ТРУДОВЫЕ УМЕНИЯ

Найдено 1 определение
ТРУДОВЫЕ УМЕНИЯ
это способность человека применять имеющиеся знания в практической деятельности; совокупность трудовых действий, которые может сознательно произвести работающий, применяя наиболее целесообразные способы (навыки) его осуществления. Умения – это знания в действии.
Психологи выделяют четыре основные группы Т.у., формирование которых является главной задачей мастера при организации и контроле за процессом производственного обучения.
1. Двигательные умения. При проведении работ по предварительно разработанным контрольным заданиям выявляются Т.у. каждого обучающегося рациональными приемами выполнять все движения, необходимые в той или иной рабочей операции (например, при провешивании оштукатуриваемых поверхностей, установке маяков, нанесении штукатурного раствора при помощи штукатурной лопатки и т.п.). Двигательные Т.у. характеризуются такими факторами, как темп, ритм, координация или согласованность движений, устойчивость их, двигательная меткость и т.п.
2. Сенсорные Т.у., т.е. выполнение обучающимися действий, требующих точности ощущений, восприятий и наблюдений, способствующих быстрой и точной ориентировке с помощью зрения, слуха и осязания. Примером ее могут служить наблюдения маляра за оттенком красочного состава в процессе добавления компонентов при составлении заданного колера. Маляр, работающий с удочкой краскопульта, часто принимает быстрые решения, связанные с приближением или удалением ее от окрашиваемой поверхности, вращением форсунки, следит за ее наклоном и окрашиваемой поверхностью и т.п. В ощущениях обучающиеся познают отдельные качества предметов, изделий и т.п. (цвет колера, запах олифы и растворителей, правильные и неправильные звуки, издаваемые алмазом при резке стекла и т.д.), а в восприятиях – целые предметы (краскопульт, трафарет, окрасочный валик и т.п.). Наблюдение – наиболее активная, целенаправленная форма восприятия.
3. К техническим умениям относятся умения обращаться с оборудованием (краскопультом, пистолетом-краскораспылителем – например, уход, пуск, регулирование), разбираться в технологической документации, пользоваться инструментом, определять свойства и качества применяемых материалов (при этом необходимы и двигательные и сенсорные умения).
4. К организационным умениям относятся: умения содержать рабочее место, правильно распределять время при выполнении отдельных рабочих операций, планировать и контролировать свою работу. Новаторы производства добиваются высоких результатов труда за счет совершенствования организации производственных процессов.
Все эти умения учитываются при организации и проведении производственного обучения. Так, умение планировать свою деятельность включает следующие виды умений: 1) уяснять общую цель предстоящей работы; 2) составлять общий план предстоящей деятельности; 3) планировать технологию выполнения трудового задания; 4) выбирать средства выполнения трудового задания; 5) планировать организацию рабочего места;
6) планировать работу коллектива; 7) осуществлять оперативное планирование.Умение организовать трудовую деятельность включает: 1) умение организовать рабочее место; 2) умение создавать условия для безопасности ведения работы; 3) умение организовывать работу коллектива; 4) умение поддерживать нормальные условия выполнения трудового задания; 5) умение осуществлять организационные мероприятия заключительного этапа; 6) умение контролировать трудовую деятельность.
Последнее включает: 1) умение проверять готовность к выполнению трудового задания;
2) умение контролировать процесс труда; 3) умение контролировать результаты труда;
4) умение анализировать ошибки, затруднения и неполадки, возникшие в процессе выполнения трудового задания и определять пути их устранения в будущем.
Лит.: Батышев С.Я. Производственная педагогика. – М., 1984; Теория и методика бригадного обучения / Под ред. С.Я. Батышева. – М., 1996.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.



Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
1.65 мб

ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Турсунов Сайфулло Абдуллоевич, Нематов Лутфулло Хайруллоеви
Статья посвящена изучению формирования трудовых умений и навыков учащихся на уроках технологии, где включены проведённые анализы трудового воспитания и развития творческой активности учащихся.
Читать PDF
621.02 кб

Оптимизация учебного процесса по формираванию графических знаний и умений учащихся на уроках трудово

Джураев Каримджон
В статье рассматривается вопрос составления плана работы учителем трудового обучения который связан с выбором объектов работы, определяющихся потребностями школы в изготовлении различных изделий.