Творческий потенциал личности

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Творческий потенциал личности
целостный комплекс деятельных способностей и иных личностных качеств, необходимых для активного и компетентного участия в деятельности по обогащению имеющегося социального опыта. Основными элементами в структуре творческого потенциала личности являются: а) мировоззрение, определяющее направленность разума, воли и чувств на поиск новых подходов и решений; б) понимание сути выполняемого дела, высокий уровень компетентности; в) умение использовать эвристический потенциал научного знания с учетом конкретных обстоятельств проблемной ситуации. (Онушкин В.Г., Огарёв Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. СПб, ИОВ РАО. 109 с.)

Источник: Модельная программа подготовки андрагогов.

ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ
системное качество личности быть субъектом творчества в профессиональной деятельности, общении и самопознании. Творческий потенциал, проявляющийся в прогрессивной инновационной деятельности, творческом поиске, умении принимать нестандартные эффективные решения, прямо связан с уровнем профессионализма личности и деятельности. Понятие «творческий потенциал личности» тесно связано с понятиями «самоактуализация», «самосовершенствование», «самореализация». Сам процесс развития творческого потенциала проходит и осознается личностью как процесс самосовершенствования, а результатом этого процесса является самореализация личности. В качестве характеристик творческого потенциала исследователями выделяются:
- созидательная направленность профессиональных интересов;
- потребность в новаторской деятельности;
- склонность к инновациям;
- высокий уровень общего и некоторых специальных видов интеллекта;
- самостоятельность;
- развитая профессиональная Я-концепция; способность к формированию сложных ассоциативных связей;
- развитая рефлексивная культура;
- сильная волевая регуляция поведения и деятельности;
- развитое воображение;
- умение управлять своими состояниями, в том числе стимулировать свою творческую активность. (Толстов С. Н. Инновационный потенциал и образовательная среда как акмеологические ресурсы развития / Толстов Сергей Николаевич, Шмелева Елена Александровна // Научный журнал КубГАУ. – 2012. – № 79 (05) Е. Ю. Усик

Источник: Глоссарий современного образования.

Творческий потенциал личности
система личностных способностей (изобретательность, воображение, критичность ума, открытость ко всему новому), позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями, и знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности (новизну, оригинальность, уникальность подходов субъекта к осуществлению деятельности), в итоге побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию. Характерной чертой Т.П.Л. является его избыточность по отношению к реализации, наличие «запаса» возможностей. Последнее является условием, позволяющим индивиду результативно решать новые проблемы. Между Т.П. (потенциальное) и актуализированными творческими возможностями (актуальное) существуют отношения, аналогичные отношениям категорий «возможное» и «действительное» в структуре личности: -актуализация, проявление, функционирование потенциального – суть процесса, его изменения и развития посредством актуальных проявлений (деятельности, действий, отношений, общения и т.п.) представляет возможным судить о состоянии и характеристиках анализируемого потенциального образования до создания условий для превращения его в реальное актуальное; -одно переходит в другое и реализует его. Переход и реализация обусловлены как субъективными личностными особенностями, так и объективными условиями. Возможность есть потенциальная действительность, а действительность выступает как реализованная возможность (Т.А. Артемьева). Т.П. личности – основа индивидуальной программы человека, формирующейся и функционирующей под воздействием единого информационного потока генетической и социальной программ (терминология академика Н.П. Дубинина) во взаимодействии с реальной средой. Программа - возможные изменения системы в будущем, определяемы ее структурой и восприимчивостью к различным внешним воздействиям. Генетические изменения в силу своей природы консервативны. В течение длительного периода эволюции человечества «генетический потенциал» (В.Ф. Овчинников) остается величиной сравнительно постоянной. Социальная программа является функцией общественной среды и создается под воздействием общественных условий (В. Мамонтов). Творческий потенциал развивается на основе социального фактора, претерпевая определенные исторические периоды, качественные скачки (В.Ф. Овчинников). Данное потенциальное образование, являясь результатом развития, в свою очередь, становится предпосылкой каждого нового этапа качественного изменения индивида. Средствами самореализации Т.П. являются схемы для повседневного пользования, запоминания и приведения знаний и действий в систему. Субъективные интегративные системы, обусловливающие творческий поиск, стиль деятельности одного человека в отличие от другого формируются в процессе индивидуального развития как под влиянием систематического образования у отличных, хороших или весьма посредственных преподавателей в образовательном маршруте, так и собственных усилий. Интегративные модели создаются в процессе систематического поиска, обосновываются, публикуются и становятся достоянием других. Создаваемые в результате исследований модели нигде не исчерпывают субъективную интегративную схему или систему, но в силу своей обобщенности и обоснованности могут выступать прекрасным средством формирования субъективных схем и средств у других. Исследование творческого потенциала человека связано с изучением его свойств, качеств, характеристик, их совокупности, а в конечном счете -«меры человека как количественной определенности его качеств». Сторонники аксиологического подхода определяют Т.П. как репертуар полученных и самостоятельно выработанных умений и навыков, как способности к действию и мера их реализации в определенной сфере деятельности и общения. Авторы онтологического взгляда рассматривают Т.П. как характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении и самореализации (М.В. Копосова, В.Н. Николко и др.). С позицииразвивающего подхода к изучению Т.П. личности исследователи определяют его как совокупность реальных возможностей, умений и навыков, определенный уровень их развития (О.С. Анисимов, В.В. Давыдов, Г.Л. Пихтовников и др.). В рамках деятельностно-организационного подхода осуществляется рассмотрение данного феномена как качества, характеризующего меру возможностей личности осуществлять творческую деятельность (Г.С. Альтшуллер, Е.В. Колесникова, И.О. Мартынюк, В.А. Маляко, Л.В. Мещерякова, В.Ф. Овчинников, В.Г. Рындак, Н.Д. Ряховских). В работах Д.Б. Богоявленской, А.В. Брушлинского, И.П. Волкова, Е.Л. Яковлевой и др. представлен способностный подход, который позволяет отождествить Т.П. с творческими способностями человека и рассмотреть его как интеллектуально - творческую предпосылку к творческой деятельности. По мнению сторонников энергетического подхода, Т.П. отождествляется с психоэнергетическими ресурсами и резервами личности, которые выражаются в необычайной интенсивности духовной жизни и могут разряжаться в других видах деятельности (Н.В. Кузьмина, Л.Н. Столович и др.). Интегративный подход (Е.А. Алексеева, С.Г. Глухова, Е.А. Глуховская, В.В. Коробкова, П.Ф. Кравчук, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, А.И.Савенков, Т.А. Саламатова, Р.Д. Санжаева, А.И. Санникова, В.В. Сериков , А.К. Уразова и др.) к рассмотрению сущности творческого потенциала, в рамках которого исследователи подчеркивают интегративность как его характерное свойство, и определяют Т.П. как интегративное качество личности, которое: *отражает меру возможностей актуализации ее сущностных творческих сил в реальной преобразовательной практике (П.Ф. Кравчук); *определяет потребность, готовность и возможность творческой самореализации и саморазвития (Е.А. Глуховская, С.Г. Глухова, А.К. Уразова); *выражает отношение (позиции, установку, направленность) человека к творчеству (А.М. Матюшкин); *обеспечивает эффективное взаимодействие личности с другими людьми и продуктивность деятельности (В.В. Сериков). Творческий потенциал - явление динамичное, многоуровневое. Энергопотенциал человека – одна из важнейших характеристик его творческого потенциала, которым даже он сам не всегда умеет воспользоваться, не зная, на что его направить. Диагностировать энергопотенциал человека очень важно для его собственного самочувствия, формирования уверенности в себе и смелости.

