ТВОРЧЕСТВО ТЕХНИЧЕСКОЕ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
вид деятельности, в результате которой создаются технические объекты, обладающие признаками полезности и существенной новизны.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

ТВОРЧЕСТВО ТЕХНИЧЕСКОЕ
деятельность по созданию новой и совершенствованию старой техники и технологии, обладающей социальной значимостью [66, c. 363; 67, c. 393].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
вид деятельности учащихся, результатом которой является технический объект, обладающий признаками полезности и субъективной (для учащихся) новизны. Т.т. развивает интерес к технике и явлениям природы, способствует формированию мотивов к учебе и выбору профессии, приобретению практических умений, развитию творческих способностей и др. Осн. путь организации Т.т. - создание проблемной ситуации и формулировка творческих задач конструкторского характера (см.Конструирование, Моделирование). Процесс Т.т. включает ряд последовательных этапов: анализ исходных фактов и формулировка проблемы, выдвижение гипотезы, логическое развитие идеи и детализация проекта, его воплощение в рисунке, чертеже, модели, наконец, материальное воплощение. Центральный момент Т.т. - нахождение гл. идеи технического решения, требующей обоснования, расчетов и экспериментальной проверки. У детей младшего школьного возраста еще нет сложившихся глубоких и целенаправленных интересов, они увлекаются техникой вообще. В среднем школьном возрасте у учащихся обычно появляется интерес к определенным видам творчества, и они предпочитают занятия в авиамодельных, судомодельных, радиотехнических и других кружках. Учащиеся старшего возраста, обладая уже достаточно обширными знаниями по математике, физике и другим предметам, проявляют интерес к научным основам техники, им уже по силам использовать в Т.т. приемы математического и кибернетического моделирования. Т.т. как массовое молодежное движение - одно из важных средств развития интеллектуально-творческого потенциала страны. В России распространению Т.т. в 20-30-х гг. способствовало создание гл.о. профилированной сети внешкольных учреждений - детских технических станций (первая открылась в Москве в 1926, в 1939 переименованы в станции юных техников), которые позднее стали консультативно-методическими центрами. В 50-е гг. Т. т. рассматривалось как одно из средств повышения научного уровня образования учащихся. Видные ученые - академики С.И. Вавилов, И.И. Артоболевский, А.И. Берг, П.Л. Капица и другие оказывали помощь школам и внешкольным учреждениям в приобщении детей к Т.т. Возникли конструкторские бюро и научные общества учащихся и др. В конце 70- 80-х гг. движение Т.т. молодежи постепенно утратило массовость. Распространению опыта Т.т. способствуют журналы "Наука и жизнь", "Юный техник", "Техника - молодежи", "Знание - сила", "Радио", "Физика в школе", "Моделист-конструктор" и др. См. также Досуг, Конструирование, Моделирование

