ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ ВУЗА

Найдено 1 определение
ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ ВУЗА
издержки вуза по пользованию рыночным механизмом рынка образования, издержки сбора и обработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решения, издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта. Доминантная структура рассматриваемых видов трансакционных издержек претерпевает изменения в процессе жизненного цикла образовательной услуги. Так, на этапе маркетинговых исследований и разработки образовательной услуги преобладают внешние и альтернативные трансакционные издержки. Внешние трансакционные издержки (ex ante) направлены на поиск информации о возможности дополнительного финансирования, на налаживание вертикальных отношений с другими субъектами рынков труда и образовательных услуг, на стимулирование поддержки в осуществлении различного рода мероприятий, связанных с аккредитацией программ, их методическим и материально-техническим оснащением. На этапе пробного маркетинга возникают внутренние трансакционные издержки, связанные с необходимостью в проведении изменений и последующей координацией в соответствующих структурах организации: организационно-управленческой, производственной, экономической, технологической, социальной, социотехнической, нормативно-правовой и информационной. На этапе освоения образовательной услуги остаются те же виды внешних и внутренних трансакционных издержек. Появляются новые виды альтернативных затрат, связанных с перегрузкой сотрудников, провоцирующей повышение конфликтности и истощение трудовых ресурсов, и необходимостью руководства либо в рациональном распределении нагрузки, либо в расширении кадрового состава вуза, что в любом случае должно сопровождаться выработкой определенной политики урегулирования конфликтных ситуаций и стрессогенных факторов. Этап диффузии образовательных услуг характеризуется небольшим присутствием внутренних трансакционных издержек, направленных на поддержание эффективной работоспособности организационно-управленческой, экономической, технологической, социальной, нормативно-правовой и информационной структур вуза. Внешние трансакционные издержки обусловлены, прежде всего, необходимостью удержания конкретной образовательной услуги в своей конкурентной позиции, что влечет за собой потребность в постоянном мониторинге изменений в предпочтениях и потребностях получателей услуги, особенностях предоставления услуг у конкурентов и т. п. Рутинизация образовательной услуги связана с практическим отсутствием внутренних трансакционных издержек вследствие постоянства и устойчивости всех функционирующих элементов образовательных услуг, в том числе и обеспечивающих ее структур вуза. Острая конкуренция на рынке требует стабильных внешних трансакционных затрат, направленных на поиск информации о потребителях, поставщиках, партнерах, конкурентах, на заключение договоров, контрактов и контроль за отсутствием оппортунистских действий и т. п. Поскольку этап контроля качества образовательных услуг осуществляется параллельно с этапами их освоения, диффузии и рутинизации, то структура трансакционных затрат здесь повторяет их структуру. Внешние трансакционные издержки направлены, прежде всего, на обратную связь, т. е. на поиск информации об оценке качества и эффективности образовательных услуг потребителями, государством, организациями-работодателями. Альтернативные трансакционные издержки возникают по причине получаемых результатов оценки. Так, например, в случае определения необходимости совершенствования образовательной услуги в момент устойчивого спроса на нее могут возникнуть так называемые затраты новаторов, желающих и способных ее модифицировать, но не имеющих возможности это сделать вследствие отсутствия поддержки руководства и других служащих вуза. (Подопригора М. Г. Механизм стратегического управления конкурентоспособностью вуза на рынке образовательных услуг на основе бенчмаркинга и методики распознавания образов [Электронный ресурс] : монография / М. Г. Подопригора. – Таганрог : Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – Режим доступа: http:// www.aup.ru/books/m244/2_2.htm). Е. В. Астахова (мл.)

Источник: Глоссарий экономики образования. Нар. укр. Акад. 2017