комплекс трудовых движений, выполняемых без перерыва одним или несколькими рабочими органами человека (рукой, ногой, корпусом или двумя руками и др.). Т.д. характеризуется одним целевым назначением – постоянством обрабатываемого предмета и применяемого инструмента. Стараются обучать тем действиям, в которых синтезируются знания, навыки и умения обучающихся. Рекомендуется Т.д. обучающихся расчленять и группировать по следующим функциональным признакам.
Подготовительные действия – те, которые создают условия и возможности для выполнения основных операций. Например, в работе слесаря к ним относятся: установка детали в тиски, выбор инструмента.
Исполнительные действия – основные рабочие операции, благодаря которым производят продукцию. Например, у швеи-мотористки – шитье на машинке, подача материала под иглу; у токаря – операция резания и т.д.
Контрольные действия – это те, благодаря которым осуществляется проверка результатов предшествующих операций, точности и качества детали, контролируется технология и т.д. (измерение разными приборами, зрительный контроль, проба; чтение текста, счет, проверка решения, результатов лабораторной работы и др.).
Корректирующие действия примыкают к контрольным, поскольку они направлены на устранение ошибочных действий, исправление и уточнение, коррекцию работы.
Указанные операции могут реализовываться в неодинаковой последовательности и занимать большее или меньшее время, что выступает конкретным показателем для оценки ритмичности работы и самоконтроля у подростков. Критериями высокой организации являются: 1) доминирование исполнительных Т.д., которые занимают основную часть времени, 2) минимальная трата времени на вспомогательные операции и приемы. Если на вспомогательные операции уходит много времени, это рассматривается как результат плохой организации труда.
По характеру использования применяемых приспособлений и инструмента Т.д. делят на обработочные, монтажно-установочные и проверочно-контрольные. К обработочным действиям (при работе на токарных станках) относятся такие, которые связаны с обточкой, расточкой, подрезанием, отрезанием, сверлением, рассверливанием, нарезанием резьб, накаткой и шлифованием наждачной бумагой.
К монтажно-установочным действиям относятся: установка режущего инструмента и обрабатываемых деталей; наладка станка на выполнение определенных деталей; установка резцов, сверл, зенкеров, разверток; установка резьбовых приспособлений (резьбонарезных головок, метчиков, лерок); установка накатов; действия по установке деталей для обработки, связанные с самоцентрирующими патронами, цангами, четырехкулачковыми патронами, планшайбами, угольниками, люнетами, суппортами, специальными приспособлениями; действия по наладке станка: наладка для обточки конусов, обработки фасонных поверхностей, нарезания резьб, обработки длинных деталей, концевых обработок, для сложных обработок (на кронштейне, угольнике и др.).
К проверочно-контрольным действиям относятся: проверка линейных размеров непосредственным измерением, проверка степени пригонки, качества обработки.
Каждое Т.д. анализируется в следующих направлениях:
а) нельзя ли действие (прием, операцию) упразднить или совместить с другим Т.д. (приемом, операцией);
б) не следует ли ввести другой, более рациональный технологический процесс; в) нельзя ли механизировать данную операцию или ее часть.
Отдельные Т.д. могут быть рационализированы в следующих направлениях:а) создание более коротких и наименее утомительных движений, выполняемых последовательно;
б) создание обстановки, которая позволила бы делать наиболее короткие и наименее утомительные движения;
в) уменьшение веса перемещаемых предметов и уменьшение усилий при трудовых движениях;
г) устранение резких переходов при выполнении трудовых движений;
д) освоение рациональной рабочей позы, рациональных движений, рационального сочетания движений (совмещение, последовательность, ритмичность), а также рациональных контрольных и расчетно-аналитических действий;
е) выполнение трудовых движений обеими руками с равной нагрузкой;
ж) сокращение количества трудовых движений путем упразднения лишних движений, совмещения их (например, если одно из них может начаться прежде, нежели кончится другое), а также переноса части движений на машину;
з) борьба с утомляемостью рабочего посредством ритмизации движений, рационального построения трудового режима, повышения освещенности рабочего места и оптимизации температурных условий;
и) обеспечение безопасных условий работы;
к) уменьшение затрат времени на выполнение операций;
л) обеспечение высокого качества работы и сохранности оборудования;
м) обеспечение минимального мышечного и нервного напряжения работающего.
Лит.: Батышев С.Я. Производственная педагогика. – М., 1984; Теория и методика бригадного обучения / Под ред. С.Я. Батышева. – М., 1996.
С.Я. Батышев
56.10 кб
Социально-трудовая адаптация инвалидов из числа участников боевых действий, проживающих в Оренбургск
Учитывая значительные трудности в решении вопроса профессионального трудоустройства, обусловленные спецификой военной службы, возникает необходимость социально-трудовой адаптации, которая проводится на стыке интересов ряда структу