Темпоритм педагогической деятельности

Найдено 1 определение
Темпоритм педагогической деятельности
(от лат. tempus — время + греч. rhythmos, от rheo — теку) — 1) степень быстроты осуществления и интенсивность педагогической деятельности; 2) временная и ритмическая динамика видов деятельности, а также применения педагогических методов и приемов воспитания, опосредуемая содержанием и характером педагогического взаимодействия, возможностями и особенностями школьников и педагога. Темпоритмовая организация учебно-воспитательного процесса, чередование познавательных процессов (восприятие, осмысление, переживание, осуществление), основных видов учебной деятельности (интеллектуальной, художественной, практической) и различных действий (говорение — слушание, заучивание — тренировка, концентрация — разрядка) благотворно влияет не только на интеллектуальные возможности учеников, но и на психофизическое состояние учащихся, обеспечивает своеобразную гармонию учебной жизни школьников. Темпоритм не стимулируется искусственно указаниями учителя, а опосредуется условиями педагогического процесса, протекая в диапазоне от возбуждения внутренних сил детей для усвоения нового до ослабления концентрации сил в преддверии нового напряжения. Ш.А. Амонашвили для характеристики темпоритма ведения урока и экспрессии действий учителя приводит целую группу музыкальных терминов: адажио (спокойно, медленно), анданте (умеренно, не спеша), аллегро (быстро, живо), вивачиссимо (очень быстро); аджитато (беспокойно, взволнованно), аппассионато (страстно), кон спирито (с увлечением, с душой), кон врио (с огнем), кон форца (с силой), маэстозо (торжественно, величественно), скерцандо (шутливо) и др. (Ш.А.Амонашвили. Педагогическая симфония: в 3 ч. — Екатеринбург, 1993. Ч. 1. С. 156).

Источник: Педагогический словарь 2008 г.