ТКАЧЕНКО Евгений Викторович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ТКАЧЕНКО Евгений Викторович (р. 1935)
д-р химических наук (1984), профессор (1986), действительный член РАО (1993; Отделение базового профессионального образования), в 1985-92 ректор Свердловского инженерно-педагогического института. В 1992-96 министр образования РФ, затем научный консультант Института развития профессионального образования Министерства образования РФ.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ТКАЧЕНКО Евгений Викторович
р. 21.3. 1935, Омск), деятель образования, педагог, ученый-химик, акад. РАО (1993), дер хим. наук (1983), проф. (1984). Окончил (1958). Уральский политехн. ин-т в Свердловске; впоследствии вел пед. и н.-и, работу там же и (с 1964). в Уральском ун-те. Автор трудов и изобретений в области направленного твер-дофазного синтеза неорганич. материалов.
В 1985—92 ректор Свердловского инж.-пед. ин-та. Под руководством Т. разработана и внедрена модель непрерывного инженерно-педагогического образования с сопряженными уч. планами нач. и ср. ПТУ, индустриально-педагогических учебных заведений, проф. лицеев, колледжей, а также вузов. Модель предусматривает систематич. повышение квалификации, возможность науч. подготовки в аспирантуре и др. Автор исследований по педагогике и технологиям инж.-пед. образования.
В 1992—96 министр образования Рос. Федерации. Руководил разработкой базисного уч. плана, на основе к-рого с 1993/94 у ч. г. начался переход массовой рос. школы на образование по выбору и на развивающее обучение по вариа-тивным программам в соответствии с образоват. стандартами. Расширил практику сотрудничества в сфере образования федерального мин-ва с субъектами Федерации на договорной основе. Инициатор двусторонних соглашений между Рос. Федерацией и странами ЕС в области образования, к-рые стали этапом интеграции России в европ. образоват. пространство.
Соч.: Содержание и перспективы развития инж.-пед. образования, Свердловск, 1990 (соавт., ред.); Профориентация и проблемы занятости молодежи, Омск, 1994 (соавт., ред.); Образование в России: осн. проблемы, направление реформ, перспективы, в сб.: Год планеты, М., 1994; Рос. образование. Дороги реформ, Махачкала, 1994; Реформирование образования в России. Нек-рые итоги, проблемы, задачи, М., 1995.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

ТКАЧЕНКО Евгений Викторович
родился 21 марта 1935 г. в г. Омске. В 1958 г. окончил физико-технический факультет Уральского политехнического института. С 1964 г. – кандидат технических наук, с 1983 г. – доктор химических наук. С 1964 г. – доцент, а с 1984 г. – профессор Уральского государственного университета, с 1993 г. – академик РАО.
В 1985 г. назначен, а в 1990 г. – избран ректором Свердловского инженерно- педагогического института, специализированного вуза, выпустившего около 8 тыс. инженеров-педагогов и специалистов по социальноважным направлениям профессионального образования. Ректором проработал 8 лет. Одновременно с 1987 г. – заведующий кафедрой общей химии этого института, председатель Учебно-методического объединения по инженерно-педагогическим специальностям, объединяющего 100 учебных центров страны, ближнего и дальнего зарубежья.
С 1992 по 1996 г. – министр образования Российской Федерации.
Автор более 350 работ, из которых более 200 опубликованы в центральной печати, имеет 8 монографий, 24 изобретения, более 100 статей издано и переведено за рубежом, в том числе в Германии, Италии, США, Голландии, Бельгии, Индии, Австралии, Швеции, Болгарии, Чехословакии. Более 60 работ посвящено проблемам профессионального образования, в их числе публикации в Германии и Болгарии, более
30 учебно-методических пособий и рекомендаций, цикл работ по проблемам организации, становления и развития инженерно-педагогического образования в стране, цикл работ по реформированию образования Российской Федерации.
Ткаченко Е.В. – специалист в области современных проблем химии твердого тела. По заключению Научного совета по неорганической химии отделения физикохимии и технологии неорганических веществ АН СССР (1983) им было создано новое научное направление в химии твердого тела и технологии редких веществ, заключающееся в разработке теоретических, методологических и экспериментальных основ направленного твердофазного синтеза сложнооксидных материалов практически стехиометрического состава методами задаваемой дефектности структуры.
Ткаченко Е.В. – создатель 25 новых технологий получения материалов с заданными свойствами для новой техники, защищенных 20 изобретениями. По разработанным им технологиям на заводах Урала впервые выпущены технические условия, опытные партии 21 продукта, в ряде случаев налажено их серийное производство, выпуск монокристаллов. По этому научному направлению им опубликовано более 150 статей, сделано около 100 докладов на международных, союзных и республиканских конференциях и семинарах.
Ткаченко Е.В. – организатор подготовки специалистов в области химии твердого тела в Уральском университете, где сложилась известная в стране и за рубежом научная школа. Под его руководством защищены 22 кандидатских диссертации. Два его ученика стали профессорами, докторами наук. 35 учеников были отмечены как победители Всероссийских и Всесоюзных конкурсов студенческих научных работ.
С 1981 г. Ткаченко Е.В. – член специализированных советов по защитам кандидатских диссертаций, а с 1991 г. – председатель специализированного совета по защитам докторских диссертаций.
С 1995 г. – член Пленума ВАК России.
С 1985 по 1992 г. Ткаченко Е.В. – ректор первого в стране специализированного вуза, готовящего кадры для системы профессионально-технического образования. За годы егоруководства на базе института создан комплекс непрерывного профессионального образования с сопряженными учебными связями между всеми его уровнями: ПТУ (лицей, ВПУ) – индустриально-педагогический техникум (колледж) – институт – факультет повышения психолого-педагогической квалификации преподавателей – аспирантура – совет по защитам кандидатских и докторских диссертаций.
В институте была оперативно введена подготовка по социально значимым направлениям, и, кроме диплома инженера-педагога, его студенты получают право преподавания информатики и вычислительной техники (с 1986 г.), квалификацию психолога профтехшколы, социолога образования, менеджера, организатора производства (с 1990 г.). Только на заочном отделении обучение велось по 28 вариативным учебным планам. На базе института созданы центр новых информационных технологий обучения в профтехобразовании, первый в стране компьютерно-технологический центр, региональный центр социологических исследований народного образования, аспирантура, совет по защитам кандидатских и докторских диссертаций, издательство.
С 1992 г. первые специалисты, прошедшие обучение в компьютерно-технологическом центре СИПИ, получают международный сертификат ОРТ–СИПИ, признаваемый в 68 странах мира.
Все вышеуказанное позволило СИПИ занять передовые позиции среди педагогических вузов Российской Федерации. В 1991–1992 гг. (и в последующие годы) институт занимал второе и третье место в России по системе рейтинговых оценок.
Ткаченко Е.В. – руководитель научного и учебно-методического направления, связанного с организацией, становлением и развитием инженерно-педагогического образования в стране, а также становлением самостоятельного направления в профессиональной педагогике – педагогики инженерно-педагогического образования, в рамках которого разрабатываются концептуальные положения, программы развития, базисные учебные планы для различных специализаций и различных типов учебных заведений, проекты нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность специализированных учебных заведений, в том числе в новых условиях хозяйствования. Он – автор многих аналитических и нормативных документов в этих областях. В комплексной программе Гособразования СССР по развитию профтехобразования на 1991– 2000 гг. руководил созданием подпрограммы «Совершенствование и развитие инженерно- педагогического образования», в которой разрабатывались названные вопросы.
Более 5 лет Ткаченко Е.В. – председатель совета созданного в 1987 г. учебно- методического объединения страны по инженерно-педагогическим специальностям (УМО по ИПС), объединяющего 15 научно-методических советов (НМС) по специальностям и направлениям деятельности, в работе УМО и НМС принимают активное участие представители Болгарии, Польши, Германии.
УМО по ИПС координирует разработку учебных планов, квалификационных характеристик, типовых рабочих программ по подготовке инженеров-педагогов по 29 специализациям в рамках специальности 03.01.00 «Профессиональное обучение, специальные и технические дисциплины». УМО по ИПС активно работает по созданию новых технологий обучения специалистов инженерно-педагогического профиля. Через УМО по ИПС готовятся вопросы открытия (и развития) подготовки по новым специальностям в системе инженерно- педагогического образования, проводятся экспертные оценки готовности новых центров к такой подготовке. (С 1997 г. УМО по ИПС преобразовано в УМО по высшему и среднему профессиональному образованию, объединяет более 130 учебных центров, готовящих специалистов более чем по 50 специализациям в рамках специальности 03.05.00 – профессиональное образование).
В качестве министра – организатор перевода массовой российской школы на вариативное, развивающее обучение, образование по выбору на основе федеральной и региональных программ развития образования, базисного учебного плана, состоящего из федеральной, региональной и школьной частей, образовательных стандартов.
Активный проводник демократизации, регионализации и гуманизации российского образования, массовой допрофессиональной подготовки российских школьников.На посту министра Ткаченко Е.В. сделал все возможное, чтобы остановить запланированную на 1993–1995 гг. приватизацию образовательных учреждений, ваучеризацию российского образования. Он возвратил на федеральное финансирование учебные заведения профтехобразования России.
Ткаченко Е.В. – сторонник и проводник массового, доступного, бесплатного образования по выбору в объеме полного среднего общего и профессионального образования.
Соч.: Кислородные соединения урана. – М., 1972; Содержание и перспективы развития инженерно-педагогического образования. – Свердловск, 1990; Российское образование. Дороги реформ. – Махачкала, 1994; Основные итоги, проблемы и пути развития российского образования. – М., 1996.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
501.04 кб

Евгений Викторович Ткаченко