ТВОРЧЕСКИЕ ГРУППЫ (комплектование)

Найдено 1 определение
ТВОРЧЕСКИЕ ГРУППЫ (комплектование)
организация малого учебного коллектива на основе метода социометрического исследования.
Наблюдения показывают, что учащиеся при выполнении сложных учебных творческих заданий объединяются в небольшие группы, испытывая потребность в интеллектуальном общении, дискуссиях, коллективном обсуждении особо трудных вопросов для принятия оптимального решения. Однако случается, что такие спонтанные объединения могут привести не к положительным, а отрицательным результатам, поэтому чтобы повысить эффективность деятельности малых групп необходима помощь преподавателя.
Опыт показал, что фундаментом объединения выступают общность профессиональных интересов, продуктивное творчество, заинтересованность в результатах работы. В таких малых творческих коллективах складываются отношения дружбы, взаимных симпатий, эмоциональной притягательности, взаимопонимания, доверия и уважения. Преподавателю, работающему над комплектованием Т.г., рекомендуется использоватьметодику изучения коллектива учебной группы и формирования внутри нее малых рабочих групп, опирающуюся на метод социометрии. Предварительно преподаватель проводит опрос по специально разработанной анкете. В ней студент сообщает фамилии членов будущей Т.г. (7–8 человек, с запасом), в составе которой ему хотелось бы работать. Названные им фамилии располагаются в списке по мере убывания симпатий студента.
Затем из желаемых лиц студент подчеркивает фамилию руководителя группы. Таким образом, каждый в анкете высказывает свое желание.
Последующая обработка данных анкетирования позволяет преподавателю составить со- циометрический рисунок учебной группы в целом (социограмму). Он представляет собой объективный, графически точный, наглядный снимок («мишень») внутренних взаимосвязей в коллективе, авторитетности каждого члена в данном цикле дисциплин, фиксирует изолированность отдельных студентов от коллектива, выявляет неформальных лидеров группы, т.е. авторитетность заявленных студентами руководителей и т.д.
По результатам обработки студенческих анкет может быть составлена «матрица симпатий».
По «матрице симпатий» преподаватель также устанавливает будущих руководителей в зависимости от количества голосов, отданных за них. В соответствии с социометрическими документами, а также сведениями о «близком друге» и успеваемости студента преподаватель намечает руководителя – неформального лидера и комплектует примерный состав Т.г. Далее, студенты вносят коррективы, и уже сами выбирают заместителя руководителя и распределяют организационные функции между членами группы. Процесс обработки анкет можно достаточно легко автоматизировать.
Для обеспечения управления деятельностью Т.г. перед ними ставятся принципиально важные и лично значимые цели и задачи. Таким образом, с одной стороны, все создаваемые формальные группы могут функционировать, сохраняя в течение длительного времени преимущества неформальной группы. С другой стороны, действующие формальные Т.г., работающие над сходной технической проблематикой, ориентируются на продуктивные дискуссионные формы общения и сотворчество. Каждая такая Т.г. состоит из четырех (максимум пяти) человек, т.к. это повышает гибкость управления их познавательной деятельностью и эффективностью работы каждого члена группы в отдельности и всего малого коллектива.
Каждый член Т.г. должен реализовать определенные функции (руководитель группы, ответственный за методическое, техническое обеспечение и т.д.). Поскольку эта работа касается организации учебного процесса, то качество ее исполнения оценивают все члены Т.г. Материалы исследований социологов показывают, что молодые специалисты – выпускники – испытывают определенные затруднения в процессе адаптации к трудовой деятельности, т.к. не все они обладают необходимыми коммуникативными качествами. Как показал опыт, работа студентов в составе Т.г. с непрерывным выполнением организаторских функций дает будущим рабочим и специалистам возможность не теоретически, а на практике усваивать методы взаимодействия, вырабатывать в себе такие качества, которые определяют умение работать в коллективе.
А.С. Макаренко писал, что главным и определяющим фактором успешного развития организаторских способностей является сама система воспитания человека в коллективе и через коллектив. При этом, основным фундаментом, по его убеждению, должна служить характерная черта юношества – стремление к дружескому общению, к опоре на мнение сверстников. Постепенно, в дальнейшем при изучении новых дисциплин функции членов группы могут видоизменяться, сообразуясь с личностными наклонностями и особенностями характера. Например, при изучении технических дисциплин лидером будет один, а при изучении гуманитарных – другой.
Ответственным организатором в учебной группе выступает Совет, состоящий из руководителей Т.г. и старосты. Задача его – обеспечение эффективности всех видов учебной деятельности и качества воспитательной работы со студентами. Под пристальным вниманием Совета и преподавателя должны находиться студенты, у которых слабые коммуникативные качества (по результатам анкетирования, с ними никто не пожелал работать, или пожелал слишком узкий круг студентов). Инженерная деятельность – это обычно работа в коллективе. Поэтому очень важно, чтобы члены группы помогли такому студенту влиться в коллектив, взглянуть на себя глазамидругих, находили разумные пути и методы, побуждающие своих сверстников ответственно относиться к учению и деятельности коллектива.
В помощь руководителям Т.г. разработано содержание организационной работы Т.г., сформулированы обязанности ее руководителя и каждого члена.
М.М. Зиновкина

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.