ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

Найдено 1 определение
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ
(до 1985/1986 учебного года) – учебный предмет в средней общеобразовательной школе, одна из составных частей политехнического образования, трудового воспитания; важное средство соединения обучения с производительным трудом, профессиональным самоопределением, подготовкой школьников к жизни и труду в условиях рыночных отношений.
Основная задача Т.о. – приобретение учащимися знаний о предметах, средствах и процессах труда, общетрудовых и специальных навыках и умениях, необходимых для выполнения производительного труда и овладения какой-либо из массовых профессий. Т.о. способствует всестороннему развитию личности учащихся, привитию им желания трудиться, уважения к людям труда, знакомит учащихся с основами современного производства и направлениями его интенсификации, побуждает их к сознательному выбору профессии и обеспечивает первоначальную профессиональную подготовку.
Важнейшими принципами Т.о. в современной школе являются политехническая направленность, связь с изучением основ наук, творческий подход к решению трудовых задач и полезный для личности и общества характер результатов труда учащихся.
Т.о. (под названием «Ручной труд») как самостоятельный учебный предмет впервые было включено в учебные планы начальных школ и учительских семинарий Финляндии (1866).Первые разработки теории и практики Т.о. связаны с именем финского педагога У. Цигнеуса (1810–1887). Во 2-й половине XIX века Т.о. стало вводиться в общеобразовательных школах Франции (1882), Англии (1890), Италии (1894), США (1895) и других стран. Педагогические идеи, цели и задачи, содержание и формы Т.о. у преподавателей различных направлений имели свои специфические особенности.
В России «Ручной труд» начал преподаваться с 1884 г. Широкое распространение в общеобразовательной школе получила система Т.о., созданная К.Ю. Цирулем. Целями и задачами Т.о. на этом этапе было воспитание трудолюбия, развитие мышц руки, глазомера, ознакомление со свойствами материалов и различными инструментами. Т.о. носило ремесленный характер и давало учащимся знания и умения преимущественно по обработке древесины. «Примерная программа ручного труда» (1910) для I–V классов, разработанная при участии А.П. Пинкевича, В.Н. Верховского, С.И. Созонова и др., включала усвоение приемов слесарного и столярного дела, токарной обработки металлов, в сельских школах – преимущественно сельскохозяйственный труд. Труд, общественно полезная работа рассматривалась как одна из основ строительства новой школы. В объяснительной записке к программе по труду (1927), разработанной под руководством Н.К. Крупской, цели «политехнического воспитания» и введения труда в школу формулировались как «изучение основного научного принципа всякого труда и ознакомление с главными материалами и инструментами наиболее важных и распространенных производств; воспитание сознательного отношения к труду в обстановке индустриализации». В содержание программ входили: переплетное дело, обработка древесины, металлов, электромонтаж, домоводство, сельскохозяйственный труд и т.д. В этих программах была сделана первая попытка реализовать идеи о политехническом образовании и трудовом воспитании. Однако решение задач Т.о. тормозилось недостатком квалифицированных учителей, необходимого учебного оборудования и материалов. Критикуя недостатки в организации Т.о., Н.К. Крупская вместе с тем категорически возражала против его отмены и требовала направить усилия педагогов на улучшение политехнического образования и трудового воспитания учащихся.
В 1937 г. Т.о. в общеобразовательной школе было отменено, но в 1939 г. вновь был поставлен вопрос о подготовке школьников к практической деятельности. С 1954/1955 учебного года учебный предмет был восстановлен в I–V классах, а с 1956/1957 учебного года – во всех остальных классах средней школы. В начальной школе вводится «Ручной труд» (1 ч в неделю), в V–VII классах – практические занятия в учебных мастерских и на учебно-опытных участках (2 ч в неделю), в VIII–X классах – практикумы по машиноведению, сельскому хозяйству и электротехнике. Во 2-ой половине 50-х гг. в VIII–X классах преподавался курс «Основы производства», включавший: в городской школе – машиноведение, основы промышленного производства (на примере конкретного предприятия), автодело, электротехнику, а в сельских школах – машиноведение, основы растениеводства, животноводства, электротехнику и электрификацию сельского хозяйства.
С 1967/1968 учебного года на Т.о. отводилось 2 ч в неделю в каждом классе. В I–III классах занятия проводились по единой для всех школ программе (элементы технического, обслуживающего и сельскохозяйственного труда). Для средних и старших классов было разработано несколько вариантов программ, что преследовало две цели: дать возможность школам строить Т.о. в соответствии с производственным окружением и имеющейся материальной базой; учитывать интересы учащихся и возможность их включения в трудовую деятельность на местных предприятиях. В старших классах Т.о. организовывалось преимущественно в форме трудовых политехнических практикумов в условиях школы. Использовалась и производственная база, в первую очередь, межшкольные учебно-производственные комбинаты (УПК) и учебных цеха предприятий, поля и фермы колхозов и совхозов.