Источник: Творчество. Краткий педагогический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
128.83 кб

Творческий потенциал личности

Байгильдина З. Ф.
Данная статья посвящена исследованию творческого потенциала личности.
Читать PDF
315.54 кб

Ценность личности и её творческий потенциал

Глаголев Владимир Сергеевич
Читать PDF
145.01 кб

Творческий потенциал личности и его развитие

Горовая Валерия Ивановна, Петрова Нина Фёдоровна
Читать PDF
135.45 кб

Творческий потенциал личности будущего инженера

Бегидова Светлана Николаевна, Липилина Елена Юрьевна
В статье раскрывается сущность творческого потенциала личности будущего инженера и составляющих его компонентов: потенциала личности и креативности, обеспечивающих личности профессиональное становление, обосновывается необходимост
Читать PDF
212.88 кб

Личность в организации: развитие и творческий потенциал

Леоненко Н.В.
Читать PDF
345.74 кб

Массовое сознание общества и творческий потенциал личности

Круглов В.Л.
В статье приведен анализ феномена массового сознания и массовой культуры современного общества в аспекте перспектив творческой реализации личности.
Читать PDF
2.84 мб

Развитие творческого потенциала личности в обучении технологии

Сайниев Николай Сайнашевич
Статья посвящена проблеме творчества в современной системе технологического образования школьников.
Читать PDF
317.97 кб

Развитие творческого потенциала личности в информационном обществе

Хахалева О. А.
В статье рассматривается формирование творческого потенциала личности, применяющей новые информационные технологии.
Читать PDF
531.50 кб

Влияние шахматной игры на развитие творческого потенциала личности

Гутенев Максим Юрьевич
Рассматриваются вопросы, связанные с творческими компонентами мышления личности во время игры в шахматы. Автор изучает влияние шахматной игры на развитие логического и творческого мышления.
Читать PDF
286.70 кб

Развитие творческого потенциала личности студента в учебном процессе

Кормакова Валентина Николаевна
В статье дается характеристика принципов развития творческого потенциала обучаю-щихся в образовательных организациях профессионального образования.
Читать PDF
143.69 кб

Инновационный подход к развитию творческого потенциала личности детей

Захарюта Нина Васильевна
Исследование посвящено актуальной проблеме педагогической и возрастной психологии развитию воображения, которое учёными признано основой творческого потенциала личности и центральным психологическим новообразованием дошкольного ст
Читать PDF
488.12 кб

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Степанов Виктор Иванович
Отражены идеи развития творческого потенциала личности студентов в процессе профессиональной их подготовки. В процессе развития творческого потенциала личности студентов выделены этапы в логике основных тенденций.
Читать PDF
129.75 кб

К проблеме развития творческого потенциала личности в раннем онтогенезе

Захарюта Нина Васильевна
Исследование посвящено актуальной проблеме педагогической и возрастной психологии развитию воображения, которое учёными признано основой творческого потенциала личности и центральным психологическим новообразованием дошкольного ст
Читать PDF
251.39 кб

Основные факторы развития интеллектуально-творческого потенциала личности

Савенков Александр Ильич, Романова Марина Александровна
В статье рассматриваются основные факторы развития интеллектуально-творческого потенциала личности.
Читать PDF
153.81 кб

Развитие творческого потенциала личности в региональной системе образования

Паранчер Н. Н.

Похожие термины:

  • Духовно-творческий потенциал личности

    совокупность внутренних возможностей, потребностей, ценностей и средств достижения личностью таких состояний сознания, которые гармонируют отношение личности с окружающей действительностью, о