ТЕРМИНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ТЕРМИНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
совокупность терминов, закрепляющих основные понятия педагогики как науки.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ
совокупность терминов и лексических средств, используемых для определения понятий теории и практики воспитания и обучения.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ТЕРМИНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
система лексических средств и наименований, применяемых в теории и практике воспитания, образования и обучения. Формирование понятийного аппарата педагогики помогает осмыслить и понять сущность педагогических явлений и процессов.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

ТЕРМИНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
система методов упорядочения, приведение в связь совокупности собственных понятий педагогики на основе формулировок их определений, а также в номинации этой совокупности (системы) с целью придания терминам научно-нормативного характера.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Терминология педагогическая
совокупность терминов — слов или словосочетаний, обозначающих определенные понятия, — относящихся к педагогической сфере. Использование терминологии избавляет авторов и пользователей от необходимости повторять набор признаков и характеристик при описании, анализе или обобщении процессов. Неточность в терминологии и многозначность терминов затрудняют понимание, ведут к излишним спорам.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ТЕРМИНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
система лексических средств и наименований, применяемых в теории и практике воспитания, обучения и образования. Знание Т. п. избавляет учителя от необходимости при употреблении понятия повторять весь набор его признаков, создает условия для экономичности и оперативности мышления. Формирование понятийного аппарата педагогики помогает осмыслить и понять сущность пед. явлений и процессов.

