ТЕСТИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Найдено 1 определение
ТЕСТИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
. Тесты для контроля качества усвоения знаний и умений разрабатываются на четыре уровня, в соответствии с выделенным уровнем усвоения учебного материала (см. Уровни качества усвоения знаний и умений в процессе теоретического обучения).
Тесты I уровня предназначаются для проверки умений учащихся выполнять действия с подсказкой. Такими тестами являются: тесты на опознание, тесты на различение, тесты на соотнесение.
Тесты II уровня предназначаются для выявления умений учащихся самостоятельно по памяти воспроизводить и применять ранее усвоенные знания и умения. К ним относятся: тесты на подстановку; тесты на конструирование ответа; тесты – типовые задачи, требующие выполнения расчетов на основе использования типовых правил и алгоритмов.
Тесты III уровня предназначаются для выявления способности учащихся к продуктивным действиям эвристического типа; к ним относятся нетипичные задачи и задачи на принятие решений в нетипичных ситуациях.
Тесты IV уровня предназначены для выявления умений творчески использовать полученные знания; к ним относятся тесты-проблемы.
Задания теста разрабатываются в соответствии с требованиями валидности (соответствия уровня контроля изучения учебного материала, содержания задания – выявляемому уровню усвоения).
Задание должно быть типичным для предмета и профессии; объем задания (по содержанию, структуре, времени выполнения) должен обеспечивать выполнение теста за ограниченное время.
В тех случаях, когда целостное задание требует для своего выполнения значительного (больше 15–20) действий (операций), а также большого количества времени, оно дробится на несколько самостоятельных заданий; задание по сложности, структуре, трудности должно быть объективно посильным для выполнения учащимися на соответствующем этапе обучения.
Формулировка содержания задания должна с исчерпывающей полнотой раскрывать поставленную перед учащимся задачу: что именно он должен сделать, какие условия выполнить, каких результатов достичь.Эталон представляет последовательное, полное и правильное описание выполнения задания; в нем выделяются существенные операции. Операцией является единичное нерасчленяемое действие по выполнению задания, которое в данный момент является целью контроля. Эталон в тесте преимущественно представляется в форме комбинации цифр или букв, соответствующих вопросу в задании и правильному на него ответу.
Представление ответов в такой форме позволяет широко применять для автоматизации контроля технические средства. Эталонами к тестам III и IV уровней в зависимости от характера заданий являются образцы или варианты рационального выполнения заданий эвристического или творческого характера. Эталонами также могут быть эскизы конструкторских решений, эталонные схемы, карты технологических процессов и т.п.
Показателем успешности овладения учебным материалом при тестовом контроле является коэффициент усвоения (K). По нему судят о завершенности процесса обучения на соответствующем уровне. Коэффициент усвоения представляет собой отношение количества правильно выполненных учащимися существенных операций эталона теста (M) к общему количеству существенных операций в эталоне (N), которые необходимо было выполнить по заданию теста соответствующего уровня.
При определении коэффициента усвоения знаний и умений условно принимается, что все существенные операции равноценны. В качестве критической величины коэффициента усвоения, отделяющей удовлетворительные знания и умения от неудовлетворительных, принимается 0,7. Выполненные исследования и проведенные эксперименты позволили установить, что при этой величине коэффициента учащиеся имеют удовлетворительные знания и умения на соответствующем уровне усвоения и могут переходить к обучению на следующем уровне усвоения.
На основе коэффициента усвоения можно определить балльную отметку. При этом руководствуются следующими ориентировочными соотношениями: оценка 5 – K >> 0,9; оценка 4 – K = 0,8–0,9; оценка 3 – K = 0,7–0,8; при K Кино- и видеофильмы учебные; Телевидение учебное; Звукозапись в обучении; Компьютеризация обучения; Тренажеры; Экранные статичные средства обучения).
К техническим устройствам ТСО относится различная проекционная и звуковоспроизводящая аппаратура (кинопроекторы, видеомагнитофоны, диапроекторы, графопроекторы (кодоскопы), магнитофоны); тренажеры, технические средства контроля, устройства для программированного обучения, электронно-вычислительная техника (персональные компьютеры), если она просто выполняет функцию проявления той или иной компьютерной программы , и др.
Широкое применение в процессе обучения ТСО обусловлено, во-первых, исключительно сильным эмоциональным воздействием на учащихся кино-, видео-, телевидения, программированного обучения, компьютеров, во-вторых, необходимостью повышения производительности труда преподавателей (мастеров) и учащихся в связи с непрерывным увеличением объема знаний, навыков, умений, которые необходимо освоить при стабильных сроках обучения.
Эффективность ТСО в значительной степени зависит от того, насколько удачно они сочетаются с комплексом других средств обучения, применяемых в учебном процессе. ТСО используются в обычном учебном кабинете (учебной мастерской), по ходу урока, в органической связи и взаимодействии с другими дидактическими средствами и формами учебной работы.
Вместе с тем применение ТСО, когда часть функций преподавателя, мастера передается им, определенным образом влияет на организацию и методику учебного процесса.
Применение ТСО существенно влияет на содержание и организацию познавательной деятельности учащихся и руководства ею. Слово преподавателя, мастера, несмотря на его огромное значение в учебном процессе, в данном случае перестает быть основным источником информации, его во многом заменяют базы данных и базы знаний, заложенных в ППС учебных ЭВМ. Уменьшается удельный вес устного опроса на уроке, его в значительной степени заменяет работа учащихся с применением контролирующих машин, экзаменаторов, персональных компьютеров. В деятельности преподавателя большой удельный вес приобретает (а в ряде случаев и преобладает) руководство познавательной деятельностью учащихся.Однако все это ни в коей мере не снижает роль преподавателя, мастера производственного обучения в руководстве учебным процессом. В процессе обучения не только формируются знания и умения учащихся, но и осуществляется сложное воздействие личности преподавателя, мастера на них, в результате чего формируется их мировоззрение, нормы проведения, происходит становление характера. Поэтому ведущей фигурой сложного и многогранного педагогического процесса был, есть и будет преподаватель, мастер производственного обучения. Все ТСО, в том числе и так называемые обучающие машины, – лишь орудие в руках педагога, увеличивающие возможности его воздействия на учащихся.
В настоящее время на смену известным техническим средствам приходит техника нового поколения, имеющая более широкой спектр дидактических возможностей. Среди них: компактные эпидиаскопы, проекторы с жидкокрис-таллическими панелями (ЖК-панели), обеспечивающие высокую разрешающую способность, естественные цвета, быструю смену изображений, а также различная оргтехника (лазерные указки, маркеры, доски, цифровые фотокамеры и др.). Так, например, с помощью ЖК-панели, размещенной на планшете графопроектора, подключенной к компьютеру или видеомагнитофону, можно получить изображение на большом экране. В зависимости от целей демонстрации могут быть использованы разные модели для статического или динамического изображения, цветного или монохромного.
Лит.: Профессиональная педагогика: Учебник. – М., 1997; Кочетов С.И., Романин В.А. Технические средства обучения в профессиональной школе. – М., 1988.
В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.