ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Найдено 1 определение
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ
осуществляется в рамках образовательной области «Технология» в соответствии с учебными программами по трудовому обучению. Обучение проводится, начиная с I класса, через всю начальную, основную и среднюю школу по X класс. Т.о.с.н. осуществляется в тесной связи с изучением биологии.
Занятия по Т.о.с.н. может проводить учитель биологии или специалист сельского хозяйства (агроном, зоотехник). Виды заниятий по Т.о.с.н. – уроки, лабораторные занятия, практические работы, экскурсии.
В Т.о.с.н. используется деятельностный подход, который предполагает осуществление принципа «знание через деятельность».
Обучение Т.о.с.н. проводится на учебно-опытном участке, а в старших классах Т.о.с.н. может осуществляться в подсобном сельском хозяйстве школы, на полях и фермах производственного сельскохозяйственного предприятия.
В I–IV классах начальной школы занятия по Т.о.с.н. проводит классный учитель. Обучение проводится в игровой форме, дети знакомятся с конкретными растениями и животными, с различными приемами ухода за ними, наблюдают за ростом и развитием растений, образом жизни животных и их питанием. Большое внимание уделяется экологическим аспектам воспитания.
Учащиеся V–VII классов в результате Т.о.с.н. должны овладеть навыками и умениями возделывания сельскохозяйственных культур и выращивания сельскохозяйственных животных. Познакомиться с различными приемами агротехнологий, наиболее широко используемых для сельскохозяйственных культур, возделываемых в регионе. На занятиях по животноводству учащиеся знакомятся с биологическими особенностями, способами содержания, кормления животных, с современными технологиями получения животноводческой продукции (молоко, яйцо).
Т.о.с.н. обычно осуществляется в форме опытнической работы, получившей широкое распространение в обучении школьников в 60–80-е гг.
В последние годы в Т.о.с.н. внедряется метод проектов, отличительной чертой которого является большая самостоятельность учащихся в работе, учитель при этом проводит лишь консультативную работу. Одним из главных моментов в методе проектов является выбор темы, которая должна быть актуальной, а полученные в результате выполнения проекта результаты должны быть востребованы в практической жизни. Тема обычно бывает комплексной, в нее входят экономические, экологические и технологические задачи. Например, «Возделывание экономически выгодной овощной культуры в условиях защищенного грунта». Для того чтобы достичь цели, поставленной в этой теме, необходимо решить следующие задачи: изучить спрос (провести маркетинг) на продукцию овощеводства защищенного грунта по временам года, выбрать наиболее экономичный сорт или гибрид овощной культуры для возделывания, применить интенсивную технологию выращивания урожая, выбрать наиболее выгодные пути реализации своей продукции и без потерь реализовать овощную продукцию. Метод проектов можно осуществлять не только на учебно-опытном участке, но и в личном подсобном хозяйстве родителей.
В VIII–X классах сельских школ Т.о.с.н. представлен в виде профильного обучения и начальной профессиональной подготовки по растениеводству и животноводству.
Учащиеся должны овладеть понятийным аппаратом агротехнологий и технологий производства животноводческой продукции. На занятиях учащиеся изучают элементытехнологий, используемых в различных отраслях растениеводства и животноводства, осваивают приемы и операции технологических процессов, обучаются выполнять отдельные виды работ и технологии в целом, учатся пользоваться специальной и справочной литературой, знакомятся с направлениями сельского хозяйства в регионе.
В связи с созданием в стране рыночной экономики, сельским школам рекомендуется создавать профессионально ориентированные классы агробизнеса. В них наряду с сельскохозяйственными знаниями и умениями, учащиеся должны познакомиться с элементами предпринимательства, менеджмента, маркетинга, с основами экономики и права. В результате знаний и умений, полученных в Т.о.с.н., выпускник сельской школы должен уметь эффективно вести свое крестьянское хозяйство.
На занятиях Т.о.с.н. учащиеся организуются в группы по 3–4 человека или звенья. Каждое звено возглавляется звеньевым. Каждый ученик звена имеет индивидуальное задание, выполнение которого можно проконтролировать. Т.о.с.н. старшеклассников в полевых производственных условиях осуществляется в ученической производственной бригаде.
При окончании Т.о.с.н. учащиеся общеобразовательной школы могут быть допущены к сдаче квалификационных экзаменов, которые проводятся на базе начального профессионального учебного заведения сельскохозяйственного профиля. При условии успешной сдачи экзаменов они получают свидетельство о присвоении им квалификации по профессии «Мастер животноводства широкого профиля» и «Мастер растениеводства».
Лит.: Семыкин Н.П. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся в сельской школе. – М., 1979; Сборник документов по трудовому и профессиональному обучению / Сост. С.М. Кулешов, Ю.П. Аверичев. – М., 1987; Методические материалы по организации работы Сыктывкарской агрошколы-интерната. – Сыктывкар, 1995.
Н.В. Сорокина

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.