ТВОРЧЕСТВО ТЕХНИЧЕСКОЕ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
вид деятельности, в результате которой создаются технические объекты, обладающие признаками полезности и существенной новизны.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

ТВОРЧЕСТВО ТЕХНИЧЕСКОЕ
деятельность по созданию новой и совершенствованию старой техники и технологии, обладающей социальной значимостью [66, c. 363; 67, c. 393].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
вид деятельности учащихся, результатом которой является технический объект, обладающий признаками полезности и субъективной (для учащихся) новизны. Т.т. развивает интерес к технике и явлениям природы, способствует формированию мотивов к учебе и выбору профессии, приобретению практических умений, развитию творческих способностей и др. Осн. путь организации Т.т. - создание проблемной ситуации и формулировка творческих задач конструкторского характера (см.Конструирование, Моделирование). Процесс Т.т. включает ряд последовательных этапов: анализ исходных фактов и формулировка проблемы, выдвижение гипотезы, логическое развитие идеи и детализация проекта, его воплощение в рисунке, чертеже, модели, наконец, материальное воплощение. Центральный момент Т.т. - нахождение гл. идеи технического решения, требующей обоснования, расчетов и экспериментальной проверки. У детей младшего школьного возраста еще нет сложившихся глубоких и целенаправленных интересов, они увлекаются техникой вообще. В среднем школьном возрасте у учащихся обычно появляется интерес к определенным видам творчества, и они предпочитают занятия в авиамодельных, судомодельных, радиотехнических и других кружках. Учащиеся старшего возраста, обладая уже достаточно обширными знаниями по математике, физике и другим предметам, проявляют интерес к научным основам техники, им уже по силам использовать в Т.т. приемы математического и кибернетического моделирования. Т.т. как массовое молодежное движение - одно из важных средств развития интеллектуально-творческого потенциала страны. В России распространению Т.т. в 20-30-х гг. способствовало создание гл.о. профилированной сети внешкольных учреждений - детских технических станций (первая открылась в Москве в 1926, в 1939 переименованы в станции юных техников), которые позднее стали консультативно-методическими центрами. В 50-е гг. Т. т. рассматривалось как одно из средств повышения научного уровня образования учащихся. Видные ученые - академики С.И. Вавилов, И.И. Артоболевский, А.И. Берг, П.Л. Капица и другие оказывали помощь школам и внешкольным учреждениям в приобщении детей к Т.т. Возникли конструкторские бюро и научные общества учащихся и др. В конце 70- 80-х гг. движение Т.т. молодежи постепенно утратило массовость. Распространению опыта Т.т. способствуют журналы "Наука и жизнь", "Юный техник", "Техника - молодежи", "Знание - сила", "Радио", "Физика в школе", "Моделист-конструктор" и др. См. также Досуг, Конструирование, Моделирование

