ТИФЛОГРАФИКА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ТИФЛОГРАФИКА
(от греч. typhlos – слепой и графика) — 1) отрасль техники, связанная с проектированием и изготовлением пособий для обучения слепых рельефному рисованию, черчению и другим учебным предметам. Рельефные учебные пособия доступны осязательному восприятию учащимися. Осн. виды рельефных пособий: контурные рисунки (передаются только наружные очертания предметов), аппликационные (силуэтные) рисунки (аппликации из плотной бумаги, наклеенные на лист), барельефные рисунки (скульптурные изображения на плоскости из гипса, пластмассы, металла и пр.), рельефные чертежи и схематические изображения (планы, схемы, географические карты – например, реки изображаются сплошными линиями, города – точками) и др. Издаются специальные учебники и дидактические материалы с иллюстративно-графическим оформлением. 2) способы и средства рельефного отображения чертежей, схем, рисунков и др. рельефных изображений на брайлевской бумаге или на др. плоскостных носителях (напр., на специальной пленке).
Слепые дети самостоятельно выполняют рисунки и чертежи с помощью тифлотехнических приборов (см. Тифлотехника), позволяющих получить рельефные изображения на бумаге и планшетах, покрытых специальной мастикой. Рельефные изображения в массовом производстве штампуются с помощью специальных матриц на перфокарточной бумаге или пластмассе.

Источник: Словарь-справочник по специальному образованию

ТИФЛОГРАФИКА
от греч. typhlos - слепой и графика), отрасль техники, связанная с проектированием и изготовлением пособий для обучения слепых рельефному рисованию, рельефному черчению и др. уч. предметам. Такие пособия (рисунки, чертежи, схемы, диаграммы и т. д.). выполняются рельефным способом и доступны для осязательного восприятия учащихся; они помогают овладевать основами наук, участвовать в разл. видах творчества, расширять общеадаптационные проф.-трудовые возможности.
В школах для слепых в уч. работе применяются неск. видов рельефных изображений. Контурные рисунки передают только наружные очертания предмета; воспринимая его, слепой может составить себе представление о внеш. контурах изображенного предмета. Для усвоения принципа такого рисунка часто пользуются демонстрацией разреза предмета или слепка с него. Аппликационные (силуэтные). рисунки передают не только контур, но и заполненность поверхности предмета; изготовляются наклеиванием на бумажный лист вырезанного из плотной бумаги силуэта. Барельефные рисунки передают форму предмета с помощью скульптурного изображения на плоскости; выполняются из гипса, пластмассы и металла прессованием, штамповкой и др. способами.
Рельефные чертежи строятся по методу ортогональных проекций. Овладевая элементами техн. рельефного черчения, учащиеся обследуют изображенные на рельефных чертежах детали, лепят из пластилина эти детали. Рельефные чертежи, по сравнению с обычными плоскими, разгружаются от многих вспо-могат. линий, в них вводятся нек-рые условные обозначения и сокращается число типов применяемых линий. Для большей наглядности рельефные чертежи строятся также с помощью аксонометрии. При обучении применяют последовательности рельефных чертежей с постепенным увеличением нагрузки.
Схематические изображения - планы, геогр. карты, элект-рич., кянематич. и др. схемы - выполняются с применением всех изобразит, элементов рельефной графики. Напр., на геогр. картах реки изображаются сплошными линиями, города - точками, суша - выпуклыми по отношению к уровню океанов, морей и т. п. поверхностями.
Дифференциров. подход к учащимся с учетом их общих и специфич. особенностей развития и индивидуально-типоло-гич. различий позволяет расширять и углублять содержание уч. предметов по изобразит, иск-ву и черчению, вводить факультативные и кружковые занятия по технике, архитектуре, дизайну, декоративно-прикладным видам иск-в.
Значит. внимание уделяется иллюстративно-графич. оформлению учебников и дидактич. материала с выделением важных информативных признаков. Для лиц с остаточным зрением используются комбиниров. изображения, сочетающие в себе рельеф и цвет. Широко применяются тифлотехн. средства для выполнения изображений, представления и преобразования графич. информации для слепых (спец. приборы для рисования и черчения, множительная техника, наборно-штифтовые планшеты, вибротактильные устройства).
Самостоят. выполнение рельефных рисунков, чертежей, ориентац. планов, схем и др. слепыми осуществляется на спец. тифлотехн. приборах, к-рые дают возможность получить рельефные изображения на бумаге, целлофане, пластич. пленках, а также на планшетах, покрытых спец. мастикой. Рельефные изображения в массовом произ-ве печатаются (штампуются). с помощью спец. матриц на перфокарточной бумаге или пластмассе. В индивидуальном изготовлении применяется способ хим. рельефа, при к-ром на листе бумаги выкладывается из спец. массы необходимый рельеф, образующий после застывания прочный рисунок или чертеж.
Лит.: Гибор С. М., Особенности обучения слепых графике, М., 1935; P о г. а и о в Г. Н., Методика обучения слепых чтению машиностроительных чертежей, кинематич. схем и техн. рисунков, М., 1940; С с м с в-с к и и Н. А., Обучение графике в школе слепых, М., 1952; его же, Обучение рисованию в школе слепых, М., 1960; Ермаков В. П., Егорова О. И., Обучение слепых специальной графике. М., 1978.
В. П. Ермаков

Источник: Российская педагогическая энциклопедия