ТЕОРИЯ СТАДИЙНОГО ОБУЧЕНИЯ

Найдено 1 определение
ТЕОРИЯ СТАДИЙНОГО ОБУЧЕНИЯ
разработана академиком С.Я. Батышевым. Сущность этой дидактической системы заключается в том, что учебно-воспитательный процесс расчленяется на две стадии обучения: основную (стабильную) и специальную (динамичную). На данной основе разрабатываются учебные программы. При этом соотношение основного и специального обучения устанавливается в соответствии с конкретными требованиями данного профиля подготовки.Основная (стабильная) стадия производственного обучения – это федеральный компонент профессионального образования. На этой стадии обучающиеся приобретают такие знания, навыки и умения, которые не подвержены быстрым изменениям, происходящим под воздействием научно-технического прогресса, овладевают общетрудовыми навыками и умениями.
Благодаря приобретению общетрудовых навыков и умений закладывается фундамент профессиональных знаний, навыков и умений, и оттого, насколько прочно он будет заложен, зависит успех обучения.
На этой стадии обучающиеся получают сведения о типовых деталях машин и механизмов, о машинах-двигателях и орудиях труда, имеющих распространение во всех отраслях промышленности и в сфере обслуживания населения, об основах энергетики, электротехники и промышленной электроники, элементах производственной автоматики (а также кибернетики), об общих принципах современной технологии и конкретных технологических процессах; об основах экономики производства, задачах его планирования и организации.
При определении тех знаний, которые должен получить обучающийся в процессе основного обучения, устанавливаются типичные стороны его будущей деятельности, определяются типичные требования, связанные с его подготовкой, и те средства труда, с которыми ему придется иметь дело на производстве и которые соответствуют современному уровню развития производства.
Такая подготовка является основой для последующего изучения специальных предметов.
Обучение на основной стадии подготовки заключается в усвоении общих закономерностей производственной деятельности обучающегося. Однако такое обучение еще не дает квалификации, а является базой, на которой осуществляется несколько специализаций. Обучающийся, хорошо подготовленный на основной стадии, легче приобретает профессию, т.е. более профессионально устойчив.
Подготовка на основной стадии обучения дает возможность в случае необходимости перейти от одного рода деятельности к другому в соответствии с быстро меняющимися условиями производства, овладеть усложненными навыками и методами выполнения работ.
Специальная (динамичная) стадия обучения – это региональный компонент профессионального образования.
На специальной стадии обучения осуществляется дифференцированная специализация обучающихся с учетом избранной профессии. При этом обучающиеся вооружаются такими знаниями, которые отвечают требованиям развития техники и технологии данного производства.
Формирование профессиональных навыков и умений проводится на широкой общетехнической основе. Не рекомендуется ограничиваться узкой специализацией, даже если в данное время это отвечает интересам производства. Все изложенное выше дает возможность будущему рабочему работать по своей профессии на любом предприятии.
На специальной стадии обучения учебный материал распределяется с учетом особенностей предприятия таким образом, чтобы обучающиеся были ознакомлены со всеми видами работ и применяли полученные знания на практике. Они изучают типичные для данного производства машины и технологические процессы, последовательно приобретают основные знания, навыки и умения.
Обучающиеся учатся рассчитывать режим работы, мощность и производительность технических средств, с которыми им приходится встречаться в практической деятельности.
Главное в содержании труда учащегося – проникновение в сущность обслуживаемых технологических процессов, определение оптимального режима их видения; своевременное выявление узких участков, на которых могут возникнуть нарушения; выявление путей рационализации технологических процессов в обеспечении высокого качества работы.Таким образом, на специальной стадии предстоит:
1) научить учащегося работать на современном оборудовании, ознакомить его с наиболее передовыми технологическими процессами и методами организации труда;
2) помочь учащемуся овладеть необходимыми знаниями и умениями, научить его выполнять различные операции по осваиваемой профессии и квалификации, используя рациональные приемы. Эти умения должны превратиться в навыки при условии соблюдения требований современной технологии и организации производства;
3) научить учащегося выполнять нормы и работать с творческой инициативой;
4) научить учащегося правильно использовать технологическую документацию, рабочие чертежи и т.п., принятые на данном предприятии;
5) использовать работу учащегося в коллективе предприятия как важное средство воспитания;
6) научить учащегося соблюдать требования безопасности труда, производственной санитарии и противопожарной безопасности;
7) привить обучающимся чувство бережного отношения к материалам, инструменту, оборудованию, инвентарю, ко всей общественной собственности;
8) дать учащемуся представление о культуре труда, научить его организовывать и содержать рабочее место.
Лит.: Батышев С.Я. Производственная педагогика. – М., 1984; Профессиональная педагогика: Учебник. – М., 1997.
С.Я. Батышев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.