрового учебного занятия, анализируют