ТВОРЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ

Найдено 1 определение
ТВОРЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ
. Творчество в Большой Советской энциклопедии рассматривается как «... деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, как... деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективныхзаконов действительности». К.С. Пигров, исследуя философские аспекты научного творчества, определил творчество «... как процесс получения новых социально значимых результатов. Он осуществляется в единстве и взаимопереходе социальной значимости и новизны, в диалектической «борьбе» объекта и субъекта творчества».
Т.у. – деятельность учащихся в области, связанной с их интересами и способностями, в процессе которой осуществляется поиск и применение оригинальных способов решения задач и заданий, а результат обладает индивидуальной или общественной значимостью и объективной или субъективной новизной. Данное понятие рассматривается в широком смысле, в него входит и рационализаторская и изобретательская деятельность в области технологии производства, художественно-прикладные виды деятельности, чеканка по металлу, резьба по дереву и кости, художественное шитье, народные промыслы и др.
Педагогическая проблема понятия творчества заключается в установлении существенных различий в Т.у. и творчестве взрослых. Установлено, что в понятии «творчество взрослых» главными компонентами являются объективная новизна результата творчества и социальная его значимость.
Для учащихся результат творчества может иметь как объективную, так и субъективную новизну, индивидуальную или общественную значимость. При этом необходимой составляющей творческой деятельности является поиск и применение оригинальных способов решения задач и заданий.
Для методики творчества важно также определение этапов творческой деятельности.
Анализ исследований советских и зарубежных ученых показывает, что по структуре творческой деятельности накоплен значительный материал, выделены (применительно к взрослым) компоненты творческой деятельности и этапы творческого процесса. Однако применительно к учащимся приходится учитывать специфические условия протекания Т.у., уровень знаний, навыков и умений на разных этапах обучения, руководство со стороны учителя, определенную субъективность новизны, выполнение педагогических требований, создание специальных условий и т.п.
С учетом этих особенностей для организации Т.у. целесообразно выделить четыре этапа, или фазы творческого процесса:
– осознание и обоснование идеи;
– технико-технологическая разработка идеи (задачи, задания);
– практическая работа по решению задачи (задания);
– апробирование объекта в работе и оценке творческого решения задачи (задания).
При этом каждый этап имеет отчетливо выраженный промежуточный результат, которым на первом этапе является осмысленная и принятая идея, на втором – доведение идеи до возможности практической реализации, конструкторско-технологическая разработка идеи; на третьем – практическая реализация идеи; на четвертом – анализ решения творческой идеи и доработка объекта.
Исследования и передовой опыт включения учащихся в творческую деятельность всех возрастных групп указывает на зависимость ее эффективности от выполнения следующих основных педагогических требований: посильность предлагаемых учащимся данного возраста содержания творческих задач и заданий, учитывающих уровень научных основ знаний и трудовых навыков и умений; результативность творческой деятельности, под которой понимается реализация идеи в материальную форму (законченное изделие, опытный образец прибора, устройства, модели, чертеж или текст описания и т.п.); непрерывность творческого процесса; учет и использование собственного творческого опыта в дальнейшей деятельности.
Требование результативности особенно важно. Получение результата вызывает положительный эмоциональный настрой у учащихся, стимулирует их творческую активность. Результативность следует рассматривать не только по отношению кконечному «продукту» творчества, но и применительно к каждому этапу выполнения, творческого задания.
Исследование этапов творческого процесса и педагогических требований к проведению занятий по развитию Т.у. непосредственно связано с развитием творческих способностей учащихся и прямо выводит исследователей-педагогов на необходимость разработки методики оценки результата Т.у.
Для методики педагогического исследования наиболее важными являются два аспекта развития творческих способностей – одинаковость протекания творческого процесса как для детей, так и для взрослых (при различном содержании творческих задач); творческие способности у учащихся можно и необходимо целенаправленно формировать в процессе познавательно-трудовой деятельности.
Для педагогического процесса включения учащихся в творческую деятельность определены такие уровни и критерии оценки, которые были бы связаны с характером и результатом Т.у., проявивших способности к данной области деятельности, и которые бы обеспечили выявление их творческого продвижения.
С учетом этапов Т.у. и основных педагогических требований развития творчества (посильности, результативности творческой деятельности, непрерывности творческого процесса, учета и использования собственного творческого опыта в дальнейшей деятельности), определены следующие пять уровней оценки творческой подготовленности учащихся:
1. Изготовление изделия по предъявленной документации с внесением частичных изменений в чертеж, схему, направленных на совершенствование формы изделия или рациональное расположение деталей и т.п.
2. Изготовление изделия с доконструированием и самостоятельным внесением изменений в предъявленную техническую документацию или отдельную схему.
3. Изготовление изделия с предварительным конструкторским оригинальным усовершенствованием и самостоятельным внесением изменений в технологическую документацию или схему.
4. Самостоятельная технологическая разработка оригинальной конструкторской идеи изделия (предъявленной учителем) и его изготовление.
5. Самостоятельное обоснование и формулирование оригинальной конструкторской или рационализаторской идеи изделия, разработка документации и изготовление изделия.
Педагогический процесс развития Т.у. также требует и своих критериев оценки творческой подготовленности учащихся в плане общего воздействия на личность, проявляющейся и в творческой трудовой деятельности по окончании обучения.
Для оценки воздействия творческой деятельности на личность учащегося установлены следующие три основных обобщенных критерия:
– формирование устойчивого интереса к труду в той области, которая соответствует данному направлению творческой деятельности;
– целенаправленный выбор профессии;
– продолжение творческой деятельности по окончании учебного заведения, т.е. проявление творческого отношения к труду в процессе трудовой деятельности.
В процессе развития Т.у. критерии оценки конкретизируются в зависимости от возрастных особенностей учащихся и задач включения их в творческую деятельность.
Например, при организации работы по развитию творчества учащихся могут быть использованы следующие критерии:
– проявление инициативы и активности при выполнении творческого задания;– использование полученных знаний и приобретенного опыта конструкторской деятельности при выполнении последующих задач;
– новизна и оригинальность конструкторского решения, а также способов выполнения задания;
– грамотная конструкторско-технологическая разработка задания (в том числе и правильное выполнение графической части работы);
– качество сконструированного и изготовленного творческого объекта.
При организации Т.у. приходится также учитывать следующие условия, влияющие на выбор объекта творчества: содержание творческой деятельности должно быть связано с содержанием научных знаний и трудовых навыков и умений; для поддержания нормального творческого процесса должна быть создана соответствующая современному уровню производства материально-техническая база и подобраны (подготовлены) квалифицированные кадры, владеющие методикой творческой работы с учащимися.
Лит.: Пигров К.С. Научно-техническое творчество. – Л., 1979.
П.Н. Андрианов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
969.86 кб

