ТОК-ШОУ

Найдено 1 определение
ТОК-ШОУ
(от англ. talk show — ‘разговорное шоу’) — вид телевизионной передачи, ориентированный на многостороннее обсуждение предлагаемой темы. На современном этапе развития российского телевидения Т., охватывающее широкий круг тем окружающей действительности и не менее разнообразный контингент зрительской аудитории, относится к числу самых рейтинговых передач. Особенность Т. как телевизионного жанра заключается в сочетании жанровых признаков таких телепередач, как беседа, интервью, дискуссия, теледебаты и реалити-шоу.
Возникновение жанра Т. относится к 1967 году и связано с именем известного американского тележурналиста Фила Донахью, который во время прямого эфира с очередной знаменитостью не смог придумать следующий вопрос и обратился к зрительному залу за помощью, незамедлительно последовавшей в виде многочисленных вопросов к гостю программы. Этот момент считается временем рождения Т. как нового телевизионного жанра.
В России ток-шоу Донахью впервые увидели в 1986 году благодаря телемостам между Америкой и СССР. Партнёром Донахью в этих телемостах стал известный сегодня журналист Владимир Познер, ставший в дальнейшем постоянным ведущим многочисленных Т. Кроме Познера, большой вклад в развитие и становление Т. в России внесли Владислав Листьев («Взгляд», «Тема»), Юрий Любимов («Взгляд»), Эдуард Сагалаев («12 этаж»), Наталья Никонова («Пусть говорят», «Лолита. Без комплексов», «Закрытый показ», «Малахов +»).
В качестве основных целей Т. выделяются такие, как: 1) информирование аудитории о наличии проблемы и связанных с нею деталях; 2) формирование оценок в виде различных мнений по обсуждаемой теме и предложение потенциальных путей решения проблемы и/или установления истины; 3) развлекательный характер представления тем и самого обсуждения. Кроме того, Т. предоставляет возможность удовлетворить любопытство в отношении чужой личной жизни, соотнести собственный жизненный опыт с переживаниями других, создать видимость общения для одиноких людей, почувствовать собственную значимость посредством выражения личной точки зрения.
Исследователи телевизионных жанров Н.В. Вакурова и Л.И. Московкин называют Т. современным аналогом теледискуссии, представляющим собой треугольник из следующих элементов: ведущий — собеседники — гости [Вакурова, Московкин 1998: 3]. Данная модель
Т. осложнена наличием внутренней дифференциации действующих лиц. Так, непосредственными собеседниками ведущего являются не только приглашённые герои программы, но и эксперты, в роли которых выступают либо специалисты в области обсуждаемых проблем, либо известные лица страны, обладающие социальным престижем и статусом, необходимым для вынесения значимых суждений. Под образом гостя в данной трёхчленной структуре следует понимать как собственно студийного гостя Т., так и многочисленную зрительскую аудиторию, находящуюся вне коммуникативного пространства телевизионной студии и выражающую своё мнение посредством современных информационных средств связи: телефонных звонков, смс- и интернет-сообщений.
Дискуссионный характер Т. выражается в соположении разных мнений и оценок. Центральной в драматургии Т. является некоторая проблемная история, которая излагается в начале программы героем или самим ведущим. В дальнейшем, в зависимости от сценария конкретной программы, история обсуждается другими героями Т. («Большая стирка», «Принцип домино», «Моя семья»), специальными экспертами («Пусть говорят», «Модный приговор»), подвергается критике со стороны организованной оппозиции («Судите сами», «К барьеру!», «Три угла»). После обсуждения темы «знающими» людьми она передаётся на суд общественности — «народа», составляющего зрительскую аудиторию в студии и/или за её пределами. Демонстрация такого плюрализма в телевизионном Т. призвана быть показателем демократизации общества и телевидения. Образу народа в Т. придаётся большое значение, которое выражается в постоянной ориентации организаторов программы на потребности и проблемы массового зрителя, в использовании максимально упрощённой разговорной речи с элементами нелитературных вариантов национального языка и, наконец, в назидательном, дидактическом характере суждений и мнений экспертов и ведущего.
Одной из проблем современных Т. является утрата спонтанного, импровизационного начала и переход Т. к жёстко срежиссированному сценарию программы, контроль за соблюдением которого осуществляет ведущий и — шире — целый коллектив организаторов Т. (продюсеров, режиссёров, сценаристов). В связи с этим актуальной становится и проблема правдоподобия современных Т., поскольку открывшаяся правда об их постановочном характере и вымышленных героях значительно подорвала доверие зрителей к этому жанру. Сегодня предпринимаются попытки восстановить это доверие посредством приглашения многочисленных экспертов-судей и ориентации на социально-политические проблемы взамен камерных «женских» историй.
Лит.: Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции. М., 1998; Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: На телевизионных подмостках. М., 2003; Галимова З.Ф. Сравнение стратегий конструирования «положительного образа» (на материале русского и американского ток-шоу) // Вестник ВятГГУ. Вып. 4 (2). Киров, 2008; Кирюшкина Т.В. Особенности речи мужчин и женщин на примере ток-шоу // Тендерный фактор в языке и коммуникации. Иваново, 1999; Кузнецов Г.В. Ток-шоу: неизвестный жанр? // Журналист. 1998. № 11/12; Могилевская Э.В. Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приёмы манипулирования // RELGA. 2006. № 15; Садков П. Ток-шоу — это война // КП. 2007. № 12; Шаповалова Н.Г. Языковая личность Дмитрия Нагиева // Филологические этюды: сб. науч. ст. молодых учёных. Саратов, 2004. Вып. 7. Ч. I—II; Шаповалова Н.Г. Языковая игра и её функции в речи ведущих ток-шоу (Михаила Швыдкого и Дмитрия Нагиева) // Филологические этюды: сб. науч. ст. молодых учёных. Саратов, 2005. Вып. 8. Ч. I-II.
С.В. Волынкина

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.