ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА В ДЕТСКОМ ДОМЕ

Найдено 1 определение
ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА В ДЕТСКОМ ДОМЕ
базируется на общих педагогических и методических принципах, а вместе с тем учитывается социально-психологическая картина жизнедеятельности воспитанников этого учреждения. Дидактическая база Т.п. в д.д. едина с базовой школой. Что же касается социально-педагогического пространства, то оно отличается своеобразием. С одной стороны для него характерно влияние прежней семьи, в которой находился ребенок, а с другой стороны, воспитательное воздействие педагогического коллектива. Педагогическая ситуация конца 90-х гг. характеризуется тем, что влияние семьи на трудовую подготовку скорее отрицательно, чем положительно. Чаще дети восьми-десятилетнего возраста, поступающие в детский дом как социальные сироты, не имеют необходимых бытовых навыков, никогда не пользовались простейшими инструментами, не участвовали в уборке жилого помещения, приготовлении пищи, в садово-огородных или животноводческих работах. Тем не менее дети, жившие прежде в семье, обладают большим опытом купли, а подчас и продажи, пользования транспортом, средствами связи, источниками массовой информации. Дети, воспитывавшиеся в доме ребенка, а затем перешедшие в детский дом, имеют лучший опыт общения в группе, чем дети из семей. Это является положительным фактором в Т.п. в д.д. так же, как и ориентированность ее на перспективу самостоятельной жизни.
Качество Т.п. в д.д. во многом определяется организацией всей жизнедеятельности воспитательной группы. Наилучшие результаты нравственной, психологической и практической подготовки к труду дает организация группы по семейному типу. Под руководством воспитателей дети овладевают широким спектром трудовых навыков, умений и привычек, начиная от простейших гигиенических и кончая умениями социально- профессионального самоопределения. При этом воспитатели сами являют образец высокой трудовой подготовки. На его основе упрощается включение в трудовой процесс и самих воспитанников детского дома – подгонка одежды, уход за своими вещами, оборудованием спален, столовых, игровых, работа на пришкольном участке. Пример трудовой деятельности подают и старшие дети. Используя опыт общения, знания, навыки, умения, приобретенные в школе, в общественно полезном труде, они способствуют овладению деятельностью в гуманитарной и утилитарной сфере.
Хорошим фоном Т.п. в д.д. выступает нравственное, правовое и гражданское воспитание. На их основе актуализируется содержание и процесс социально- профессионального самоопределения. Воспитанники ориентируются на активную трудовую роль гражданина демократического государства. В связи с этим удачно реализуется опыт ранней профессионализации.
Н.И. Бабкин

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.