С середины 80-х гг. система Т.о. была связана с реализацией школьной реформы (1984). Программы Т.о. строились на политехнической основе, с учетом достижений научно-технического прогресса. Содержание и процесс Т.о. нацеливались на соединение обучения с производительным трудом и политехническом образованием; воспитание, развитие, профориентацию. Устанавливалось, что Т.о. должно быть связано с обязательным общественно полезным, производительным трудом и ежегодной трудовой практикой; вводилось рациональное соотношение базисной (обязательной для всех учащихся) и вариативной (частично изменяемой школами) частей содержания Т.о.;предполагалась преемственность Т.о. в I–IV, V–VII, VIII–IX классах, а также между Т.о. в неполной средней школе и профессиональной подготовкой в средних ПТУ, средних специальных учебных заведениях или в X–XI(XII) классах.
Начиная с 1986/1987 учебного года постепенно, по мере перехода на новый учебных план на Т.о. выделяется в I–VII классах 2 ч, в VIII–IX – 3 ч, в X–XI(XII) – 4 ч в неделю.
В процессе Т.о. в I–XI(XII) классах, с учетом возрастных особенностей школьников решались следующие задачи: выработка осознанного отношения к учебе, гражданское становление, нравственное, умственное и физическое развитие учащихся; воспитание трудолюбия, потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию и родной природе; расширение политехнического кругозора учащихся, ознакомление их с общими научными основами и едиными организационными экономическими принципами современного производства, ведущими направлениями его интенсификации; формирование практических навыков и умений, научно-технических знаний, необходимых для включения учащихся в производительный труд и овладения одной из массовых профессий; развитие творческих способностей учащихся в процессе включения их в техническое творчество, художественно-прикладные виды труда и сельскохозяйственное опытничество; подготовка учащихся к выполнению необходимых и доступных видов бытового труда.
Эти задачи в основном сохранились и для современного этапа Т.о. Однако в условиях перехода к рыночным отношениям в экономике, рынку труда и профессий стало уделяться внимание использованию Т.о. для воспитания и самовоспитания предприимчивости, деловитости, профессиональной мобильности, способности к принятию решений в экстремальных условиях и т.п., усилилась экономическая подготовка учащихся.
В настоящее время имеются различные варианты Т.о. Однако чаще всего Т.о. осуществляется в соответствии с теми принципами и рекомендациями, которые сложились в конце 80-х гг., но с учетом социально-экономических преобразований. В I–IV классах в процессе Т.о. учащиеся должны овладеть необходимыми в жизни элементарными приемами ручного труда с различными материалами, выращивания сельскохозяйственных растений, ремонта учебно-наглядных пособий, изготовления игрушек, различных полезных для школы, детского сада и дома предметов и пр. На этой ступени Т.о. начинается знакомство детей с некоторыми доступными для их понимания профессиями.
Программа Т.о. в I–IV классах имеет два раздела: технический труд и сельскохозяйственный труд. Технический труд включает работы с бумагой, картоном, тканями, природными материалами, проволокой, фанерой; сборку макетов и моделей из наборов «Конструктор» с целью ознакомления учащихся с элементами техники; переплетные работы; комбинированные работы по изготовлению полезных изделий. Изучая сельскохозяйственный труд, учащиеся начальных классов должны овладеть знаниями и элементарными умениями по выращиванию растений в помещении и на школьном учебно- опытном участке. Предусмотрено проведение экскурсий для ознакомления школьников с профессиями и некоторыми видами производственного оборудования и технологических процессов на учебно-опытном участке и в школьных мастерских и т.п. В процессе указанных работ учащиеся получают необходимые навыки бытового труда.
В V–IX классах учащиеся должны получить более широкую общетрудовую подготовку, приобрести знания и практические умения по обработке металла, древесины, познакомиться с основами электротехники, металловедения, графической грамоты, получить представления о главных отраслях хозяйства. Содержание Т.о. частично дифференцировано в зависимости от производственного окружения, местных условий и включает следующие теоретические сведения и практические работы: обработку материалов (по выбору школы это могут быть металлы, древесина, ткани, сельскохозяйственные работы); элементы техники (основные сведения о деталях, механизмах и машинах, электротехнические работы, графическая грамота, элементы конструирования, опытничество); экономическая подготовку; бытовой труд; экскурсии.
В настоящее время ведется разработка содержания, форм и методов подготовки учащихся к труду в рамках образовательной области «Технология» в соответствии с базисным учебным планом средней общеобразовательной школы.Предполагается, что одним из основных предметов образовательной области «Технология» в I–IX классах сохранится и Т.о.
Лит.: Концепция трудовой подготовки в системе непрерывного образования // Школа и производство. 1990. № 1; Поляков В.А. Трудовая подготовка школьников в условиях перехода к рынку // Школа и производство. 1993. № 2.
П.Р. Атутов, В.А. Поляков

