ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНИКОВ И УЧЕБНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Найдено 1 определение
ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНИКОВ И УЧЕБНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
. При прогностическом подходе к профессиональному обучению рабочих возникает необходимость в новых подходах к разработке учебников и учебных средств обучения на новых началах. Они должны разрабатываться не на каждую профессию в отдельности, а на широкую группу профессий.
В учебнике должны быть представлены научные основы производства, наиболее распространенные технологические процессы, обеспечивающие усвоение обучающимися устройства общих способов обслуживания, эксплуатации и ремонта типового оборудования, отражающие современные идеи; законы и теории, опорные для данной профессии понятия.
Конструкция учебника должна учитывать особенности нового содержания обучения: тесную взаимосвязь производственного обучения не только со специальными, но и с общетехническими предметами. При этом ставится вопрос об усилении политехнической направленности учебников и иных средств обучения.
На основную общетеоретическую часть (федеральный компонент) может быть составлен единый учебник. Срок действия такого стабильного учебника может быть до 12–15 лет. Для специальной стадии обучения (региональный компонент) целесообразно издание брошюр, которые могут перерабатываться через каждые 3–5 лет. При таком подходе к созданию учебников, требуется изменение их структуры, а это выдвигает новую, весьма сложную проблему, связанную с их изданием на новых началах.
Необходимо, чтобы при разработке учебников учитывались следующие требования:
как отобрать основные приемы работы для данного курса и раскрыть их содержание, как объяснять приемы в учебниках;
как при отборе материала (в том числе примеров) учитывать его разные функции, в том числе и использование для раскрытия своей последующей профессиональной деятельности, как в учебнике должны быть выделены основные и второстепенные понятия, к которым также необходимо предъявить различные требования. В настоящее время учебники по общетехническим и специальным предметам (темам) во многих случаях строятся на работе памяти. Однако однообразное изучение фактологического материала, как известно, не активизирует учебный процесс. Для повышения общего уровня обучения, его результативности важно реализовать в учебниках заложенные в учебных программах идеи обучения посредством постановки проблем.
Лучшие результаты в профессиональном обучении будут получены лишь только в том случае, когда будет разработана вся система взаимосвязанных пособий. Новые учебники должны быть написаны так, чтобы преподаватель совершенно ясно представлял себе весь ход учебного процесса.
Необходимо изменить подход к разработке таких средств обучения, как дидактические и методические пособия, задачники, словари, справочная литература, учебные фильмы, технические средства обучения, которые являются дополнением к учебнику и находятся с ним во взаимодействии.Учебное средство каждого отдельного учебного предмета должно вписываться в системы многих учебных предметов. Системное применение учебника вместе с другими средствами обучения будет способствовать формированию у обучающихся методов научного мышления, воспитанию у них умения самостоятельно и верно оценивать факты и перерабатывать информацию, поступающую к ним из различных источников.
Необходим иной подход и к созданию обучающего наглядного аппарата, рассчитанного на индивидуальную работу обучающихся. Речь идет не только о традиционной наглядности, но и о других формах зрительного ряда, таких, как стереоскопическое изображение, кинофрагменты со специальной литературой, рассчитанной на самостоятельное использование средств наглядности на уроке и дома, комплектование учебника набором диапозитивов, пластинок, магнитных записей и т.п. Речь также идет об усовершенствовании системы упражнений, учебных материалов, обеспечивающих самоконтроль, обратную связь. Развивать творческие потенции обучающихся можно только путем непосредственного их включения в творческую деятельность. А для этого необходимо разработать систему познавательных задач, учитывающую конкретные квалификационные признаки.
Из всего сказанного вытекает один важный вывод: в современных условиях каждый учебник, наглядное пособие и иные средства обучения не могут создаваться одним автором. Необходимо по-новому подойти к формированию авторских коллективов, в состав которых кроме авторов учебников и учебных пособий должны входить методисты, гигиенисты, конструкторы, художники и полиграфисты, работающие под единым руководством. Результатом этого сотрудничества должно быть создание системы средств обучения для каждого учебного предмета.
Таким образом, создание учебника и комплекса средств обучения к нему требует объединения усилий ученых, преподавателей, редакционно-издательских работников для разработки новой модели учебника и учебных средств обучения. До настоящего времени все эти средства обучения планируются и создаются различными учреждениями и разными лицами без глубоко продуманного согласования.
Для того чтобы определить пути дальнейшего совершенствования учебников и других средств обучения, необходимо сформулировать основные психолого-педагогические требования и к их разработке, наметить основные направления научно- исследовательской работы в этой области.
Методическое вооружение учебного процесса при реализации нового подхода к содержанию обучения потребует коренной перестройки работы методических секций и учебно-методических советов.
С.Я. Батышев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.