ТОРМОЖЕНИЕ
ТОРМОЖЕНИЕ
психол. активный, неразрывно связанный с возбуждением процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров. В педагогике интеллектуальное торможение играет отрицательную роль: оно нижает способность к обучению и проявляется в лености, мечтательности, забывчивости, упрямстве. Воспитательная работа состоит в том, чтобы устранить нежелательное торможение.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Торможение
нервный процесс, выражающийся в задержке возбуждения в ответ на раздражение или в снижении интенсивности уже возникшего в коре головного мозга возбуждения. Т. вместе с возбуждением-1, 2 обеспечивает нормальную деятельность всех органов, тканей и организма в целом. Т. защищает ткани и органы (напр., центральную нервную систему) от перевозбуждения, дает им «отдых». Различают переферическое Т. – в синапсах на мышечных и железистых клетках и центральное Т., возникшее в центральной нервной системе.
ТОРМОЖЕНИЕ
активный, непрерывно связанный с возбуждением процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров (центральное торможение), деятельности рабочих органов (периферическое торможение, например, сердца при раздражении блуждающего нерва), охранительное, запредельное торможение, возникающее при действии слишком сильного стимула, внутреннее проактивное торможение, когда раннее усвоенные знания замедляют восприятие нового материала, и репродуктивное торможение, когда ранее усвоенные элементы забываются в результате усвоения нового материала.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
ТОРМОЖЕНИЕ
. 1. В психологии данное слово и производные от него («заторможенность», «заторможенный») иногда употребляются, чтобы обобщенно обозначить снижение обычно наблюдаемых проявлений активности человека (замедленность движений, речи, скованность поведения, мимики, пантомимики, «тусклый» взгляд и т.п.). Этого рода проявления могут интерпретироваться (в зависимости от многих сопутствующих обстоятельств) как проявления неблагоприятных психических состояний, переживаний (утомления, страдания того или иного рода), заболеваний, травм или демонстративных тактик, рассчитанных на то, чтобы привлечь внимание окружающих и пр.
2. Иногда этим словом описывают внешне обнаруживающееся (фиксируемое в наблюдении или в эксперименте) сдерживание (уменьшение или исчезновение) ответов систем организма на воздействия (см. Рефлексы). Во многих опубликованных в прошлом работах по психологии и педагогике культивируется наглядное представление о двух активных процессах (возбуждения и Т.) в нервной системе, которые то сменяют друг друга, то образуют некоторую «мозаику» и т.п. Такого рода мысленные модели, упрощая дело, успокаивают мысль, ищущую объяснений и даже в чем-то полезны (как, скажем, представление о «шкафе с ячейками», которое бытует в объяснениях устройств памяти электронных вычислительных машин и полезно ориентирует программиста, хотя на самом деле никакого шкафа и ячеек физически нет). Существует ли соответствующий динамике рефлексов, поведения специальный активный процесс Т. в центральной системе (в противоположность и в отличие от процесса возбуждения) или указанные внешние эффекты есть сложная функция сетей нервных клеток – это очень специальный вопрос нейрофизиологии, и мы его оставим в стороне.
Лит.: Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения. – М., 1989; Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). – Ростов-на-Дону, 1986; Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. – М., 1984; Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. – М., 1995.Е.А. Климов
2. Иногда этим словом описывают внешне обнаруживающееся (фиксируемое в наблюдении или в эксперименте) сдерживание (уменьшение или исчезновение) ответов систем организма на воздействия (см. Рефлексы). Во многих опубликованных в прошлом работах по психологии и педагогике культивируется наглядное представление о двух активных процессах (возбуждения и Т.) в нервной системе, которые то сменяют друг друга, то образуют некоторую «мозаику» и т.п. Такого рода мысленные модели, упрощая дело, успокаивают мысль, ищущую объяснений и даже в чем-то полезны (как, скажем, представление о «шкафе с ячейками», которое бытует в объяснениях устройств памяти электронных вычислительных машин и полезно ориентирует программиста, хотя на самом деле никакого шкафа и ячеек физически нет). Существует ли соответствующий динамике рефлексов, поведения специальный активный процесс Т. в центральной системе (в противоположность и в отличие от процесса возбуждения) или указанные внешние эффекты есть сложная функция сетей нервных клеток – это очень специальный вопрос нейрофизиологии, и мы его оставим в стороне.
Лит.: Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения. – М., 1989; Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). – Ростов-на-Дону, 1986; Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. – М., 1984; Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. – М., 1995.Е.А. Климов
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.