ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ

Найдено 1 определение
ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ
. Многие десятилетия механизм трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений формировался и реализовывался на основе централизованного планирования и управления подготовкой, распределением и трудоустройством молодых специалистов. Большинство профессиональных образовательных учреждений создавалось вблизи предприятий и организаций, которые являлись главными потребителями подготавливаемых кадров, а государство гарантировало выпускникам работу в соответствии с полученной специальностью, профессией и квалификацией. Новые экономические условия изменили сложившийся порядок, который теперь строится на основе развивающегося рынка труда и новых взаимоотношений между работниками и работодателями. Все это привело к новому для нас социальному явлению – безработице, которой подвержены слабозащищенные слои общества и в первую очередь молодежь.
Решение проблем трудоустройства связано с изменениями в системе подготовки молодежи, включения ее в трудовую деятельность. В наше время появляется новая мотивация получения образования, которая определена конкуренцией при наборе работников и необходимостью постоянной переподготовки в связи с изменяющимися требованиями производства и работодателя.
Принятый Закон «О занятости населения в Российской Федерации» (постановление Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. № 3308-1) направлен на создание новой системы трудоустройства, соответствующей регулируемому рынку труда и обеспечивающей полную и эффективную занятость в стране. Основное звено системы – Федеральная служба занятости (ФСЗ). В соответствии с Законом о занятости населения в РФ обучающиеся в школах и других общеобразовательных учреждениях, а также по очным формам в профессиональных образовательных учреждениях относятся к занятому населению в отличие от международных стандартов, по которым учащиеся относятся к экономически неактивному населению. Поэтому ФСЗ не ведет никакой работы по трудоустройству учащихся и студентов, т.к. они не имеют статуса безработных. Работа этой службы начинается на этапе непосредственного включения в трудовую деятельность молодых специалистов, если у них самих отсутствует эта возможность. В функции ФСЗ не входит деятельность, направленная на повышение потенциала трудоустройства молодежи на ранних этапах ее профессионального становления, в допроизводственный период обучения, а также работа по корректировке и устранению причин, вызывающих трудности при самоопределении на рынке труда.
Системы трудоустройства, занимающейся только делами молодежи, не существует ни в одной из развитых западных стран. Эта проблема решается в рамках общегосударственной политики планирования полной занятости населения. Специальнодля молодежи осуществляются конкретные программы профессионального обучения и занятости; выделяются или гарантируются государством фонды, кредиты и стипендии; путем реализации поощрительной налоговой политики укрепляются связи учебных заведений с промышленностью; осуществляются другие проекты, направленные на сокращение разрыва в возможностях трудоустройства молодежи по сравнению с другими группами населения. Реально решение всего круга вопросов трудоустройства молодых специалистов происходит по целому ряду направлений. Основной объем работы выполняют агентства (бюро) занятости, которые могут быть двух типов – государственные и частные. Государственные бюро поддерживаются правительством и обслуживают клиентов бесплатно, частные – берут плату за услуги по трудоустройству. К функциям общегосударственных (федеральных) ведомств занятости относятся профессиональное ориентирование и консультирование молодежи; содействие в получении профессионального образования; посредничество при трудоустройстве; реализация мер по сохранению и созданию рабочих мест; оказание материальной помощи безработным; исследование рынка труда и его профессиональной структуры. Выпускники обслуживаются региональными (штатными, земельными) и местными отделениями федеральных ведомств содействия трудоустройству. В их функции входят определение готовности конкретного претендента к определенному виду работы, помощь в выборе места работы, информирование претендента о ее характере. В крупных городах отдельные агентства могут специализироваться по конкретным типам профессий. Услуги по трудоустройству оказывают также отделы кадров предприятий. Профсоюзы и профессиональные ассоциации (гильдии, союзы) также занимаются вопросами трудоустройства и проводят профессиональную подготовку по своим направлениям через систему ученичества или на рабочем месте. Специальные бюро по трудоустройству функционируют при многих учебных заведениях, которые имеют долгосрочные контракты с работодателями, ведут большую работу по поддержке связей с выпускниками, с ассоциациями бывших студентов. В целях усиления координации работ по содействию трудоустройству молодежи на национальном и региональном уровнях создаются специальные органы типа советов по профориентации, подготовке, переподготовке и трудоустройству. В их состав входят представители органов образования, национального рынка труда, государственных органов управления всех уровней, профсоюзов, предпринимателей и т.п. Для отбора наиболее перспективных выпускников многие фирмы устанавливают прямые связи с колледжами и университетами, а ряд крупных корпораций организует региональные представительства по связям с ведущими вузами страны. Широкое распространение в развитых странах получила практика создания на базе студенческих исследовательских групп при вузах молодежных предприятий, предлагающих свои услуги различным компаниям и фирмам. Студенты – сотрудники таких предприятий таким образом повышают свою теоретическую и практическую подготовку, укрепляют материальное положение и устанавливают контакты с фирмами, где они желали бы работать. Решению вопросов трудоустройства и повышения квалификации способствуют соглашения между промышленными компаниями и вузами о совместном участии в программах кооперативного обучения (в Европе они известны как сэндвичкурсы).