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
263.86 кб

Формирование трудовой деятельности в обучении

Кондратьев С. В.
Читать PDF
350.90 кб

Трудовое обучение в современной школе: как ему быть?

Гуревич Р.М.
Раскрыты возможности трудового обучения для развития личности, сохранения здоровья учащихся. Обоснована необходимость отказа от профориентационной роли учебного предмета и замена ее общеобразовательной.
Читать PDF
272.09 кб

Роль учителя в мотивации ученика к трудовому обучению

Майовски Я.
Показано, что в управлении процессами обучения в школе главное задание выполняет учитель.
Читать PDF
101.46 кб

Трудовое обучение в истории отечественного образования

Ряхимова Е. Г.
Раскрываются особенности развития трудового обучения в отечественном образовании, современные научные представления о ее социальной и личностной значимости.
Читать PDF
256.84 кб

Роль трудовой деятельности в повышении эффективности обучения

Климкина А. А.
Последние два года школы обеспокоены перспективой сокращения часов по предмету «Технология».
Читать PDF
501.53 кб

Трудовое обучение в концепции личностно ориентированного подхода

Федотов Анатолий Николаевич
В статье раскрыт потенциал трудового обучения для личностного развития школьников. Показано значение трудового обучения в формировании ценностных ориентаций, социально важных качеств личности
Читать PDF
251.90 кб

Моделирование современного школьного учебника «Трудовое обучение»

Алимов Анвар Танзилович
В статье предложена разработка новой модели учебника «Трудовое обучение», в котором объединены последние достижения в промышленных технологиях и в сфере технологий и методов образования.
Читать PDF
397.98 кб

Методическая система обучения эргономической экспертизе трудовой среды

Ашеров А.Т.
В статье на основе 10-летнего опыта эргономической подготовки специалистов компьютерного профиля описана методическая система формирования эргономических знаний и умений в области эргономической экспертизы автоматизированных рабоч
Читать PDF
94.35 кб

Роль трудового обучения в развити и личности ребенка с нарушением зрения

Колмакова С. Ю.
В статье уделяется внимание изучению роли трудового обучения в развитии личности ребенка с нарушениями зрения, рассмотрено значение трудового обучения и воспитания детей с нарушениями зрения для компенсаторного развития всех психи
Читать PDF
224.42 кб

Особенности подготовки учителей трудового обучения в Республике Беларусь

Мейер Ксения Дмитриевна
Технологическая подготовка школьников является одним из важных элементов системы образования передовых в экономическом отношении стран, развитие которой находится в ряду актуальных задач перехода общества в новое качественное сост
Читать PDF
4.63 мб

Педагогическое проектирование процесса трудового обучения неслышащих учащихся

Герасименко Юлия Алексеевна
В статье показана структура педагогического проектирования образовательного процесса на примере уроков труда в школе-интернате г. Шадринска для неслышащих учащихся. Описаны особенности применения методики В.М.
Читать PDF
147.67 кб

Средства обучения - основа трудового и технологического образования школьников

Глозман Е. С.
Рассматривается классификация, дидактические функции и этапы развития средств обучения с учетом типологии и специфики учебного предмета «Технология»; возможности эффективного применения современных средств обучения и контроля на у
Читать PDF
242.30 кб

Использование средств медиаобразования на уроках трудового обучения школьников

Кормилицына Марина Юрьевна
Читать PDF
1.18 мб

Рефлексивная компетенция как ключевая в деятельности учителя трудового обучения

Красовская Лада Владимировна
В статье рассматривается актуальная проблема профессиональной подготовки специалистов сферы образования, заинтересованных в постоянном саморазвитии, самовоспитании, само-совершенствовании.
Читать PDF
941.91 кб

Особенности адаптации младших школьников к обучению из семей трудовых мигрантов

Куприянова Вера Николаевна
При поступлении в школу и переходе на последующие уровни образования, обучающиеся сталкиваются с новыми условиями образовательной среды и адаптируются к ней.

Похожие термины: