Теория человеческого капитала

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Теория «человеческого капитала»
система взглядов на связь и зависимость образования и экономики. Согласно ей любая профессиональная квалификация рассматривается с позиции «вложенного» в нее образования и потому как товар, т.е. с точки зрения спроса и предложения. Труд одного человека не идентичен труду другого, т.е. существуют различия в объеме «капитала», воплощенного в человека – в его образование и воспитание. Чем дольше и лучше воспитание и образование человека, тем квалифицированнее и качественнее он сможет выполнять трудовые функции. Данная теория развивает экономический подход к вопросам образования, труда, развития человеческих ресурсов в системе образования. Образование, с позиций этой теории, рассматривается как фактор, способный обеспечить равенство экономических возможностей молодых людей на старте их профессиональной трудовой деятельности.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
научная концепция, обосновывающая прямую связь эффективности и уровня оплаты труда индивида, занятого хозяйственной деятельностью, с уровнем его компетентности, знаний и умений. Была боснована в 1960-х гг. в трудах американских экономистов Т. Шульца и Г. Беккера. В дальнейшем Т. Ч. К. развивали М. Блау, М. Гроссман, Дж. Минцер, М. Перлмен, Л. Туроу и др. Изначально была призвана объяснить значительный рост доходов государств и субъектов хозяйственной деятельности, не обусловленный ростом материальных активов. Обосновывает взаимосвязь образования и экономики, акцентирует внимание на необходимости инвестиций в человека, являющегося главным экономическим ресурсом. На современном этапе Т. Ч. К. представляет собой самостоятельный раздел экономической науки, изучающий процессы накопления и использования качественных характеристик человеческих ресурсов. (Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход : пер. с англ. / Беккер Г. – М., 2003. – С. 591; Леманова П. В. Сущность человеческого капитала на современном этапе развития общества / Леманова П. В. // TERRA ECONOMICUS. – 2009. – Т. 7. – № 3. – С. 25-28; Паршина Н. В. Человеческий капитал: сущность, содержание, особенности / Паршина Н. В. // Мир современной науки. – 2013. – № 3. – С. 65–71). Д. В. Подлесный

Источник: Глоссарий экономики образования. Нар. укр. Акад. 2017

ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА ТЕОРИЯ
раздел современной экономической науки, изучающий процессы накопления и использования качественных характеристик людских ресурсов; в более узком смысле - экономическая теория образования и подготовки специалистов и рабочих. Под "человеческим капиталом" понимается запас знаний, навыков, способностей и мотиваций человека, имеющих экономическую ценность. Они составляют капитал, т.к. могут служить источником будущих доходов и выгод (как материальных, так и психологических). Но это капитал особого рода, т.к. он воплощается в личности своего носителя. Как и "обычный" капитал, человеческий капитал может уменьшаться под воздействием морального или физического износа и увеличиваться в зависимости от инвестирования. К осн. типам вложений в человека относятся образование, профессиональная подготовка, здравоохранение, рождение и воспитание детей и др. Образование и профессиональная подготовка, обогащая человека знаниями и умениями, увеличивают объем "человеческого капитала", охрана здоровья продлевает жизнь, рождение и уход за детьми воспроизводят "человеческий капитал" в следующем поколении. Наибольших результатов "Ч.к." т. достигла в изучении образования и профессиональной подготовки. Усилия исследователей сосредоточились на трех главных проблемах: измерение экономической ценности образования, а также профессиональной подготовки, осуществляемой в рамках отдельных предприятий и фирм; связь между структурой распределения образования и структурой распределения доходов от образования; выработка оптимальной стратегии развития людских ресурсов. Учащиеся, их семьи, государство действуют как рациональные инвесторы, которые вкладывают свои ограниченные ресурсы в обучение лишь в том случае, если ожидают получить от этого отдачу, превышающую понесенные ими издержки. Поэтому важное место в "Ч.к." т. занимают исследования, посвященные измерению дохода, издержек и уровня рентабельности образования.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

«ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА» ТЕОРИЯ
, раздел совр. экон науки, изучающий процессы накопления и использования качественных характеристик людских ресурсов, в более узком смысле - экон теория образования и подготовки специалистов и рабочих
Идеи, предвосхитившие «Ч к » т, высказывались мн экономистами (А Смит, А Маршалл и др.), но окончательное ее оформление произошло в кон 50-х - нач 60-х гг 20 в Важнейший вклад в ее разработку внесли амер экономисты Т Шульц, Дж Минцер и Г Беккер Основы теории были заложены книгой Бек-кера «Человеческий капитал» (1964). Теория получила дальнейшее развитие в исследованиях С Боулса, И Бэн-Порэ-та, И Вейса, Б Вейсброда, Л Хансена, Б Чизуика (США), M Блауга, P Лейар-да, Дж Псахаропулоса (Великобритания). и др. Ведущими центрами по изучению проблем «человеческого капитала» стали Чикагский и Колумбийский ун-ты (США).
Традиционно внерыночные сферы деятельности человека находились за рамками экон теории Считалось, что здесь поведение человека мотивируется «неденежными» соображениями, поэтому стандартный инструментарий экон анализа оказывается неприменимым «Ч к» т была расценена мн исследователями как подлинная науч. революция Благодаря ей стало ясно, что модель экономически рационального поведения вполне приложима и к внерыночной деятельности человека В поле зрения экон теории вошли такие социальные явления, как образование, здравоохранение, ведение домашнего х-ва, заключение и расторжение браков, планирование семьи и т.д.
Под «человеческим капиталом» понимается запас знаний, навыков, способностей и мотиваций человека, имеющих экон ценность Они составляют капитал, т к могут служить источником будущих доходов и выгод (как денежных, так и психологических). Но это капитал особого рода, т к он воплощается в личности своего носителя и неотделим от нее
Как и в случае «обычного» капитала, размер «человеческого капитала» может уменьшаться под воздействием износа (физического и морального). и увеличиваться в результате инвестирования Согласно имеющимся оценкам, объем накопленного «человеческого капитала» сравним с объемом физич. капитала К осн. типам вложений в человека относятся образование, производств подготовка, здравоохранение, миграция, поиск информации, рождение и воспитание детей Образование и подготовка, обогащая человека знаниями и умениями, увеличивают объем «человеческого капитала», охрана здоровья, сокращая заболеваемость и смертность, продлевает срок его «службы», миграция и поиск информации способствуют переносу деятельности в те сферы, где цены за услуги «человеческого капитала» выше, рождение и уход за детьми воспроизводят «человеческий капитал» в следующем поколении
Наиб. значит. результатов «Ч к » т достигла в изучении образования и производств подготовки Усилия исследователей сосредоточились на трех гл. проблемах измерение экон ценности образования, а также спец. подготовки, осуществляемой в рамках отд предприятий и фирм, связь между структурой распределения образования и структурой распределения доходов, выработка оптимальной стратегии развития людских ресурсов
«Ч к » т исходит из того, что процесс накопления «человеческого капитала» протекает по тем же законам, что и процесс накопления материального богатства Учащиеся, их семьи, гос-во действуют как рациональные инвесторы, к-рые вкладывают свои ограниченные ресурсы в обучение лишь в том случае, если ожидают получить от этого отдачу, превышающую понесенные ими издержки Поэтому столь важное место в «Ч к » т заняли исследования, посвященные измерению дохода, издержек и уровня «рентабельности» образования
«Денежный» доход от образования определяется как разность в пожизненных заработках между лицами с неодинаковой продолжительностью обучения (напр., между группой с высшим и группой со средним образованием). В состав издержек обучения помимо прямых расходов включаются также «потерянные заработки». Это заработки, к-рые учащиеся могли бы получать, если бы вместо продолжения образования они сразу вынесли свои услуги на рынок труда (как правило, эти косвенные издержки составляют не менее 60% суммарной стоимости обучения). Сопоставление выгод и издержек образования показывает степень его экон. эффективности. Чаще всего для этого используется показатель «нормы отдачи» образоват. инвестиций, строящийся по аналогии с нормой прибыли «обычных» капиталовложений.
По имеющимся оценкам, вложения в человека более выгодны, чем вложения в физич. капитал. Норма отдачи нач. образования может достигать 50—100%, среднего - 15—20%, высшего - 10—15%. Улучшение качества обучения дает отдачу на уровне 7—8%. Экон. ценность образования неодинакова для разл. категорий населения. Напр., в США для т. н. белой рабочей силы она выше, чем для «небелой», для мужчин - выше, чем для женщин. В развивающихся странах образование приносит, как правило, больший относительный эффект, чем в развитых. Однако в нек-рых случаях образоват. инвестиции могут иметь нулевую или даже отрицат. рентабельность (напр., в условиях массовой безработицы среди специалистов с высш. образованием).
Различают «частные» и «социальные» нормы отдачи. Первые показывают ценность образования для самих его носителей, вторые - для общества в целом. При оценке социальных норм отдачи учитываются «экстернальные» (внешние). издержки и выгоды, к-рые затрагивают не учащихся или их семьи, а других членов общества (напр., в расчет принимаются ассигнования на систему просвещения из госбюджета, с одной стороны, и дополнит, налоговые поступления от групп с более высоким уровнем образования - с другой). В большинстве случаев социальные нормы отдачи оказываются на 1—2% ниже частных.
Если экон. агенты стремятся к максимизации своего благосостояния, то они будут направлять имеющиеся у них средства туда, где отдача от них выше. Предполагается, напр., что учащиеся, решая вопрос о продолжении учебы, сравнивают ожидаемую норму отдачи от нее с доходностью альтернативных инвестиций (уровнем процента по банковским вкладам, дивидендами на акции и т. д.). и предпринимают вложения в образование лишь при условии, что их окупаемость относительно выше. Поэтому нормы отдачи выступают как регулятор распределения инвестиций между разл. типами и уровнями образования, а также между образоват. системой в целом и остальной экономикой.
Однако нормы отдачи, с одной стороны, явно преувеличивают вклад образования в повышение заработков, т. к. различия в оплате зависят от мн. факторов i - уровня способностей, социального положения и т. д. С др. стороны, при подсчете норм отдачи редко учитываются «неденежные» (культурные, социальные, психол.). аспекты образования. По нек-рым оценкам, образование повышает эффективность поддержания здоровья минимум на 2,4%, каждый дополнит, год обучения снижает вероятную смертность на 0,4%; образованных людей отличает более высокая геогр. мобильность, они быстрее внедряют в своей потребительской практике новые техн. средства, более эффективно осуществляют планирование семьи, рост уровня образования жены положительно влияет на заработки мужа; женщины с более высоким уровнем образования обеспечивают детям лучшую дошк. подготовку и т. д. Все эти факторы с трудом поддаются количеств, измерению, но значимость их весьма велика. Еще труднее оценить многообразные «экстернальные» эффекты, связанные с повышением образовательного уровня населения (сокращение преступности, ускорение науч.-техн. прогресса и др.). Поэтому нормы отдачи дают неполное представление о действительной ценности образования.
В анализе производств, подготовки важное значение имело введенное Бекке-ром различие между специальными и общими инвестициями в человека. Спец. подготовка наделяет работника знаниями и навыками, представляющими интерес лишь для той фирмы, где они получены (пример - ознакомление новичков со структурой и внутр. распорядком предприятия). В процессе общей подготовки работник приобретает знания и навыки, имеющие ценность для мн. фирм (напр., повышение квалификации занятых на предприятии водителей). Беккер показал, что общая подготовка оплачивается самими работниками (за счет назначения им более низкой заработной платы), а специальная - нанимающими их фирмами. Однако при увольнении работника с высокой спец. подготовкой фирмам грозит потеря капитала, воплощенного в его личности. Чтобы обезопасить себя от этого, они перелагают на работников часть издержек по ее оплате и в то же время делятся с ними частью отдачи от нее. Поэтому чем выше инвестиции фирм в спец. «человеческий капитал», тем ниже текучесть рабочей силы.
Систематич. информация о выгодах и издержках внутрифирменной подготовки отсутствует. Тем не менее расчеты, производимые с помощью косвенных методов, показывают, что по объему и уровню отдачи вложения в подготовку не уступают инвестициям в формальное образование.
Наиб. ярким пропагандистом «человеческих инвестиций» выступил Шульц. Важное значение имело само применение терминов «капитал» и «инвестиции» к затратам на образование, к-рое, т. о., перестало восприниматься обществ, мнением как один из видов непроизводит. потребления. Благодаря «Ч. к.» т. расходы на образование стали рассматриваться не как потеря для произ-ва, а как вложения, обеспечивающие непосредственно хоз. эффект. Расчеты свидетельствовали о более высокой эффективности образоват. инвестиций по сравнению с «обычными» капиталовложениями и об опережающих темпах накопления «человеческого капитала». Образование представало также как один из важнейших источников экон. роста. Напр., для США вклад образовательного фактора в прирост нац. дохода оценивался примерно в 25—30%.
Др. проблема, получившая подробную разработку в рамках «Ч. к.» т., - это связь между структурой распределения образования и структурой распределения личных доходов. Ее анализ дан в работе Минцера «Образование, опыт.н. заработки» (1974). Согласно его выводам, различиями в объеме и эффективности вложений в «человеческий капитал» можно объяснить примерно треть общего неравенства в заработках, а с учетом продолжительности рабочего времени - до двух третей.
На теоретич. уровне Беккер выделил два альтернативных подхода к данной проблеме, непосредственно отражающихся на выборе образоват. политики, - «эгалитарный» и «элитарный». Согласно первому, люди получают разное образование в основном из-за неравенства социально-экон. условий. Обеспечение «равных возможностей» привело бы к более справедливому распределению образования, а следовательно, и к уменьшению неравенства доходов. Согласно второму, гл. причина неравного распределения образования - обладание неодинаковыми природными способностями. Поэтому общедоступность образования может вести не к сглаживанию, а к углублению образовательного, а значит. и экон. неравенства. В образоват. политике разл. стран прослеживаются элементы как «эгалитарного» (с ориентацией на наиб. обездоленные социальные слои), так и «элитарного» (с упором на наиб. одаренных учащихся). подходов. Для 20 в. характерно относит, преобладание «эгалитарного» подхода.
Обеспечение равного доступа к образованию рассматривалось как ключ к решению проблемы экон. неравенства. Оно превратилось в важный инструмент социальной политики. В США под воздействием «Ч. к.» т. утвердилось сформулированное еще в кон. 19 в. представление об образовании как «великом уравнителе». Подобной идеологией вдохновлялась, напр., «война с бедностью», развернувшаяся в США в 60-х гг.
Ускоренное развитие системы образования расценивалось как гл. условие преодоления экон. отсталости, сокращения разрыва между индустриально развитыми и развивающимися странами. Именно «Ч. к.» т. обеспечила идеологич. обоснование для беспрецедентного расширения сферы образования и подготовки специалистов в 50—60-х гг.
Однако опыт последующих десятилетий способствовал тому, что отношение к возможностям образования стало более трезвым Образование перестали воспринимать как панацею почти от всех социальных зол В образоват. политике установка на чисто количеств рост сменилась установкой на совершенствование обучения.
Тем не менее идея «человеческого капитала» утвердилась в обществ. сознании, наложив отпечаток на образоват. политику как развитых, так и развивающихся гос-в, привела к глубоким изменениям подходов и приоритетов в этой области
Со стороны пед. общественности «Ч к » т первоначально встретила настороженную реакцию Высказывались кри-тич замечания относительно прагматич подхода к явлению, имеющему прежде всего культурную и моральную ценность Но эта критика не столько ослабила, сколько усилила аргументы теоретиков «человеческого капитала» о необходимости опережающего развития сферы образования, усиления ее поддержки гос-вом.
Более принципиальное значение имела критика сторонников т.н. теории фильтра, заявившей о себе в 70-х гг Образованию приписывалась не производительная, а селективная функция оно рассматривалось не как источник полезных знаний и навыков, а как средство отбора, как механизм, сортирующий людей по степени их одаренности Поскольку существуют дешевые методы проверки деловых качеств будущих работников, то отсюда делался вывод о неэффективности системы образования, перепроизводстве дипломиров специалистов.
Позднейшие исследования показали огранич ценность моделей образования как средства отбора Модели, в к-рых образование понимается как процесс накопления «человеческого капитала», оказались более плодотворными и реалистичными В 80—90-х гг развитие «Ч к » т стало выражаться в построении все более усложненных, математизиров моделей при ослаблении внимания к эмпирич проблематике.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
452.07 кб

Профессиональные компетенции человеческого капитала: теоретические подходы к оценке

Алабугин Анатолий Алексеевич
В статье представлена модель формирования профессиональных компетенций персонала.
Читать PDF
9.04 мб

Развитие инновационного человеческого капитала региона: теоретико-методологический аспект

Гарафиев Ильшат Зуфарович
В статье рассмотрена возможность применения принципов методологического индивидуализма (теории человеческого капитала, бихевиористской социологии) к анализу региона как коллективного социального субъекта, позволяющая комплексно пр
Читать PDF
238.89 кб

Формирование человеческого капитала в системе образования: обобщенный опыт теоретических наработок и

Ковалевич В.Т., Ковалевич И.А., Ростовцева М.В., Шайдурова О.В., Машанов А.А.
В статье представлен обобщенный опыт исследовательских разработок кафедры социальных технологий Сибирского федерального университета за последние 10 лет по проблеме формирования человеческого капитала ресурсами системы образования
Читать PDF
430.41 кб

Сущность человеческого капитала медицинских работников: теоретические подходы и эмпирические данные

Зайнагутдинов Альберт Магсумович
В данной статье рассматриваются теоретические подходы к пониманию человеческого капитала в зарубежной и отечественной литературе, уровни его анализа и виды.
Читать PDF
406.59 кб

Эволюция модели экономического человека в теории человеческого капитала: от homo economicus до homo

Марущак Ирина Валерьевна
В работе рассмотрена эволюция моделей экономического поведения человека. Систематизированы достоинства и недостатки моделей, изучаемых в рамках институциональной экономики и теории человеческого капитала.