Источник: Педагогический словарь

ТЕРМИНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
В педагогике под "термином" понимается "точно ограниченное в научном и практическом смысле обозначение педагогических понятий, слово или сочетание слов, служащее для обозначения педагогических понятий, имеющее дефиниции (определения), и поэтому включаемое в систему языка науки. Педагогическая терминология - это "совокупность терминов, закрепляющих важнейшие понятия педагогической науки". По данным Б.Б. Комаровского, русская педагогическая терминология "начала развиваться приблизительно тысячу лет назад" (Комаровский Б.Б. Русская педагогическая терминология. Теория и история.- М.: Просвещение, 1969.-310 с., стр. 53). Появление письменности и книгопечатания, укрепление государственности в России в X - XVI веках способствовали накоплению состава педагогических терминов. В XVII - XIX вв. педагогическая терминология получила закрепление в педагогической литературе: появляются собрания поучительных наставлений и афоризмов, публикуются первые педагогические словари и календари для учителей, издаются педагогические журналы. Терминология педагогики к началу XX века уже представляет собой достаточно разветвленный лексический аппарат, но целенаправленная словарная работа по упорядочению и систематизации терминов не велась. После 1917 года в педагогике появляется ряд новых терминов. В период 1917-1931 гг. шел пересмотр основных понятий педагогики с позиций марксистской идеологии, формировалась система новых понятий, отражающих систему коммунистического воспитания. На развитие системы педагогических понятий этого периода существенное влияние оказали работы К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, П.П. Блонского, А.Г. Калашникова, А.А. Луначарского, А.П. Пинкевича, М.М. Пистрака и др. Наиболее значимые труды по педагогической терминологии: 1925 г. - "Методический словарь" проф. Е. Кагарова (65 терминов); 1927-1929 гг. - первая советская "Педагогическая энциклопедия" в 3-х томах под ред. А.Г. Калашникова при участии М.С. Эпштейна (более 2 тысяч терминов); 1938 г. - "Дидактический словарь" под ред. Б.Б. Комаровского (более 900 терминов); 1960 г. - "Педагогический словарь". Ред. И.А. Каирова, в 2-х томах (более 3 тысяч); 1964-1968 гг. - "Педагогическая энциклопедия". Гл. ред. И.А. Каиров и Ф.Н. Петров, в 4-х томах 1957 г. -"Словник педагогического словаря" 1969 г. - Комаровский "Русская педагогическая терминология" Макаев В.В. "Русская педагогическая терминология" 1968 г. - И.М. Кантор "Педагогическая лексикография и лексикология" 1972 г. - организован Совет по педагогической лексикологии и лексикографии при Призидиуме АПН СССР под рук. А.И. Маркушевича 1972 г. - "Словник понятийно-терминологического словаря" (1500 терминов); 1974 г. - "Словник понятийно-терминологического словаря" (400 терминов); 1980 г. - И.М. Кантор "Понятийно-терминологическая система педагогики"; 1983 г.- международный "Тезаурус ЮНЕСКО"; 1988 г. - "Международная педагогическая энциклопедия"; 1982 г. - "Краткий словарь педагогических терминов" Сост. В.В. Макаев; 1984 г. - "Методические указания для студентов по изучению терминов в курсе педагогики" Сост. В.В. Макаев и В.В.Петров ; 1986 г. - "Краткий терминологический словарь к понятию "воспитание" в предметах педагогического цикла" - Ташкент: изд-во РПИРЯ и Л (200 статей); 1988 г. - "Понятийно-терминологический аппарат учебного курса "Педагогика". - Барнаул: изд-во БГПИ (42 с.); 1988 г. - "Краткий педагогический словарь пропагандиста" - М. - 220 с.; 1998 г. - В.М. Полонский " Народное образование. Педагогика.Рубрикатор. - М.:Наука. -152 с.; 1999 г. - В.М. Полонский "Понятийно-терминологический аппарат педагогики"// Педагогика. - N 8. - с.16-23; 2000 г. - В.М. Полонский "Тезаурус информационно-поисковый по народному образованию и педагогике". - М. - 368 с.; 2000 г. - В.М. Полонский "Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике. - М. - 368 с.; 2000 г. - Т.В. Болбас " О понятиях и терминах этнопедагогики"// Педагогика. - N 1. - с.3-7; и др. статьи в журнале "Педагогика" (статьи А.Ф. Закировой, А.В. Коржуева, Н.Л. Коршуновой, В.О. Кутьева, Б.Т. Лихачева, А.Я. Найна, Г.Т. Хайруллина и др.) В 90-е годы стали издаваться словари и справочники по отдельным областям педагогики: - словарь терминов профессионального образования: С.М. Вишнякова "Профессиональное образование: Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НИЦСПО, 1990. - 538 с.; - психолого-педагогические словари для учителей и работников образования: М.Г. Гарунов "Психолого-педагогический справочник преподавателя высшей школы" М.: Педагогическое общество России, 1999. -354 с.; " Психолого-педагогический словарь"/ Сост. В.А. Мижериков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 544 с.; - словарь теринов по истории педагогики: "Словарь терминов по истории педагогики/ Под ред. В.В. Макаева. - Пятигорск: изд-во ПГЛУ, 1997. - 72 с.; - словарь терминов по сравнительной педагогике и истории педагогической мысли: "Словарь терминов по сравнительной педагогике и истории педагогической мысли". - Пятигорск: изд-во ПГЛУ, 1998. - 94 с.; - краткий справочник по педагогической технологии: "Краткий справочник по педагогической технологии"/ Под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1997. - 64 с.; - словарь-справочник терминов специалистов в области социальной работы: "Словарь-справочник терминов специалистов в области социальной работы". - Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1999. - 112 с.; - словарь, отражающий изменения в "педагогическом мышлении": В.С. Безрукова "Словань нового педагогического мышления" - Екатеринбург: Альтернативная педагогика, 1996. - 94 с.; - краткие словари-пособия для студентов: "Краткий словарь современной педагогики"/ Сост. Т.Б. Санжиева и др./ Под ред. Л.Н. Юмсуновой. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2001. - 100 с.; Н.Б. Лаврентьев "Словарь терминов и понятий курса "Педагогика". Методическая разработка. - Барнаул: изд-во Алт. гос. технич. ун-та, 1995. - 43 с.; - словарь понятий валеологического образования: Е.И. Торохова "Валеология: Словарь". - М.: Флинта; Наука, 1999. - 242 с.; - понятийные словари по коррекционной педагогике: "Дефектология. Словарь-справочник / Под ред.б.П. Пузанова. - М., 1996. - 155 с. (200 словарных статей); "Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии"/ Сост. Н.В. Новотворцева. - Ярославль: Академия развития, 1999. - 255 с.; - в сфере дополнительного профессионального образования м образования взрослых: Х.А. Беков и др. "Терминология в системе дополнительного профессионального образования: Словарь. - М.: ИПК госслужбы, 2001. - 107 с.; В.Г.Онушкин, Е.И. Огарев "Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. - СПб. - Воронеж: ВИПКРО, 1995. - 232 с.; - по законодательству об образовании: В.М. Полонский "Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании". - М., 1995. - 80 с.; Н.М. Розина и др. "Согласованный словарь тнрминов и определений в области образования государств-участников СНГ".- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. - 78 с.; В последнее десятилетие XX века в педагогике вышли в свет крупные академические труды: "Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т.:Т.1: А-М/ Ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - 607 с.; "Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т.:Т.2: А-М/ Ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 672 с.; "Педагогический энциклопедический словарь"/ Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.(ок. 3000 статей); Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров "Педагогический словарь. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 176 с. (ок. 1000 терминов); В.М. Полонский "Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике. - М., 2000. - 368 с. (2100 терминов); (Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. -32, 54) См. также Педагогическая терминология

