ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Теория поэтапного формирования умственных действий
выдвинутое П.Я.Гальпериным учение о сложных многоплановых изменениях, связанных с образованием у человека новых действий, образов и понятий.

Источник: Педагогическая психология

Теория поэтапного формирования умственных действий
учение о сложных многоплановых изменениях, связанных с образованием у человека новых действий, образов и понятий, выдвинутое П.Я. Гальпериным.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
теория усвоения, в основе которой заложена идея о принципиальной общности строения внутренней и внешней деятельности человека (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина); умственное развитие, как и усвоение знаний, формирование навыков и умений происходит путем интериоризации (этапы: предварительное знакомство с действием, материализованное действие, этап внешней речи, этап внутренней речи, этап автоматизированного действия) [66; 82; 87; 101].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Теория поэтапного формирования умственных действий
П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) - современная концепция обучения, нашедшая широкое распространение и применение при обучении военнослужащих. Согласно этой теории, умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков и умений, происходит путем интериоризации, т.е. поэтапного перехода «материальной» (внешней) деятельности во внутренний (умственный) план, отражения ее в сознании. В силу этого обучение протекает поэтапно. На первом этапе обучаемые овладевают ориентировочной основой деятельности (ООД), то есть системой указаний о том, как выполнять реальные действия. На втором этапе обучаемые самостоятельно выполняют реальные действия с оружием, боевой техникой или их заменителями (тренажеры, макеты, чертежи и т.п.). На третьем этапе эти действия проговариваются вслух. На четвертом - проговариваются про себя. На пятом - действия мысленно производятся с помощью внутренней речи.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Теория поэтапного формирования умственных действий
разработана советским психологом П.Я.Гальпериным и его сотрудниками. Учение о процессах и условиях, определяющих формирование умственных действий, а на их основе — представлений и понятий об объектах. Основные условия овладения новым умственным действием включают мотивацию, безошибочное выполнение действия во внешнем материализованном плане, планомерное приобретение действием свойств обобщенности и осознанности, полноценное воспроизведение действия во внутреннем плане. Основные этапы формирования умственного действия: 1) мотивационный этап; 2) составление схемы ориентировочной основы действия; 3) этап материализованного действия; 4) этап «громкой речи»; 5) этап «громкой речи про себя»; 6) этап внутренней речи. На каждом из этапов действие выполняется сначала в развернутой форме, затем — в сокращенной. Теория нашла широкое применение в учебно-воспитательном процессе, в психолого-педагогической коррекции, в практике психодиагностического исследования интеллекта.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
Теория обучения, разрабатывающая способы презентации системы ориентиров, первоначально необходимых для овладения родным языком, а впоследствии – и иностранным. Позднее переименованная ее создателем – психологом П. Я. Гальпериным – в теорию управления усвоением. Выделяется несколько этапов в процессе формирования умственных действий (предварительное ознакомление с действием, материальное действие по усвоению его содержания, внешне-речевое действие, проговаривание про себя, умственный этап), последовательность осуществления которых дает возможность управлять процессом усвоения. С позиций этой теории в методике преподавания неродного языка предпринимались попытки определить систему ориентиров, усвоение которых обеспечивало бы практическое овладение языком (Вертоградская, 1976). Можно утверждать, что названная теория и разрабатываемые на ее основе теории обучения языкам наиболее успешно могут быть использованы лишь на этапе формирования речевых навыков, предполагающем известную алгоритмизацию (см. алгоритм) и автоматизацию речевых действий. Попытки использовать положения теории применительно к обучению речевой деятельности оказались малоуспешными. По утверждению сторонников названной теории усвоение новых знаний и умений происходит гораздо легче, скорее и становится доступным в гораздо более раннем возрасте, чем при использовании других форм обучения. Этот феномен объясняется тем обстоятельством, что в процессе обучения формирование новых действий, представлений и понятий происходит без предварительного заучивания нового материала (он усваивается путем непроизвольного запоминания в действии), без использования так называемого метода проб и ошибок.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Теория поэтапного формирования умственных действий
учение о процессах и условиях, определяющих формирование осмысленных действий, а на их основе – представлений и понятий об изучаемых объектах. Основные положения теории: 1) выполнение нового действия вначале требует активной ориентировки субъекта в его условиях; 2) среди этих условий особую роль выполняют средства действия, которые у человека выделяются в своеобразные орудия психической деятельности (эталоны, меры, знаки); 3) образование действий восприятия и мышления происходит путем перехода внешних предметных действий в план восприятия или в умственный план (см. Интериоризация). В Т.п.ф.у.д. различают четыре основные группы условий овладенияновым умственным действием: наличие необходимой мотивации, правильное выполнение действия в исходной внешней форме мотивации, планомерное приобретение действием определенных свойств (обобщенности, разумности и др.), полноценное воспроизведение действия в умственном плане. При формировании новых действий в процессе обучения учащемуся сначала разъясняется их ориентировочная основа, которая тут же в виде схемы записывается на карточке; с помощью этой схемы без предварительного заучивания ее содержания обучаемые немедленно приступают к решению специальных задач. Их целесообразный подбор обеспечивает формирование желаемых свойств действия. Для более полноценного воспроизведения действие сначала формируется во внешней речи, которая затем переходит во внутреннюю речь и далее в «скрытую речь». От последней в сознании остается лишь своеобразное переживание, получившее в психологии название «чистой мысли». Таким образом, на основе предметного действия в итоге процесса интериоризации образуется акт мышления. Практическое значение применения Т.п.ф.у.д. заключается в том, что в процессе обучения формирование новых действий, представлений и понятий происходит без предварительного заучивания нового материала (он усваивается путем непроизвольного запоминания в действии), без использования так называемого приема проб и ошибок при обеспечении заданных показателей; а в результате – усвоение новых знаний и умений происходит гораздо легче, скорее и становится доступным в гораздо более раннем возрасте, чем при использовании других форм обучения.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.



Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
119.50 кб

Теория поэтапного формирования умственных действий в методической подготовке учителя физики

Прояненкова Лидия Алексеевна
В статье раскрыты причины, обусловливающие отсутствие в вузовской подготовке методик обучения, основанных на теории поэтапного формирования ум ственных действий (ТПФУД).