. Творчество в Большой Советской энциклопедии рассматривается как «... деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, как... деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективныхзаконов действительности». К.С. Пигров, исследуя философские аспекты научного творчества, определил творчество «... как процесс получения новых социально значимых результатов. Он осуществляется в единстве и взаимопереходе социальной значимости и новизны, в диалектической «борьбе» объекта и субъекта творчества».
Т.у. – деятельность учащихся в области, связанной с их интересами и способностями, в процессе которой осуществляется поиск и применение оригинальных способов решения задач и заданий, а результат обладает индивидуальной или общественной значимостью и объективной или субъективной новизной. Данное понятие рассматривается в широком смысле, в него входит и рационализаторская и изобретательская деятельность в области технологии производства, художественно-прикладные виды деятельности, чеканка по металлу, резьба по дереву и кости, художественное шитье, народные промыслы и др.
Педагогическая проблема понятия творчества заключается в установлении существенных различий в Т.у. и творчестве взрослых. Установлено, что в понятии «творчество взрослых» главными компонентами являются объективная новизна результата творчества и социальная его значимость.
Для учащихся результат творчества может иметь как объективную, так и субъективную новизну, индивидуальную или общественную значимость. При этом необходимой составляющей творческой деятельности является поиск и применение оригинальных способов решения задач и заданий.
Для методики творчества важно также определение этапов творческой деятельности.
Анализ исследований советских и зарубежных ученых показывает, что по структуре творческой деятельности накоплен значительный материал, выделены (применительно к взрослым) компоненты творческой деятельности и этапы творческого процесса. Однако применительно к учащимся приходится учитывать специфические условия протекания Т.у., уровень знаний, навыков и умений на разных этапах обучения, руководство со стороны учителя, определенную субъективность новизны, выполнение педагогических требований, создание специальных условий и т.п.
С учетом этих особенностей для организации Т.у. целесообразно выделить четыре этапа, или фазы творческого процесса:
– осознание и обоснование идеи;
– технико-технологическая разработка идеи (задачи, задания);
– практическая работа по решению задачи (задания);
– апробирование объекта в работе и оценке творческого решения задачи (задания).
При этом каждый этап имеет отчетливо выраженный промежуточный результат, которым на первом этапе является осмысленная и принятая идея, на втором – доведение идеи до возможности практической реализации, конструкторско-технологическая разработка идеи; на третьем – практическая реализация идеи; на четвертом – анализ решения творческой идеи и доработка объекта.
Исследования и передовой опыт включения учащихся в творческую деятельность всех возрастных групп указывает на зависимость ее эффективности от выполнения следующих основных педагогических требований: посильность предлагаемых учащимся данного возраста содержания творческих задач и заданий, учитывающих уровень научных основ знаний и трудовых навыков и умений; результативность творческой деятельности, под которой понимается реализация идеи в материальную форму (законченное изделие, опытный образец прибора, устройства, модели, чертеж или текст описания и т.п.); непрерывность творческого процесса; учет и использование собственного творческого опыта в дальнейшей деятельности.
Требование результативности особенно важно. Получение результата вызывает положительный эмоциональный настрой у учащихся, стимулирует их творческую активность. Результативность следует рассматривать не только по отношению кконечному «продукту» творчества, но и применительно к каждому этапу выполнения, творческого задания.
Исследование этапов творческого процесса и педагогических требований к проведению занятий по развитию Т.у. непосредственно связано с развитием творческих способностей учащихся и прямо выводит исследователей-педагогов на необходимость разработки методики оценки результата Т.у.
Для методики педагогического исследования наиболее важными являются два аспекта развития творческих способностей – одинаковость протекания творческого процесса как для детей, так и для взрослых (при различном содержании творческих задач); творческие способности у учащихся можно и необходимо целенаправленно формировать в процессе познавательно-трудовой деятельности.
Для педагогического процесса включения учащихся в творческую деятельность определены такие уровни и критерии оценки, которые были бы связаны с характером и результатом Т.у., проявивших способности к данной области деятельности, и которые бы обеспечили выявление их творческого продвижения.
С учетом этапов Т.у. и основных педагогических требований развития творчества (посильности, результативности творческой деятельности, непрерывности творческого процесса, учета и использования собственного творческого опыта в дальнейшей деятельности), определены следующие пять уровней оценки творческой подготовленности учащихся:
1. Изготовление изделия по предъявленной документации с внесением частичных изменений в чертеж, схему, направленных на совершенствование формы изделия или рациональное расположение деталей и т.п.
2. Изготовление изделия с доконструированием и самостоятельным внесением изменений в предъявленную техническую документацию или отдельную схему.
3. Изготовление изделия с предварительным конструкторским оригинальным усовершенствованием и самостоятельным внесением изменений в технологическую документацию или схему.
4. Самостоятельная технологическая разработка оригинальной конструкторской идеи изделия (предъявленной учителем) и его изготовление.
5. Самостоятельное обоснование и формулирование оригинальной конструкторской или рационализаторской идеи изделия, разработка документации и изготовление изделия.
Педагогический процесс развития Т.у. также требует и своих критериев оценки творческой подготовленности учащихся в плане общего воздействия на личность, проявляющейся и в творческой трудовой деятельности по окончании обучения.
Для оценки воздействия творческой деятельности на личность учащегося установлены следующие три основных обобщенных критерия:
– формирование устойчивого интереса к труду в той области, которая соответствует данному направлению творческой деятельности;
– целенаправленный выбор профессии;
– продолжение творческой деятельности по окончании учебного заведения, т.е. проявление творческого отношения к труду в процессе трудовой деятельности.
В процессе развития Т.у. критерии оценки конкретизируются в зависимости от возрастных особенностей учащихся и задач включения их в творческую деятельность.
Например, при организации работы по развитию творчества учащихся могут быть использованы следующие критерии:
– проявление инициативы и активности при выполнении творческого задания;– использование полученных знаний и приобретенного опыта конструкторской деятельности при выполнении последующих задач;
– новизна и оригинальность конструкторского решения, а также способов выполнения задания;
– грамотная конструкторско-технологическая разработка задания (в том числе и правильное выполнение графической части работы);
– качество сконструированного и изготовленного творческого объекта.
При организации Т.у. приходится также учитывать следующие условия, влияющие на выбор объекта творчества: содержание творческой деятельности должно быть связано с содержанием научных знаний и трудовых навыков и умений; для поддержания нормального творческого процесса должна быть создана соответствующая современному уровню производства материально-техническая база и подобраны (подготовлены) квалифицированные кадры, владеющие методикой творческой работы с учащимися.
Лит.: Пигров К.С. Научно-техническое творчество. – Л., 1979.
П.Н. Андрианов
969.86 кб
ИКТ и техническое творчество учащихся
В статье рассматриваются возможности использования ИКТ для развития творчества учащихся, уровни творческой подготовленности характеризуют деятельностный аспект их продвиженияв нем.