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
вид деятельности учащихся, результатом к-рой является техн. объект, обладающий признаками полезности и субъективной (для учащихся). новизны Т.т. развивает интерес к технике и явлениям природы, способствует формированию мотивов к учебе и выбору профессии, приобретению практич. умений, развитию творч способностей и др.
Т.т. может рассматриваться в неск. аспектах как метод обучения и развития учащихся, как форма внеурочной работы и как массовое движение молодежи Как метод обучения Т.т. углубляет знания, развивает умение применять их в новых условиях Пути Т.т. разрабатываются педагогами с учетом данных психологии творческой деятельности Осн.путь организации его - создание проблемной ситуации и формулировка творческих задач конструкторского типа (см Конструирование, Моделирование).
По своему характеру Т.т. - процесс циклический, он включает ряд последо-ват этапов анализ исходных фактор и выдвижение проблемы, интуитивное построение гипотезы (осн.идеи будущего техн. решения), логич. развитие идеи и детализация проекта, воплощение проекта в рисунке, чертеже, модели, наконец, материальное - в натуре.
Центр момен Т.т. - нахождение гл. идеи техн. решения, требующей обоснования, расчетов и эксперим. проверки.
Положит. эмоции мобилизуют интеллектуальный потенциал и повышают продуктивность мыслит. деятельности. По данным Дж II Гилфорда, интеллектуальный потенциал человека определяется уровнем развития ряда элементарных способностей, таких, как чувство проблемы, способность установить причинную связь и предвидеть ход явления или действия механизма, способность к продуктивному дивергентному и конвергентному переносу идеи в образной, знаковой или семантической форме В уч. процессе творческие способности развиваются спец. «изобретательскими» упражнениями типа «черный ящик» (напр., по косвенным данным догадаться о принципе действия скрытого механизма). и др.
Этап осмысления и самостоят.формулировки проблемы может оказаться очень длительным, поэтому он чаще всего реализуется с помощью учителя Второй этап наиб. ценен для развития способностей, здесь важна самостоятельность учащихся Учителю предстоит найти пути к ознакомлению учащихся с нек-рыми эвристич методами, в т.ч. изобретательства (перенос, аналогия, комбинирование, утрирование и др.), а также с дополнит.н. справочной лит-рой Завершающий этап Т.т. - материальное осуществление проекта, проверка правильности найденного решения - имеет большое воспитат. значение Успешный результат дает учащимся чувство радости и удовлетворения, и, наоборот, слишком частые неудачи ведут к потере интереса.
Правильный подбор системы творческих упражнений и создание необходимых условий для достаточно быстрого и высококачественного выполнения проекта (использование спец. инструментов, совр. технологий, материалов и др.). способствуют возбуждению и поддержке мотивации учения и положит. эмоций у учащихся.
Т.т. широко применяется на завершающем этапе изучения тем по математике, информатике, труду и предметам естествознания. На уроке в зависимости от поставленной пед. цели Т.т. иногда достаточно ограничиться выдвижением идеи или принципа действия изобретения, в др. случаях следует добиваться выполнения расчетов, рисунка, чертежей, модели
На внеклассных занятиях, к-рые не ограничены программой и продолжительностью урока, возможно достижение подлинной самостоятельности учащихся на всех этапах работы и творческий замысел выполняется обычно в модели или в натуре Внеклассные и кружковые занятия Т.т. организуются в соответствии с возрастными особенностями и интересами. У детей мл школьного возраста еще нет сложившихся глубоких и целенаправленных интересов, они увлекаются техникой вообще Дети мл шк. возраста занимаются в нач кружках техн. моделирования.
В ср. шк. возрасте у учащихся обычно появляется интерес к определенным видам творчества, и они предпочитают занятия в авиамодельных, судомодельных, радиотехн. и др. кружках Содержание работы по Т.т. с учащимися этой группы часто определяется природным и производств окружением.
Учащиеся ст возраста, обладая уже достаточно обширными знаниями по математике, физике и др. предметам, проявляют интерес к науч. основам техники Они выбирают кружки физико-техн, радиоэлектроники, автоматики, вычисли Т.т. ехники и т.д. Учащимся ст классов по силам использовать в Т.т. приемы матем. и кибернетич моделирования.
Т.т. как массовое молодежное движение - одно из важных средств развития интеллектуально-творческого потенциала страны.
В России распространению Т.т. в 20—30-х гг способствовало создание гл. обр. профилированной сети внешк. учреждений - дет. техн. станций (первая открылась в 1926 в Москве, в 1939 переим в станции юных техников), к-рые стали консультационно-методическими центрами Организовывались выставки, конкурсы и др.
В 50-х гг Т.т. рассматривалось как одно из средств повышения научного уровня образования учащихся Школьники вовлекались в творческую работу в связи с углубленным изучением отд предметов (см Дифференциация обучения). Видные ученые акад С И Вавилов, И И Артоболевский, H Д Зелинский, А И Берг, II Л Капица, M А Лаврентьев, И К Кикоин, В M Глуш-ков и др. оказывали помощь школам и внешк. учреждениям в приобщении детей к Т.т. Возникали конструкторские бюро и науч. об-ва учащихся и др. В кон 7fr- 80-х гг движение Т.т. молодежи постепенно утратило массовость Осн.причинами этого были отставание технологии и методов кружковых занятий от уровня работы конструкторских бюро и индустр произ-ва, отставание техн. и материальной оснащенности Определенную роль играло и падение интереса к пед. деятельности со стороны руководителей кружков из-за неоправданно низкого престижа труда ученых и изобретателей, низкой оплаты труда. Вместе с тем мн разработки конструкторских коллективов студентов и учащихся, работающих в составе уч -науч. -производств комплексов, свидетельствуют о высокой результативности Т.т. Распространению опыта Т.т. способствуют журн «Наука и жизнь», «Юный техник», «Техника - молодежи», «Знание - сила», «Радио», «Физика в школе», «Моделист-конструктор» и др.
Лит Разумовский В Г, Развитие техн. творчества учащихся, M, 1961, его ж е, Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике, M, 1975, Горский В А Техн. творчество школьников, M, 1981, Волков И П, Приобщение школьников к творчеству Из опыта работы, M, 1982, Столяров Ю С, Техн. творчество школьников, M, 1984, Иванов Г И, Формулы творчества или как научиться изобретать, M, 1994 В Г Разумовский

