ТОПОС

Найдено 1 определение
ТОПОС
(от греч. tópos — ‘место’), или ТОП, или ОБЩЕЕ МЕСТО, — лингвориторический и — в меньшей степени — литературоведческий термин, используемый в нескольких значениях.
1. Смысловые модели, способствующие развитию мысли о предмете речи, или, по М.В. Ломоносову, «способы размножения идей». Эти смысловые модели были названы «местами» потому, что каждая из них занимает определённое место (позицию) в речи. Напр., описание начинается, как правило, с определения понятия, повествование же строится по схеме что — где — когда — как — почему. «Общими» эти смысловые модели были названы по причине их обобщающей природы [Михальская 1996: 131].
Исследователи предлагают разные классификации Т. и выделяют их разное количество. Напр., у Аристотеля 28 Т., у М.В. Ломоносова — 16, у Н.Ф. Кошанского — 24. Наиболее частотными Т. в речевой практике являются «род и вид», «целое и части», «свойства», «сопоставление», «причина и следствие», «время», «место», «пример», «свидетельства», «имя» (происхождение понятия).
Знание Т. помогает тем, у кого нет навыков написания речей, т.е. на начальном этапе обучения риторике. Допустим, нам необходимо составить речь по теме «Неусыпный труд все препятствия преодолевает» (пример М.В. Ломоносова). В этом предложении содержатся четыре понятия («термина»): неусыпность, труд, препятствие, преодоление. Из первого «термина» при помощи Т. «время» можно получить идеи утро и ночь, а от идеи утро — заря, денница и т.п., от идеи ночь — тьма, луна и т.п. Такова же процедура получения идей из других понятий. Для построения речи достаточно три таких уровня «размножения идей» [Ломоносов 1952: 109-115]. Т.о., анализ речи по Т. даёт лексическую базу для создания текста, что позволяет учёным говорить об их элокутивной функции (функции языкового оформления мысли).
Собрав «идеи», нужно обдумать концепцию речи и убрать то, что считаете лишним, т.к. «содержание высказывания подобно статуе, которую скульптор высекает из камня, устраняя всё лишнее: в высказывании должно быть только целесообразное — необходимое и достаточное для выражения и обоснования главной мысли» [Волков 2001: 135]. Исследователи также предостерегают от «механического» использования топов без заботы об их индивидуально-стилистическом воплощении.
2. Мысли, и понятия, основанные на ценностях и предпочтениях аудитории, обращенные к её нравственным, эстетическим и др. идеалам. Такое понимание Т. представлено в работах по неориторике как теории аргументации (X. Перельман, А.А. Волкова и др.).
Применительно к аргументации в сочетании «общее место» слово «общий» «...указывает на то, что положение является общим для оратора и аудитории, в одинаковой степени разделяется ими» [Хазагеров, Лобанов 2004: 75]. Успех речи зависит от того, сможете ли вы свести тему к таким положениям, которые аудитория примет безоговорочно. Для этого совсем не обязательно составлять классические схемы разработки понятия, нужно изучить точку зрения слушателей и подумать, что вас с ними объединяет, какие идеи (ценностные суждения) воспринимаются или оцениваются одинаково вами и аудиторией. Причём, чем более конфликтная аудитория, тем важнее поиск и предъявление Т. [Анисимова, Гимпельсон 2002: 85-86]. Найденный Т. составляет концептуальную основу аргумента.
В современной публичной (особенно политической) речи в качестве Т. используются понятия, содержание которых толкуется и оценивается по-разному разными социальными и политическими группами, классами, партиями и т.п. (напр., демократия, империя, глобализация, патриот и мн.др.), поэтому в процессе изобретения речи важно прорабатывать основные понятия темы с использованием специальной литературы.
Можно встретить и более широкое понимание Т. как разделяемое всеми, большинством или определённым сообществом мнение, воззрение, не требующее доказательств (напр., Все люди смертны).
3. Единица метаязыка описания и интерпретации текста, прежде всего художественного, которая в историко-литературных работах сближается с понятием архетипа. Такой Т. «... совершенно не отличим от мотива, концепта, а зачастую и от образа, иногда даже от обозначения места в буквальном смысле слова по аналогии с хронотопом Бахтина» [Хазагеров].
Лит.: Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика: учеб. пособие. М., 2002; Аннушкин В.И. Риторика. Экспресс-курс: учеб. пособие. М., 2007; Волков А.А. Курс русской риторики. М., 2001; Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Эло-куция): учеб. пособие для вузов. М., 1999; Ломоносов М.В. Полное собр. соч. Т. 7. Труды по филологии 1739-1758 гг. М., Л., 1952; Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов н/Д., 2010; Хазагеров Г.Г. Риторический смысл топоса [Эл. ресурс]. URL: www.khazagerov.com/pragmatica/82-topos-vs-concept.html; Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика: учеб. пособие. Ростов н/Д., 2004.
Г.А. Копнина

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
96.03 кб

Идея университета и топос мысли: материалы научной конференции, посвященной 25-летию кафедры гуманит

Семенков Вадим Евгеньевич