ИКТ и техническое творчество учащихся

Липатов Василий Иванович
В статье рассматриваются возможности использования ИКТ для развития творчества учащихся, уровни творческой подготовленности характеризуют деятельностный аспект их продвиженияв нем.
Читать PDF
246.25 кб

Педагогическая поддержка в творчестве учащихся

Пузыни Т. Г.
Читать PDF
594.70 кб

Научно-теоретические аспекты творчества учащихся

Читать PDF
17.66 мб

Модель развития компьютерного творчества учащихся

Стафеев С. А.
В статье отражена модель развития компьютерного творчества учащихся позволяющая осуществить переход от низкого (копирующе-воспроизводящего), до среднего (поисково-исследовательского) и от среднего (поисково-исследовательского) до
Читать PDF
835.61 кб

Техническое творчество учащихся на уроках технологии

Лаптев Георгий Георгиевич
В статье раскрыты теоретические основы технического творчества учащихся. Роль и значение трудового воспитания и обучения в формировании творческой, инициативной и предприимчивой личности в рамках учебного предмета «Технология».
Читать PDF
842.07 кб

Обучение словесному творчеству учащихся при помощи перифраз

Рапаева Ю.В.
В статье рассматриваются актуальные вопросы обучения школьников словесному творчеству. На основе анализа специальной литературы предлагаются задания для обучения школьников словесному творчеству при помощи перифраз.
Читать PDF
17.57 мб

Развитие компьютерного творчества учащихся в современном обществе

Стафеев С. А.
В статье отмечено влияние компьютерных технологий и информационной среды общества на состояние и проблемы современного образования.
Читать PDF
326.54 кб

Влияние произведений искусства на развитие речевого творчества учащихся

Крылова Ольга Юрьевна
Читать PDF
343.00 кб

Исследовательский метод обучения эффективный способ развития творчества учащихся

Лукьянова Татьяна Сергеевна
Российскому обществу в настоящее время нужны высоко нравственные, хорошо образованные, предприимчивые люди с креативным типом мышления.
Читать PDF
136.20 кб

О взаимосвязи развития мышления и свободы творчества учащихся в процессе обучения

Фомин Н. В.
Автором с позиции развивающего обучения рассматривается проблема взаимосвязи развития мышления и свободы творчества учащихся в процессе учебно-познавательной деятельности.
Читать PDF
876.20 кб

Роль в правовом воспитании учащихся начальных классов устного народного творчества

Мингбаева Барно Убайдуллаевна, Муминова Малика Ўктамовна
В статье освещены вопросы воспитания учеников на материале народного национального воспитания, уважения к национальным традициям и ремёслам, фольклору жанров, например, сказках.
Читать PDF
354.90 кб

Две стратегии формирования готовности учащихся сельской школы к социальному творчеству

Воронова Тамара Александровна, Кумирова Светлана Сергеевна
В статье рассмотрен феномен «социальное творчество», его компоненты, структура формирования.
Читать PDF
6.37 мб

Влияние декоративно-прикладного творчества на развитие творческих способностей у учащихся

Брехова Алла Витальевна, Тарасова Юлия Борисовна
Вопросу развития творческих способностей учащихся уделяется большое внимание педагогов не только на уроках, но и при дополнительном образовании.
Читать PDF
185.51 кб

Формирование политехнической компетенции в процессе физико-технического творчества учащихся

Левченко Евгений Юрьевич, Мехнин Александр Михайлович
В работе рассматриваются теоретические основы использования компетентностного подхода к проблемам современного политехнического образования.
Читать PDF
111.90 кб

Игра как средство включения учащихся в социальное творчество на уроках общественных дисциплин

О. Ф. Рожкова

Похожие термины: