УЧЕБНАЯ ГРУППА ПРОФЕССИЙ

Найдено 1 определение
УЧЕБНАЯ ГРУППА ПРОФЕССИЙ
совокупность родственных и смежных профессий на основе широкой общеотраслевой группировки. Она характеризуется высокой степенью укрепления профессий и специальностей; совокупностью знаний, навыков и умений, которые формируются у обучающихся на основе общности орудий и основных материалов, применяемых в производственной деятельности; содержанием выполняемой работы; применением одинаковой технической документации; единством технологических функций; единством принципов управления разными машинами и механизмами.
У.г.п. обеспечивает расширение и углубление профессиональных знаний, навыков и умений; создает предпосылки для большей профессиональной мобильности рабочих, способности и готовности к перемене труда в условиях постоянного технико- технологического перевооружения производственной базы. Проектируемая структура профессиональной подготовки квалифицированных рабочих по У.г.п. в значительной мере расширяет права училищ и базовых предприятий в выборе наиболее рациональных сочетаний профессий в соответствии с конкретными потребностями производства, в частности взаимозаменяемости рабочих в бригадах.
Федеральный компонент профессионального обучения формируется на базе учебной группы профессий.
Например, в отделении педагогики и психологии профтехобразования АПН СССР разработан эталонный сборник программ для подготовки рабочих по У.г.п. «кузнец на молотах и прессах», «кузнец-штамповщик», «машинист на молотах, прессах и манипуляторах». Этот сборник используется также для подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве и для создания базового учебника и учебных пособий для соответствующих специализаций кузнечно-штамповочного производства.
Он состоит из 3-х блоков: блок на начальный уровень квалификации; блок на средний уровень квалификации; блок на высший уровень квалификации.
Каждый блок включает модули 2-х типов: общепрофессиональный (базисный) модуль и специальный (дополнительный) модуль.
Общепрофессиональный (базисный) модуль каждого блока содержит учебный материал, общий для всех кузнечных профессий данного уровня квалификации.
Специальные (дополнительные) модули содержат учебный материал с учетом специализации по конкретной профессии данного уровня квалификации.
Совокупность учебного материла общепрофессионального и специальных модулей – блок – составляет единые программы профессионального обучения кузнецов соответствующего уровня квалификации.
Для подготовки в ПУ кузнецов по конкретной профессии используется учебный материал блоков на начальный и средний уровень квалификации.
Для подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве используется материал всех блоков данного сборника. Для организации обучения следует определятьсодержание начального, среднего и среднего специального образования на новых началах. Для этого необходимо разработать типизированную и унифицированную учебно- программную документацию (по учебным блокам) по следующим направлениям:
1. Разработка единой типовой программы для обучения по ней рабочих нескольких одинаковых специальностей. Такая программа разрабатывается на основе единого учебного плана (например бульдозеристы, сварщики и т.д.).
2. Разработка унифицированных программ для обучения по ним рабочих нескольких родственных специальностей, например кузнецы. Унифицированная программа состоит из общей части единой для всех специальностей и отдельных частей, характерных для каждой специальности.
3. Унификация отдельных разделов программы: разработка для каждой группы типовых разделов (общеслесарная подготовка, электромонтажные работы и т.д.), дифференциация их по срокам обучения и включение этих разделов в соответствующие программы.
Разработка типовых программ по учебным группам родственных профессий имеет ряд преимуществ по сравнению с программами, разрабатываемыми на каждую профессию.
Во-первых, унификация учебного материала программ обусловливает единые требования к организации и методике его изучения. Разработка унифицированных программ ведет к унификации, а следовательно, к уменьшению количества учебников и учебных пособий.
Во-вторых, разработка унифицированных программ исключает дублирование и субъективный подход различных авторов к раскрытию учебного материала.
В-третьих, унификация программ значительно расширяет объем знаний и умений учащегося по каждой профессии, включенной в группу, что соответствует современным тенденциям расширения профиля работающих в условиях научно-технического прогресса.
В-четвертых, позволяет осуществлять подготовку квалифицированных рабочих по более широкому кругу специальностей, входящих в данную группу, и тем самым наиболее полно удовлетворять нужды производства в подготовке квалифицированных рабочих.
В-пятых, разработка унифицированных программ для У.г.п. дает определенную экономию в расходах на разработку и издание программ.
Лит.: Батышев С.Я. Реформа профессиональной школы. – М., 1987; Батышев С.Я. Блочно- модульное обучение. – М., 1997; Профессиональная педагогика: Учебник. – М., 1997.
С.Я. Батышев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.



Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
154.47 кб

Становление студенческой группы в негосударственном вузе как коллективного субъекта учебно-профессио

Протасов А. А., Шамсина М. Р.
Читать PDF
7.80 мб

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПРОБЛЕМА ЛИДЕРСТВА МЛАДШИХ КОМАНДИРОВ УЧЕБНЫХ ГРУПП

Евтихов Олег Владимирович, Жильцов Андрей Владимирович
В статье рассматриваются структура и содержание профессионально-управленческой компетентности руководителя применительно к деятельности младших командиров учебных групп образовательных организаций МВД России.