ТВОРЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское]

ТВОРЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ
развитая способность и стремление вносить в процесс труда новое, оригинальное, совершенствовать организацию, способы, орудия труда; стремление и способность к рационализации и изобретательству.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ТВОРЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ
одна из важных характеристик профессионального мастерства, формируемого у учащихся в процессе производственного обучения.
Т.о. к т. – понятие комплексное и формируется в процессе всей учебно- производственной деятельности учащихся. Вместе с тем формирование Т.о. к т. – это самостоятельная задача, которую решает весь педагогический коллектив учебного заведения, прежде всего мастер производственного обучения. Для этого элемента педагогической деятельности мастера характерны специфические методы, специфический подход.
Во-первых, не следует резко противопоставлять творческую и воспроизводящую, чисто исполнительскую деятельность учащихся. Для творческой деятельности характерны глубокое проникновение в сущность изучаемых вопросов, процессов, большая степень активизации познавательных способностей и творческих сил учащихся, новизна суждений, выводов и способов действий. Воспроизводящие и творческие работы органически связаны между собой. Как в воспроизводящих действиях содержатся элементы творчества, так и творческие действия непременно включают воспроизведение ранее усвоенных знаний и умений. При этом, естественно, уровень и объем творческихэлементов в деятельности учащихся повышается по мере накопления их опыта. Таким образом понятия «воспроизводящая» и «творческая» деятельность учащихся являются в известном смысле условными.
Во-вторых, ученическое творчество, оригинальность их деятельности не столько в создании новых способов решения учебно-производственных проблем, сколько в своеобразном комбинировании уже освоенных, известных им приемов и способов действия. Учащиеся, как правило, ничего объективно нового не открывают и не изобретают. Познавая новое, они делают «открытия» для себя, и очень важно, чтобы эти открытия они делали осознанно и самостоятельно.
И, наконец, творческий подход к деятельности формируется и развивается только в процессе выполнения работы творческого характера. Педагог всегда помнит об этом и как можно чаще ставит учащихся в такие условия, при которых они имели бы возможность систематически упражняться в решении творческих задач.
Руководя производственным обучением учащихся, мастер специально подводит их к творческим поискам. Опытные мастера достигают этого, указывая, например, на несовершенство технологии, инструментов, приспособлений и предлагая учащимся подумать над их усовершенствованием, а также рационализация организации труда. Положительный эффект дает такой методический прием, как намеренное внесение неполадок в настраиваемый прибор, механизм, машину и предложение учащихся найти их; решение задач производственного характера с неполными данными, которые учащиеся самостоятельно определяют и отыскивают в справочной литературе и т.п.
В целях формирования и развития творческих способностей практикуется выдача учащимся специальных заданий творческого характера, которые выполняются учащимися самостоятельно или под руководством мастера в зависимости от их сложности. Это такие задания, как разработка или внесение уточнений в конструкцию приспособлений, повышающих качество или производительность труда; составление технологических карт изготовления изделий или выполнения работы по заданным параметрам и техническим требованиям; расчет режимов обработки с применением нового инструмента; подготовка предложений по совершенствованию организации труда, повышению экономической эффективности процесса выполнения работы и т.п.
Нужно так направлять мыслительную деятельность учащихся, чтобы процесс их мышления был всегда процессом поиска. Это активизирует мышление учащихся, повышает внимание, развивает и поддерживает интерес, вызывает чувство удовлетворенности от процесса труда.
Формирование Т.о. к т. будет иметь эффект только тогда, когда в это дело будут вовлечены все учащиеся группы, когда будет развит коллективный дух творчества.
Лит.: Якиманская И.С. Формирование интеллектуальных умений и навыков в процессе производственного обучения. – М., 1979; Поляков В.А. Основы методики трудового и проффессионального обучения. – М., 1987; Коротяев Б.И. Учение – процесс творческий.
– М., 1989.
В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.