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
117.89 кб

Теория, терминология и язык психолого-педагогических наук

Каплунович Илья Яковлевич, Каплунович Светлана Михайловна, Ситников Валерий Леонидович
Авторы обосновывают неэффективность и даже пагубность использования в психолого-педагогических науках бытового (житейского) языка и терминологии. Отрицается дифференциация наук на точные и неточные.
Читать PDF
590.88 кб

Развитие русской педагогической терминологии в XVIII веке

Терских Ирина Александровна
В данной статье затронуты теоретические аспекты педагогической терминологии как системы лексических средств и наименований, применяемых в теории и практике образования, на примере развития русской педагогической терминологии XVIII
Читать PDF
6.46 мб

Педагогическая терминология: к вопросу прагматического анализа

Тузлукова В. И.
Читать PDF
342.98 кб

Педагогическая терминология как объект междисциплинарного исследования

Кошкина Елена Анатольевна
Раскрываются характеристики педагогической терминологии с позиции философии, лексикологии и собственно педагогики; анализируются специфика и взаимосвязь понятия и термина, их функции в процессе познания действительности и лексике
Читать PDF
2.00 мб

О роли понятийно-терминологического аппарата педагогических исследований

Галагузова Минненур Ахметхановна
В статье рассматривается эволюция понятийно-категориальной системы'педагогики в советский и постсоветский периоды, подчеркивается методологическая значимость понятийного аппарата педагогических исследований, даются некоторые реком
Читать PDF
418.90 кб

Управление образованием и педагогический менеджмент: терминологический аспект

Михеева Светлана Александровна
Раскрывается содержание и соотношение ряда терминов, применяемых в управлении образованием, проводится сравнительный анализ их трактовки в отечественных и зарубежных публикациях.
Читать PDF
144.65 кб

Современные проблемы в области педагогической терминологии и подходы к их решению

Рыжов А.Н.
В статье проанализированы наиболее значимые проблемы в области педагогической терминологии, показаны причины их возникновения и современное состояние.
Читать PDF
121.94 кб

Педагогическая терминология теории и практики учебных заведений в России в XVIII в

Рыжов А.Н.
В статье рассмотрен комплекс педагогических терминов, который сопровождал общее и профессиональное образование в центральной России.
Читать PDF
5.46 мб

Личностный образец: содержание понятия и место в педагогическом терминологическом аппарате

Логинова Вера Степановна
В статье сделана попытка систематизации некоторых научных позиций отечественных ученых, содержащих отдельные аспекты методологического исследования социокультурной динамики образования.
Читать PDF
326.89 кб

Научно-педагогическая терминология П. Ф. Лесгафта в аспекте идеи совершенствования личности

Копейкина Татьяна Евгеньевна
В статье автор систематизирует и раскрывает основные понятия своеобразной научно-педагогической терминологии П.Ф. Лесгафта в аспекте идеи совершенствования личности.
Читать PDF
645.33 кб

Терминологическое поле «Учебная книга» в отечественной педагогической литературе xviii века

Кошкина Елена Анатольевна
В статье на основе авторской методики определены специфические черты терминологической группы, обозначающей учебную литературу в отечественных педагогических текстах XVIII в.
Читать PDF
303.23 кб

Категория «Имидж педагога» в спектре понятийно-терминологического поля педагогического знания

Сергеева Светлана Васильевна, Назаренко Анна Владимировна
Центральной проблемой данной статьи является дефиниция понятий «имидж» и «имидж педагога».
Читать PDF
222.38 кб

Понятийно-терминологический аппарат педагогики как предмет историко-педагогического исследования

Кошкина Елена Анатольевна
Статья посвящена процессу становления и развития педагогической терминологии.
Читать PDF
3.84 мб

Понятийно-терминологический аппарат педагогики как предмет историко-педагогического исследования

Кошкина Елена Анатольевна
Статья посвящена процессу становления и развития педагогической терминологии.
Читать PDF
243.13 кб

Система последипломного профессионального педагогического образования: терминологические аспекты

Киктев С.В.