ТРУДОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Найдено 1 определение
ТРУДОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ
однократное и однородное непрерывное перемещение вcего рабочего или его корпуса, ног, рук, кисти рук и пальцев с целью взять, переместить, совместить, освободить какой-либо предмет или поддержать его в состоянии покоя.
Границы отдельного Т.д. определяются перерывами, паузами или резким изменением характера движений, Т.д. является частью элемента приема (например, движения отдельных пальцев при схватывании рукоятки управления станком), но чаще всего совпадает с ним (например, протянуть руку к гаечному ключу). Движения бывают:
короткие и длинные – надо стремиться совершать короткие движения;
горизонтальные и вертикальные – надо стремиться совершать горизонтальные движения; прямолинейные и радиальные – надо стараться совершать прямолинейные движения; индивидуальные и совмещенные – надо стремиться совершать совмещенные движения; прерывные и непрерывные – надо стремиться совершать непрерывные движения;
с постоянным и переменным направлением – необходимо стремиться совершать движения c постоянным направлением;
приноровительные, требующие точности, и решительные (стандартные движения) – надо стремиться совершать решительные движения;
лишние, образующиеся вследствие неправильной организации труда;рабочие (когда выполняется полезная работа) и холостые (полезная работа не выполняется) – надо устранять холостые движения.
Т.д. рабочего можно подразделить на пять групп: 1) движения пальцев, 2) движения пальцев и запястья, 3) движения пальцев, запястья и предплечья, 4) движения пальцев, запястья, предплечья и плеча, 5) движения пальцев, запястья, предплечья, плеча и корпуса. Чем меньше отдельных видов движений совершает ученик, тем меньше он утомляется, поэтому при планировке рабочих мест надо стремиться к тому, чтобы при работе использовались, по возможности, только первые три вида Т.д.
Различают такие Т.д.: «взять», «переместить» и «отпустить». Какой бы ни была работа, она состоит из трех переходящих друг в друга Т.д. Например, необходимо включить рубильник. Первое движение «взять» – беретесь за рукоятку; второе движение «переместить» – включаете рубильник и третье движение «отпустить» – отпускаете руку от рукоятки. Выступая в различных сочетаниях, трудовые действия и трудовые приемы создают большое разнообразие трудовых процессов.
В работах, не требующих значительных усилий, например, при сборке мелких узлов, важно выполнять приемы, главным образом, за счет пальцев (запястья и предплечья), избегая движений плеча и, в особенности, корпуса. Наоборот, в работах, связанных со значительным мышечным напряжением, например, такелажных, целесообразно больше использовать мощные группы мышц.
При оценке рациональности приемов следует также проверить точность движений (пространственную, по времени и по усилиям), обеспечивающую безопасность работы, необходимое ее качество, сохранность оборудования и оснастки. Точное попадание по цели – обязательное требование при всех работах ручным молотком, слесарной рубке, кернении, рихтовке, в работе медника. Характерный пример нарушения требования точности движений по времени – это несвоевременное выключение механической подачи, что может привести к неисправимому браку или даже поломке станка. Неточная регулировка усилий левой и правой руки ведет к серьезным дефектам при опиливании металла.
Экономия усилий достигается в первую очередь применением приспособлений, например, склизов, для удаления изготовленных деталей или сборочных узлов с рабочего места. Но многое зависит и от того, насколько правильно рассчитывает свои Т.д. рабочий.
Например, хорошо овладевший своей работой кузнец перемещает заготовку из вертикального положения в горизонтальное путем использования ее собственного веса. Для этого он легким рывком клещей поворачивает заготовку на себя, в результате чего заготовка падает под влиянием своего веса, оставаясь в клещах, губки которых двигаются вместе с нею.
Особенно большое значение имеет для экономии рабочего времени (например, станочников) последовательность Т.д. (и приемов тоже), выполняемых правой и левой рукой. Наименьшие затраты времени будут при полном совмещении Т.д. (и действий тоже), а наибольшее – при последовательном их выполнении.
Совмещение Т.д. можно признать рациональным лишь в том случае, если они выполняются без пауз, замедлений, с удобной, естественной их координацией.
Важное значение имеет также ритмичность повторяемых движений, уменьшающая нервное напряжение.
В связи с изменением содержания труда рабочих требуется перестройка и системы обучения двигательным навыкам и умениям. Основная особенность двигательного аппарата (пальцев, кистей, руки в целом) заключается в том, что он может совершать большое количество разных Т.д. При этом, чтобы выполнить какое-то конкретное Т.д., из множества движений выбираются необходимые, а все остальные тормозятся. Человек должен уметь управлять двигательным аппаратом.
Лит.: Батышев С.Я. Производственная педагогика. – М., 1984; Теория и методика бригадного обучения / Под ред. С.Я. Батышева. – М., 1996.С.Я. Батышев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.



Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
1.16 мб

ВЛИЯНИЕ ЕСТЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И НАСЕЛЕНИЯ НА РОССИЙСКИЙ РЫНОК ТРУДА

Бугаенко К.В.
Трудовые ресурсы и население в каждой стране являются фундаментом для экономики и развития государства, так как население является главной производительной силой общества.
Читать PDF
490.58 кб

Основные идеи общественно-педагогического движения трудовой школы XVIII – начала XX в.

Пашков Александр Григорьевич
Актуализация дискуссий о путях развития отечественной школы и образования требует объективного взгляда на роль труда в социальном становлении личности и освоении ею всего набора личностных качеств человека и гражданина.
Читать PDF
168.99 кб

Прогнозирование движения трудовых ресурсов г. Новороссийска на основе марковских моделей

Алимова Л. И.
Проблемы занятости, безработицы, мобильности трудовых ресурсов, приобретают всё большую актуальность на современном этапе.