ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ А.С. МАКАРЕНКО

Найдено 1 определение
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ А.С. МАКАРЕНКО
. Педагогическое наследие А.С. Макаренко имеет непреходящее значение для системы профессионального образования. Как выдающийся педагог, мыслитель и писатель он своей принципиальной оценкой роли и места системы трудового воспитания в жизнедеятельности человека и общества помогает целенаправленно решать актуальные и сложные воспитательные задачи. Определяется это, с одной стороны, четкой методической реализацией единства принципов гуманизации и демократизации в подготовке человека к жизни, к труду, а с другой стороны, его многолетним опытом получения положительных результатов проводимой работы по воспитанию молодежи.
Важнейшим научно-практическим направлением творческого освоения идей и опыта А.С. Макаренко для совершенствования профессиональной подготовки учащейся молодежи является рассмотрение системы трудового воспитания как социально-педагогическогопроцесса. В педагогической теории и практике общепризнаны основные принципиальные положения, характеризующие динамизм и действенность макаренковской системы как процесса практической реализации единства целей и средств трудового и профессионального воспитания.
Первое. Гуманистическая цель трудового воспитания человека, для которого труд – основное средство проявления личности и таланта. При этом социальные ценности человека и его личное счастье зависят прежде всего от трудовой подготовки. В структуре трудовых качеств А.С. Макаренко отмечал привычку к труду, навыки и умения организации труда, творческое отношение к труду. Основное влияние труда сказывается на духовном (психологическом и нравственном) развитии человека (см. Система взаимного воспитания).
Под целью воспитания А.С. Макаренко имел в виду программу человеческой личности, программу человеческого характера, которую понимал широко, как характер внешних проявлений личности и ее убежденности. Важным принципом воспитания он считал единство уважения к учащимся и высокой требовательности к нему.
Анализ педагогической практики показывает, что требовательность, хотя и не всегда целеустремленная и последовательная, в большинстве случаев предъявляется. Что же касается уважения, то оно не стало еще незыблемым принципом для всех педагогов. Это выражается в недоверии к силам и возможностям подростков, в авторитарном стиле их руководства, нередко в подмене самоуправления игрой в него, а то и просто в педагогической бестактности. В этой связи важно уделить особое внимание методам воспитательной работы.
Второе. Труд как обязательный элемент процесса профессиональной подготовки. Его обязательными атрибутами являются связь с конкретной жизнью, богатство содержания и соответствие достигнутому уровню научно-технического развития. А.С. Макаренко был одним из первых педагогов, кому удалось на практике осуществить соединение обучения с производительным трудом. Более того, подготовка, имеющая производственную направленность, с использованием всех условий трудового коллектива по существу отражает цели и средства производственного воспитания.
Третье. Социально-педагогическая обусловленность организации воспитательной деятельности. Обязательными условиями при этом являются: а) связь учащихся с повышением общего образования; б) активное проявление личности в труде; в) соревновательный характер деятельности членов ученического коллектива; г) создание ученического коллектива и использование его как воспитательного фактора; д) единство действий педагогического и ученического коллектива; е) создание системы совершенствования мастерства инженерно-педагогических работников на основе научно- практического исследования опыта профессиональной подготовки.
Е.Д. Варнакова

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.