ТРУДОВЫЕ НАВЫКИ

Найдено 1 определение
ТРУДОВЫЕ НАВЫКИ
способность человека выполнять определенную работу с наименьшими затратами труда и времени. Это первичные, размеренные, безошибочные выполняемые операции(учебные, трудовые и профессиональные), которые вследствие многократного повторения становятся автоматическими и могут выполняться без контроля сознания.
Они вырабатываются в деятельности и являются составной частью сформированного умения, образовавшегося в результате выполнения упражнений.
В процессе обучения невозможно выработать у обучающихся все навыки, которые потребуются им в жизни. Поэтому очень важен для практики перенос навыков, уяснение того, в какой степени и каким образом освоенные трудовые действия используются для формирования новых действий.
В практике работы по профессиональному обучению учащихся, чтобы повысить эффективность формирования общетрудовых навыков, прибегают к использованию физиологического явления переноса тренированности, сущность которого заключается в том, что овладение навыком движения или действия влияет на овладение другими навыками. Перенос навыков может быть положительным, а может быть и отрицательным. Так, освоенные навыки при обучении на тренажерах управления автомобилем переносятся в реальную обстановку, освоенные навыки работы на тренажере по управлению токарным станком – в работу на станках различной конструкции и т.д.
Процесс становления навыка в известной мере заключается в выработке в центральной нервной системе определенного динамического стереотипа. При необходимостиоказывается возможным использовать для формирования нового навыка уже готовые детали сходных стереотипов выполнения других, освоенных ранее, навыков. Особенно успешно перенос навыков происходит при сходной работе одних и тех же мышц, при этом под сходством работы подразумеваются и близость нагрузок, и общий характер усилий.
Перенос навыков имеет свои особенности при обучении различным профилям подготовки, так как силовая нагрузка на различные части тела человека, например, правую или левую руку, бывает различна.
Конечно, обучающиеся стараются в своих действиях воспроизводить уже отработанные квалифицированными рабочими навыки и использовать приобретенный личный опыт, но для качественного выполнения навыков этого недостаточно. Обучающиеся должны учиться правильным навыкам, путем упражнений закреплять создаваемые навыки, иначе перенос их не принесет желаемого результата. В этом случае говорят об отрицательном переносе. Только сознательное отношение обучающихся к переносу навыков, умение анализировать свои ошибки являются важным фактором борьбы с отрицательным переносом.
Лит.: Батышев С.Я. Производственная педагогика. – М., 1984; Теория и методика бригадного обучения / Под ред. С.Я. Батышева. – М., 1996.
С.Я. Батышев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.