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
вид деятельности учащихся, результатом к-рой является техн. объект, обладающий признаками полезности и субъективной (для учащихся). новизны Т.т. развивает интерес к технике и явлениям природы, способствует формированию мотивов к учебе и выбору профессии, приобретению практич. умений, развитию творч способностей и др.
Т.т. может рассматриваться в неск. аспектах как метод обучения и развития учащихся, как форма внеурочной работы и как массовое движение молодежи Как метод обучения Т.т. углубляет знания, развивает умение применять их в новых условиях Пути Т.т. разрабатываются педагогами с учетом данных психологии творческой деятельности Осн.путь организации его - создание проблемной ситуации и формулировка творческих задач конструкторского типа (см Конструирование, Моделирование).
По своему характеру Т.т. - процесс циклический, он включает ряд последо-ват этапов анализ исходных фактор и выдвижение проблемы, интуитивное построение гипотезы (осн.идеи будущего техн. решения), логич. развитие идеи и детализация проекта, воплощение проекта в рисунке, чертеже, модели, наконец, материальное - в натуре.
Центр момен Т.т. - нахождение гл. идеи техн. решения, требующей обоснования, расчетов и эксперим. проверки.
Положит. эмоции мобилизуют интеллектуальный потенциал и повышают продуктивность мыслит. деятельности. По данным Дж II Гилфорда, интеллектуальный потенциал человека определяется уровнем развития ряда элементарных способностей, таких, как чувство проблемы, способность установить причинную связь и предвидеть ход явления или действия механизма, способность к продуктивному дивергентному и конвергентному переносу идеи в образной, знаковой или семантической форме В уч. процессе творческие способности развиваются спец. «изобретательскими» упражнениями типа «черный ящик» (напр., по косвенным данным догадаться о принципе действия скрытого механизма). и др.
Этап осмысления и самостоят.формулировки проблемы может оказаться очень длительным, поэтому он чаще всего реализуется с помощью учителя Второй этап наиб. ценен для развития способностей, здесь важна самостоятельность учащихся Учителю предстоит найти пути к ознакомлению учащихся с нек-рыми эвристич методами, в т.ч. изобретательства (перенос, аналогия, комбинирование, утрирование и др.), а также с дополнит.н. справочной лит-рой Завершающий этап Т.т. - материальное осуществление проекта, проверка правильности найденного решения - имеет большое воспитат. значение Успешный результат дает учащимся чувство радости и удовлетворения, и, наоборот, слишком частые неудачи ведут к потере интереса.
Правильный подбор системы творческих упражнений и создание необходимых условий для достаточно быстрого и высококачественного выполнения проекта (использование спец. инструментов, совр. технологий, материалов и др.). способствуют возбуждению и поддержке мотивации учения и положит. эмоций у учащихся.
Т.т. широко применяется на завершающем этапе изучения тем по математике, информатике, труду и предметам естествознания. На уроке в зависимости от поставленной пед. цели Т.т. иногда достаточно ограничиться выдвижением идеи или принципа действия изобретения, в др. случаях следует добиваться выполнения расчетов, рисунка, чертежей, модели
На внеклассных занятиях, к-рые не ограничены программой и продолжительностью урока, возможно достижение подлинной самостоятельности учащихся на всех этапах работы и творческий замысел выполняется обычно в модели или в натуре Внеклассные и кружковые занятия Т.т. организуются в соответствии с возрастными особенностями и интересами. У детей мл школьного возраста еще нет сложившихся глубоких и целенаправленных интересов, они увлекаются техникой вообще Дети мл шк. возраста занимаются в нач кружках техн. моделирования.
В ср. шк. возрасте у учащихся обычно появляется интерес к определенным видам творчества, и они предпочитают занятия в авиамодельных, судомодельных, радиотехн. и др. кружках Содержание работы по Т.т. с учащимися этой группы часто определяется природным и производств окружением.
Учащиеся ст возраста, обладая уже достаточно обширными знаниями по математике, физике и др. предметам, проявляют интерес к науч. основам техники Они выбирают кружки физико-техн, радиоэлектроники, автоматики, вычисли Т.т. ехники и т.д. Учащимся ст классов по силам использовать в Т.т. приемы матем. и кибернетич моделирования.
Т.т. как массовое молодежное движение - одно из важных средств развития интеллектуально-творческого потенциала страны.
В России распространению Т.т. в 20—30-х гг способствовало создание гл. обр. профилированной сети внешк. учреждений - дет. техн. станций (первая открылась в 1926 в Москве, в 1939 переим в станции юных техников), к-рые стали консультационно-методическими центрами Организовывались выставки, конкурсы и др.
В 50-х гг Т.т. рассматривалось как одно из средств повышения научного уровня образования учащихся Школьники вовлекались в творческую работу в связи с углубленным изучением отд предметов (см Дифференциация обучения). Видные ученые акад С И Вавилов, И И Артоболевский, H Д Зелинский, А И Берг, II Л Капица, M А Лаврентьев, И К Кикоин, В M Глуш-ков и др. оказывали помощь школам и внешк. учреждениям в приобщении детей к Т.т. Возникали конструкторские бюро и науч. об-ва учащихся и др. В кон 7fr- 80-х гг движение Т.т. молодежи постепенно утратило массовость Осн.причинами этого были отставание технологии и методов кружковых занятий от уровня работы конструкторских бюро и индустр произ-ва, отставание техн. и материальной оснащенности Определенную роль играло и падение интереса к пед. деятельности со стороны руководителей кружков из-за неоправданно низкого престижа труда ученых и изобретателей, низкой оплаты труда. Вместе с тем мн разработки конструкторских коллективов студентов и учащихся, работающих в составе уч -науч. -производств комплексов, свидетельствуют о высокой результативности Т.т. Распространению опыта Т.т. способствуют журн «Наука и жизнь», «Юный техник», «Техника - молодежи», «Знание - сила», «Радио», «Физика в школе», «Моделист-конструктор» и др.
Лит Разумовский В Г, Развитие техн. творчества учащихся, M, 1961, его ж е, Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике, M, 1975, Горский В А Техн. творчество школьников, M, 1981, Волков И П, Приобщение школьников к творчеству Из опыта работы, M, 1982, Столяров Ю С, Техн. творчество школьников, M, 1984, Иванов Г И, Формулы творчества или как научиться изобретать, M, 1994 В Г Разумовский

Источник: Российская педагогическая энциклопедия