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
969.86 кб

ИКТ и техническое творчество учащихся

Липатов Василий Иванович
В статье рассматриваются возможности использования ИКТ для развития творчества учащихся, уровни творческой подготовленности характеризуют деятельностный аспект их продвиженияв нем.
Читать PDF
182.92 кб

Всё начиналось с технического творчества

Галагузова Минненур Ахметхановна
В статье представлены некоторые вехи научной творческой деятельности ректора Уральского государственного педагогического университета Б. М. Игошева.
Читать PDF
983.67 кб

Философия научно-технического творчества

Пусько Виталий Станиславович
В статье рассматривается научно-техническое творчество как вид деятельности ученых, инженеров, изобретателей для получения новых результатов в развитии науки, техники, технологий в современных условиях.
Читать PDF
369.35 кб

Магия и концепции научно-технического творчества

Степанов Александр Анатольевич
Проводится анализ концепций научно-технического творчества с целью выявления его взаимосвязи с магией.
Читать PDF
153.34 кб

Теоретические основы научно-технического творчества

Маврин Б. М.
Рассматривается научно-техническое творчество студентов в образовательной среде вуза как психолого-педагогическая проблема.
Читать PDF
96.51 кб

Техническое творчество: сущность, генезис, развитие

Комаров Александр Иванович
На базе анализа субстанциального основания творчества труда и метаморфоз его орудий раскрыты сущность творческой деятельности и признаки особенных ее видов.
Читать PDF
835.61 кб

Техническое творчество учащихся на уроках технологии

Лаптев Георгий Георгиевич
В статье раскрыты теоретические основы технического творчества учащихся. Роль и значение трудового воспитания и обучения в формировании творческой, инициативной и предприимчивой личности в рамках учебного предмета «Технология».
Читать PDF
567.92 кб

Морское дело и научно-техническое творчество юношества

Храмушин Василий Николаевич
Справедливо считается, что кораблестроение и мореплавание лежат в основе географических открытий, исторического развития фундаментальных наук и промышленных технологий, вобравших в себя великое наследие европейских научных и инжен
Читать PDF
372.55 кб

Креативность и концепции научно-технического творчества

Степанов Александр Анатольевич
Проводится анализ концепций научного-технического творчества с целью выявления в них метафор божественной креативности.
Читать PDF
239.24 кб

«Гуманитарная оболочка» инженерно-технического творчества

Клабуков И.Д., Середкина Е.В., Столбова Н.В.
Вводится понятие «гуманитарной оболочки» инженерно-технического творчества, которое означает «встроенность» инженера и производимого им технического объекта не только в социальную реальность, но и в общекультурный контекст.
Читать PDF
400.96 кб

Метафоры рождения в концепциях научно-технического творчества

Степанов Александр Анатольевич
Проводится анализ концепций научно-технического творчества с целью выявления в них метафор биологического рождения.
Читать PDF
139.83 кб

Основа инновационного развития - научно-техническое творчество

Юревич Е. И.
Читать PDF
93.17 кб

Техническое творчество и ремесло: социально-философский анализ

Твердынин Николай Михайлович
Для рассмотрения социального значения различных технологий в жизни общества могут быть использованы исторический, социологический, экономический и другие методы.
Читать PDF
368.23 кб

Техническое творчество как самопознание: к постановке проблемы

Никитина Елена Александровна
В статье рассматриваются методологические аспекты проблемы технического творчества, техники как особого вида самопознания. Актуальность обусловлена ускорением темпов развития техногенной цивилизации.
Читать PDF
430.76 кб

Цифровые технологии как фактор развития технического творчества

Митрущенкова Анастасия Николаевна
Творчество является одной из основных составляющих познавательной деятельности человека. Оно встречается в самых разных областях духовной, социально-практической и повседневной деятельности человека.

Похожие термины: