ТЕСТИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Найдено 1 определение
ТЕСТИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
. Типы тестов соответствуют критериальным показателям качества производственного обучения (см. Качество производственного обучения).
Тестирование качества выполнения учебно-производственных работ и производительности труда учащихся. Основным инструментом такого тестирования является единый тест качества и производительности труда. Объектом проверки (тестирования) являются: изготовленная деталь или изделие, выполненная работа, налаженный узел станка или машины, отрегулированный прибор и т.п. В тесте указывается также заданная норма времени (выработки) на выполнение работы.
Эталоном качества выполненной работы могут быть технические требования к качеству работы с необходимыми количественными параметрами (допуски на размеры, зазоры, соосность, биение, сопряжения, шероховатость, плоскостность, допуски неровности оштукатуривания или кладки, глубина вспашки и т.п.), образец изделия, параметры работы настроенного оборудования, требования СНиП, характеристики полученного продукта (органолептические, вкусовые и др. показатели) и т.п. Эталоном производительности труда является установленная для выполнения работы норма времени или выработки – ученическая на данный период обучения.
По результатам тестирования дается заключение о выполненной работе: «годная– негодная», «соответствует–не соответствует», «норма времени выполнена–не выполнена». Возможны также заключения типа «дефект исправимый», «дефект неисправимый». В этих случаях после исправления дефекта работа повторно контролируется и оценивается.
Единые тесты качества и производительности труда применяются, в основном, при проведении проверочных, контрольных работ по производственному обучению, а также при поэтапной аттестации учащихся на уровень квалификации.
Тестирование успешности применения профессиональных знаний в учебно- производственной деятельности производится в целом аналогично теоретическому обучению (см. Тестирование качества теоретического обучения).Тестирование качества владения приемами и способами выполнения учебно- производственных работ. В основу системы таких тестов заложен, как и при тестировании качества теоретического обучения, уровневый подход к оценке деятельности учащихся (см. Уровни освоения навыков и умений). В зависимости от цели тестирования, а также периода производственного обучения тес-ты на проверку качества владения приемами и способами выполнения учебно-производственных работ подразделяются на следующие виды:
А. На проверку качества выполнения трудовых приемов и операций.
Б. На проверку рациональности выполнения работ комплексного характера, производственных функций, обслуживания оборудования и т.п. – тесты-процессы.
Тесты на проверку качества выполнения трудовых приемов и операций разрабатываются, как правило, на I уровень овладения умением, имея в виду, что при этом вполне допустимы подсказки в форме подробного вводного и текущего инструктирования учащихся мастером или с помощью инструкционной карты. На более поздних этапах обучения, при освоении новой техники и технологии на базе уже имеющихся у учащихся знаний и умений, характерны тесты II уровня.
Эталонами тестов является описание рациональных способов выполнения приемов, составляющих изучаемую операцию, в рациональной их последовательности с отражением правил, количественных параметров и других требований к качеству их выполнения. При необходимости к эталону прилагаются рисунки, эскизы, фотографии, иллюстрирующие правила выполнения контролируемых приемов и операций, схемы выполнения действий и т.п. В качестве эталонов также могут быть инструкционные карты для изучения операции, учебные алгоритмы, задания-инструкции для выполнения упражнений на тренажере, должностные инструкции по обслуживанию оборудования и др.
Наиболее широко применяемыми являются тесты-процессы, так как преобладающее большинство учебно-производственных работ – работы комплексного характера. Система таких тестов разрабатывается применительно к различным типам учебно- производственных работ, типичным для профессии, в соответствии с программой производственного обучения.
Успешность выполнения работ комплексного характера в решающей степени, наряду с правильностью и качеством исполнения составляющих их трудовых приемов и операций, зависит от рациональной последовательности технологических переходов (этапов, элементов, составных частей, процедуры). Контроль рациональности этого процесса и составляет основную цель тестирования выполнения учащимися работ комплексного характера.
Эталоном правильного выполнения заданий тестов является описание наиболее рациональной технологической последовательности обработки, сборки, изготовления, ремонта, наладки и т.п., приводящей к положительному результату. В качестве эталона могут быть также технологические, операционные, маршрутные карты, учебные и производственные алгоритмы, схемы сборки, инструкции по наладке.
В зависимости от конкретной цели тестирования, периода производственного обучения, сложности задания тесты-процессы разрабатываются на I, II и III уровни.
Тестирование качества организации труда и рабочего места; соблюдения правил и норм безопасности труда, производственной санитарии, экологических требований. Тестовый контроль по этим критериальным показателям производится в тех случаях, когда они в практической деятельности учащихся являются сугубо важными для обеспечения успешности выполнения работы. Заданиями в таких тестах являются вопросы на применение на практике соответствующих знаний, а также практические задания типа: «Подготовить для выполнения работы сырье и материалы», «Подготовить к работе оборудование (инструменты, оснастку и др.) с соблюдением норм и правил техники безопасности, санитарии и гигиены, требований экологии», «Подготовить рабочее место к сдаче смены», «Проверить исправность оборудования (инструментов, оснастки и др.) на соответствие нормам и правилам техники безопасности, санитарии и гигиены, экологическим требованиям» и т.п.Т.к.п.о. проводится на реально применяемых в учебно-производственном процессе объектах, на имеющемся оборудовании или на специально подготовленных моделях и тренажерах. Первый вариант более предпочтителен с точки зрения простоты и доступности осуществления, близости к реальным условиям будущей производственной деятельности учащихся.
Для проведения тестирования учащемуся выдается первая часть теста – задание, необходимая техническая и инструкционно-технологическая документация, сообщаются технические и другие требования к качеству выполняемой работы, нормы времени или выработки (при необходимости), критерии оценки качества выполненной работы. Вторая часть теста – эталон правильного выполнения задания находится у экспертов, наблюдающих за учащимися и оценивающих их работу.
Определение результатов Т.к.п.о. проводится, в целом, аналогично определению результатов тестирования знаний и умений в процессе теоретического обучения (см. Тестирование качества теоретического обучения).
Лит.: Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989; Ерецкий М.И., Ховов О.Б. Содержание работы преподавателя при обучении рабочих на производстве. – М., 1992; Диагностика качества практического (производственного) обучения. – М., 1995.
В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.