ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА учащихся общеобразовательной школы

Найдено 1 определение
ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА учащихся общеобразовательной школы
интегральный процесс, включающий в себя следующие основные направления работы:
трудовое воспитание во всех видах учебно-воспитательной работы;
осуществление политехнической и трудовой направленности преподавания учебных предметов;приобретение учащимися знаний, навыков, умений, воспитание и развитие в процессе изучения предмета «Трудовое обучение»;
вовлечение школьников в общественно полезный, производительный труд, выполнение ими различных трудовых дел и мероприятий трудового характера во внеурочное и каникулярное время;
подготовка и участие школьников в работе по техническому творчеству и сельскохозяйственному опытничеству;
профориентационная работа с учащимися.
Современная Т.п. должна строится на основе политехнизации образования, осуществления преемственности общеобразовательной и профессиональной школы, интеграции системы непрерывного образования с производством и наукой.
Основная цель Т.п. школьников в современных условиях – профессиональное самоопределение. Достижение этой цели связано с решением следующих основных задач:
– созданием оптимальных условий для развития личности каждого учащегося в различных видах трудовой деятельности сообразно с его способностями, интересами, возможностями, а также с потребностями общества;
– подготовкой к трудовой деятельности в условиях разных форм собственности и конкуренции на рынке труда;
– развитием таких качеств личности, как предприимчивость, самостоятельность, деловитость, ответственность, инициативность, стремление к разумному риску, честность, порядочность;
– формированием профессионализма (профессиональной компетентности) в избранной сфере трудовой деятельности в сочетании с профессиональной мобильностью;
– включением учащихся в реальные производственно-экономические отношения в процессе созидательной деятельности, познанием ими основ менеджмента, маркетинга, предпринимательства;
– воспитанием культуры личности во всех ее проявлениях (культуры труда, экономической, экологической, правовой и др.);
– созданием условий для овладения учащимися современными экономическими знаниями, формированием экономического мышления.
Основными общими положениями Т.п. учащихся являются:
– всестороннее развитие, удовлетворение потребности народного хозяйства в трудовых ресурсах; все учащиеся – будущие труженики народного хозяйства, поэтому существует объективная необходимость формирования у них черт знающего, умелого, добросовестного, инициативного, дисциплинированного работника, который нужен перестраивающейся экономике страны. Поэтому очень важно сформировать у школьников готовность к труду, выбору профессии, то есть совокупность мотивов, нравственных навыков, знаний и умений, обуславливающих потребность и возможность успешно, с пользой для общества, с удовлетворением для себя работать в народном хозяйстве, определяющих способность в будущем к переподготовке, перемене труда. Это, прежде всего, чувство общественного долга, трудолюбие, добросовестное и инициативное, творческое отношение к труду, трудовая закалка, культура труда, прочные знания и умения политехнического характера по основам производства (все это необходимо в органическом сочетании с глубокими знаниями по основам наук, высоким уровнем общей культуры);
– Т.п. принадлежит значительная роль во всестороннем развитии учащихся, их общественно полезный, производительный труд в сочетании с научным образованием способствует формированию сознательного отношения к труду; Т.п. принадлежитопределенное место в умственном развитии школьников; знакомясь на практике с применением законов науки в производстве, они убеждаются в необходимости знаний. В труде учащихся содержатся значительные возможности для их эстетического воспитания. Изготовления школьниками тщательно отделанных изделий, приобщение их при этом к современному дизайну и народным художественным промыслам, прикладному искусству, работы по наведению красоты, порядка и чистоты в школе, по озеленению и благоустройству населенных пунктов, труд по охране природы и просто труд на природе
– все это вызывает у учащихся эстетические переживания, пробуждает чувство прекрасного, формирует художественный вкус. Значительную роль может играть труд в физическом развитии, укреплении здоровья учащихся. Т.п. представляет большие возможности для экономического образования и воспитания школьников – главным образом на практике, путем включения в реальные производственные условия, а также для их экологического воспитания.
Т.п. также обеспечивает учащимся широкие возможности для практической «пробы сил», выявления и развития склонностей и способностей. Она позволяет активно влиять на распределение выпускников основной (9-летней) школы по каналам дальнейшего обучения. Т.п., учитывающая текущие и перспективные потребности общества в кадрах, индивидуальные особенности школьников, должна способствовать их профессиональному самоопределению, самостоятельному выбору выпускниками школы пути дальнейшего обучения и места работы в народном хозяйстве. Часть выпускников средней школы, из числа получивших профессию, может сразу пополнить ряды работников народного хозяйства. Для остальных Т.п., наряду с общеобразовательной, должна быть базой дальнейшего профессионального образования в профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях. Таким образом, базисом подготовки школьников к труду, предметно обеспечивающим их профессиональное самоопределение, является трудовое (технологическое) обучение и начальная профессиональная подготовка, соединенная с созидательным трудом.
Созидательный труд школьников как средство развития личности должен способствовать включению учащихся в систему новых общественных отношений, носить добровольный характер, быть посильным, осмысленным, интересным, стимулировать развитие творческих способностей, приводить к полу-чению общественно и личностно значимого материального или духовного продукта, быть оплачиваемым, выступать как один из источников финансового и материального обеспечения учебных заведений.
В условиях рыночных отношений Т.п. учащихся выступает как проблема многоаспектная. Основу ее составляют следующие принципы: гуманизм; приоритет потребностей личности и общечеловеческих ценностей; развивающий характер; непрерывность; региональность; вариативность; конвертируемость. Принято различать следующие аспекты проблем Т.п.: социально-экономический, психолого-педагогический, дидактический, медико- педагогический, организационно-управленческий.
При решении проблем Т.п. школьников следует руководствоваться основными направлениями углубления экономических реформ в России, каковыми являются: либерализация экономики; укрепление и развитие производственной сферы; приватизация и развитие предпринимательства; структурная перестройка экономики; создание конкурентной рыночной сферы, в том числе рынка труда и профессий; активная социальная политика с целью приспособления трудоспособного населения к новым условиям жизни и защиты наиболее уязвимых его слоев от негативных проявлений переходных процессов.
Резко возрастает в современных условиях значение психолого-педагогического и дидактического аспектов Т.п. В центре внимания сегодня находятся самоопределение и самореализация ученика, воспитание и самовоспитание у него трудового образа жизни, а не просто совокупность трудовых знаний, навыков и умений. Исходными при этом являются общечеловеческие ценности: честность, совестливость и порядочность; предприимчивость и деловитость; человеческое достоинство и личная ответственность; профессиональная мобильность; профессионализм и высокая дисциплина труда; способность принимать жизненно важные решения в рискованных и экстремальных ситуациях; умение защищать свои права и условиях конкуренции на рынке труда и профессий.Ориентация на интересы личности, ее развитие, общечеловеческие ценности требует пересмотрения сущности идей о соединении обучения с производительным трудом и политехническом образовании. Понятие «личность» и «труд» неразделимы: нельзя себе представить личность, в формировании и развитии которой труд не играл бы решающей роли; невозможно говорить о труде, не подразумевая при этом целесообразную деятельность человека по созданию материальных и духовных благ.
Лит.: см. Трудовое обучение.
П.Н. Андрианов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.