РФ разработаны и приняты Основные направления государственной молодежной политики (постановление ВС РФ от 20 мая 1993 г. № 4996-1), которые направлены на создание условий для предоставления молодежи гарантированного минимума специальных услуг по профессиональной подготовке и трудоустройству, по расширению возможностей в выборе своего жизненного пути, на создание гарантий в сфере труда и занятости. Однако эта система находится на начальном этапе своего развития.
К обстоятельствам, существенно затрудняющим трудоустройство выпускников, относится инерционность системы образования, т.е. неспособность образовательных учреждений вести оперативный учет запросов потребителей кадров (как государственных, так и негосударственных, коммерческих структур) по изменению содержания, форм и методов их подготовки; отсутствие упорядоченной и налаженной связи со службами, занимающимися содействием занятости населения. Из-за несогласованности системы экономических и административных отношений между образовательными учреждениями, работодателями и местными органами власти не определены перспективы спроса на кадры различной квалификации, а следовательно на объемы, структуру, профессиональную направленность их подготовки, что осложняет трудоустройство выпускников.
Таким образом:1. Система распределения выпускников образовательных учреждений, существовавшая ранее и охватывающая предприятия, образовательные учреждения, структуры в министерствах, ведомствах, государственных плановых органах в новых экономических условиях функционировать не может.
2. Введенная с 1987 г. система договорных отношений себя не оправдала, так как не приняла характера необходимости, а реализовывала ранее сложившиеся связи образовательных учреждений и предприятий. Новые условия хозяйствования, наличие разнообразных форм собственности на предприятиях, рынке труда не предусматривают обязательного участия предприятий в формировании заказа на выпускников профессиональных образовательных учреждений и их ответственности за предоставление работы даже по ранее принятым обязательствам.
3. Система службы занятости населения еще практически не занимается выпускниками профессиональных образовательных учреждений.
4. Профессиональные образовательные учреждения недостаточно внимания уделяют целенаправленной работе по содействию трудоустройству своих выпускников.
5. В образовательных учреждениях и на предприятиях практически отсутствуют квалифицированные специалисты, посреднические службы, способные заинтересованно решать комплекс проблем Т.в.
6. Cистема профессионального образования недостаточно оперативно перестраивается на подготовку кадров к трудовой деятельности в условиях рынка с его жесткой требовательностью и конкурентностью в отборе работников.
Рынок труда предполагает свободные условия в рамках нормативно-законодательных принципов для работодателя в становлении трудовых отношений с работниками. В этой связи меняются взаимоотношения между различными субъектами: студентами и учащимися, образовательными учреждениями, предприятиями, обществом (государством). Студент (учащийся) как личность должен иметь возможность выбора уровня образования, профессии, места и условий труда. В условиях рынка все это зависит от его личных намерений и стремлений. Одновременно он теряет часть гарантий, обязательств, принимаемых ранее обществом по его трудоустройству, так как спрос на знания и умения работников определяется требованиями работодателей. Обеспечение высокой конкурентоспособности специалистов на рынке труда должно быть главной задачей профессионального образования, которая может быть реализована только на основе многосторонней интеграции структур непосредственно организующих и поддерживающих процессы Т.в. Такая интеграция не должна быть жесткой и регламентированной как по своей структуре, так и по методам работы, ее следует строить на принципах открытости, заинтересованности сторон, потребности в данной конкретной профессиональной деятельности. Ведущим элементом этой интегрированной системы должны стать службы, финансируемые и управляемые государством, наряду с ними могут существовать частные службы трудоустройства. Основными целями системы Т.в. могут быть следующие:
– направленность на конкретного обучающегося, его стремления и интересы (реализация свободы выбора и получения профессии, специальности; самоутверждение и самовыражение как в сфере образования, так и в трудовой деятельности; гармоничное сочетание интересов отдельного обучающегося с нуждами всего общества);
– реализация государственной политики занятости населения, государственной молодежной политики в области занятости, достижение полного, продуктивного и добровольного включения молодежи в трудовую деятельность;
– обеспечение каждому учащемуся и молодому специалисту всего комплекса услуг по специальной и профессиональной информации, ориентации, диагностике личностных и профессиональных качеств, трудоустройству на основе единой системы информации; свободы выбора содержания, форм и методов профессиональной подготовки и переподготовки с учетом имеющегося профессионального образования и опыта профессиональной деятельности; правовой и финансовой поддержки как личности, так и образовательных учреждений, оказывающих эти услуги;– гибкая и адекватная профессиональная подготовка и переподготовка, достигаемые путем оперативного реагирования на изменяющиеся требования рынка трудовых ресурсов к профессионально-квалификационным и личностным качествам работника в региональном, отраслевом, производственном аспектах, учет при этом национально-территориальных особенностей.
Практическая реализация программ развития и совершенствования системы трудоустройства, определяемых потребностью сегодняшней и будущей экономики, ложится на местные органы, которые производят оценку экономических и социальных потребностей региона, его рынка труда, определяют приоритеты действий, разрабатывают и реализуют программы, ориентированные на молодежь, основываясь на тесном сотрудничестве со всеми заинтересованными органами и организациями.
Лит.: Зуев В.М., Зуева Т.В., Никулин И.И., Воронин А.А. Организационные аспекты системы трудоустройства выпускников вузов России. – М., 1993.
Т.Ю. Ломакина

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Похожие термины:

  • СИСТЕМА ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ

    включает в себя непрерывное профессиональное образование (обучение на рабочем месте, и самообучение), закрепление выпускников в организациях, программы временной занятости студентов, профориент