. Жизненность Т.т. определяется их содержанием, тем зарядом социальных идей, которые они несут в процессе трудовой деятельности. Это важная особенность формирования и передачи традиций.
Под влиянием возникающих Т.т. происходит сближение людей, создается общественное мнение, люди стремятся к глубокому и содержательному общению.
Другая особенность формирования, сохранения и передачи Т.т. заключается в сохранении духа коллективизма.
Бригадная форма труда благодаря установлению определенной степени внутриколлективных отношений позволяет осуществлять воспитательный процесс на установившихся традициях взаимозависимости и взаимоподчинения, осознания необходимости подчинять личные интересы интересам коллектива, привычки не проходить мимо недостатков, реагировать на них, прислушиваться к замечаниям товарищей по работе, умению самому подчиняться.
По источникам происхождения Т.т. в социальной педагогике выделяются в группы:
традиции коллектива, возникающие путем трансформации прогрессивных национальных традиций в интернациональные;
традиции коллектива, сформировавшиеся на основе трудовых традиций рабочего класса;
традиции коллектива, возникающие на своей собственной основе как качественно новое явление, общее для всех социальных групп трудящихся.
Создание новых традиций – важнейшее звено воспитательной работы, проводимой в производственном коллективе. Педагоги некоторых предприятий, наставники, члены династий помогают доводить традиции производственного коллектива до каждого молодого рабочего, воздействовать на его социальное становление, обогащать арсенал педагогических средств воздействия в целях его творческого развития.
Для того чтобы и далее обеспечивалось влияние коллектива на воспитание молодых рабочих, необходимо совершенствовать практику комплектования трудовых коллективов, особенно низкого, среднего уровней воспитанности, прежде всего направлять молодых рабочих в те первичные трудовые коллективы, которые могут оказать на них благотворное влияние.
Одно дело, когда молодой рабочий попадает в сложившийся, дружный коллектив, где каждый рабочий в любой момент готов прийти на помощь, дать дельный совет, и совсем другое, когда новичка направляют в те бригады, которые нарушают трудовую дисциплину.
И все же воздействие коллектива на коллектив наиболее эффективно можно осуществлять в единстве действий трудовых коллективов предприятий, учебных заведений, семьи и общественности. Оно реализуется через: цели, содержание, формы воспитательнойработы; единство требований к молодым рабочим и контроль за этим процессом; изыскание таких социально-педагогических факторов, которые оказались бы наиболее эффективными для целей коллективного воспитания; определение воспитательных функций различных подразделений; координацию основных направлений воспитательной деятельности; прогнозирование перспектив развития коллективного воспитания.
Методика коллективного воспитания не может быть стандартной для любого трудового коллектива, поэтому следует разработать различные ее варианты. А чтобы их разработать, необходимо выделить и охарактеризовать различные типы производств, чтобы, с одной стороны, выявить общие закономерности коллективного воспитания, а с другой – с учетом специфических особенностей каждого коллектива разработать эффективные формы использования в процессе производственного воспитания.
Лит.: Теория и методика бригадного обучения / Под ред. С.Я. Батышева. – М., 1996.
246.61 кб
Трудовой этос в русской традиционной культуре
В статье рассматривается традиционное российское отношение к труду. Показано, что труд не является приоритетной ценностью в русской культуре.