ТЕМПЕРАМЕНТ

Найдено 20 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Темперамент
характеристика динамических особенностей человека: интенсивности, скорости, темпа, ритма его психических процессов и состояний.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

ТЕМПЕРАМЕНТ
(лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей) – закономерное соотношение индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

ТЕМПЕРАМЕНТ
совокупность индивидуальных особенностей личности, имеющая физиологической основой тип высшей нервной деятельности (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик) [61; 66; 67; 80; 82; 91; 99].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

ТЕМПЕРАМЕНТ
(от лат. соразмерность, надлежащее соотношение частей) - динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других свойствах.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Темперамент
1) совокупность душевных, психических свойств человека, характеризующих степень его возбудимости и проявляющихся в его отношении к окружающей действительности, в поведении; 2) Жизненная энергия, способность к внутреннему подъему.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

ТЕМПЕРАМЕНТ
от лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей, соразмерность) — совокупность устойчивых индивидуальных особенностей, характеризующих динамику психической деятельности человека: интенсивность, скорость, темп и ритм протекания психических процессов и состояний.

Источник: Педагогический словарь

Темперамент
закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности. Свойства темперамента – индивидуальный темп, ритм психических процессов. Виды темперамента – холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Темперамент
совокупность индивидных свойств личности, обусловленных особенностями нервной системы и характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения. От темперамента зависит скорость возникновения психических процессов, их устойчивость и интенсивность, темп и ритм деятельности, поведения.

Источник: Военная педагогика

ТЕМПЕРАМЕНТ
(лат. temperamentum надлежащее соотношение, соразмерность) совокупность индивидуальных особенностей личности, имеющая физиологической основой тип высшей нервной деятельности и характеризующая динамику психической деятельности личности, проявляется в силе чувств, их глубине, в скорости протекания, в устойчивости или быстрой смене.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Темперамент
индивидуальное свойство человека, определяющее динамику психической жизни и деятельности, которое проявляется в скорости, интенсивности, силе процессов. Темперамент не зависит от целей деятельности и не меняется с возрастом. Может рассматриваться как первичное психологическое образование, рано проявляющееся в онтогенезе, когда маскирующее влияние социальной среды минимально.

Источник: Словарик координатора детского движения

Темперамент
врожденное психическое свойство личности, в котором выражается динамика психики и поведения. Физиологическую основу Т. составляет тип нервной деятельности (высшая нервная деятельность), характеризующийся соотношением двух основных процессов - возбуждения и торможения по их подвижности, уравновешенности и, в целом, по силе протекания. Различные сочетания закономерно связанных между собой свойств Т. называют типами Т. В психологии 4 типа Т.: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Т. человека характеризуется определенными особенностями. A) Сангвиник - человек живой, подвижный, быстро отзывается на происходящие события, сравнительно легко переживает неудачи и не приятности; B) Флегматик - это человек медлительный, невозмутимый с устойчивы ми стремлениями, сравнительно постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний; Г) Холерик - человек быстрый, порывистый, способный отдаваться делу с исключительной страстью, но не уравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам. Д) Меланхолик - это человек легко ранимый, склонный глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующий на происходящие события;

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

ТЕМПЕРАМЕНТ
(от лат. temperamentum – соразмерность, умеренность). Психологическая характеристика индивидуальности человека, представляющая собой совокупность устойчивых динамических особенностей его психических процессов, эмоциональных и других состояний, а также совершаемых им действий и движений (Немов, 2001–2002). Сказывается в динамически-скоростных, энергетических параметрах поведения. Силу и подвижность темперамента обычно связывают с силой и подвижностью нервной системы. К свойствам темперамента относят индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, степень волевого усилия. Тип темперамента тесно связан с врожденными анатомо-физиологическими особенностями высшей нервной деятельности. Вместе с тем возможны определенные прижизненные изменения показателей темперамента, связанные с условиями воспитания, с условиями жизни. Т. имеет несколько достаточно устойчивых характеристик, которые оказывают влияние на деятельность человека, в том числе и речевую деятельность, которые следует учитывать при обучении языку. Это: темп речи, скорость вербальных реакций, особенности переключения внимания и др. Особую значимость имеет тип темперамента: холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник. Т. является одним из факторов индивидуализации процесса обучения языку.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ТЕМПЕРАМЕНТ
лат. temperamentum—надлежащее соотношение частей, соразмерность) — устойчивое сочетание индивидуальных особенностей личности, определяемых способом, силой, ритмом, скоростью и характером протекания психических процессов и состояний и проявляющихся в деятельности и поведении. В зависимости от влияния центральной нервной системы на динамические особенности поведения выделяют три основных свойства нервной системы — силу, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов — и четыре основных типичных их сочетания в виде четырех типов высшей нервной деятельности и соответствующих им типов темперамента: 1) сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник); 2) сильный, уравновешенный, инертный (флегматик); 3) сильный, неуравновешенный (холерик); 4) слабый (меланхолик). Чаще всего особенности одного темперамента сочетаются с чертами другого. Известна система объяснений сущности понятия «темперамент», представляющая в настоящее время лишь исторический интерес. Согласно этой системе каждый тип темперамента рассматривается как душевное выражение одного их четырех основных «соков» тела: крови (лат. sanguis), слизи (греч. phlegma), черной желчи (греч. melancholia, от греч. melas — темный, черный и chole — желчь) и желтой или белой крови (греч. chole), в связи с чем выделялись четыре типа темперамента: сангвинический, флегматический, меланхолический и холерический. Чаще всего особенности одного темперамента сочетаются с чертами другого.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Темперамент
[лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей, соразмерность] – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, имеющая физиологический основной тип нервной системы и, соответственно, тип высшей нервной деятельности, и характеризующая динамику психической деятельности личности; Т. проявляется в силе чувств, их глубине или поверхностности, в скорости их протекания, в устойчивости или быстрой смене. Выделяются четыре основных типа нервной системы: 1) сильный, неуравновешенный; 2) сильный, уравновешенный, подвижный; 3) сильный, уравновешенный, инертный; 4) слабый. Первому типу соответствует Т. холерика, второму – сангвиника, третьему – флегматика, четвертому – меланхолика. Психологическими свойствами Т. являются сензитивность, реактивность, активность, темп реакций, пластичность – ригидность, экстраверсия – интроверсия и др. Между этими свойствами Т. существуют как функциональные, так и вероятностные зависимости, в т.ч. линейные, нелинейные (параболические), гармонические (косинусоида), корреляционные, факторные и др. Т. – наиболее исследованная методами математики сфера человеческой психики. Однако структура Т. настолько сложна, что до сих пор не удалось разработать его сколько-либо общую и целостную теорию (В.С. Мерлин и сотр.). Т. относительно устойчив по отношению к воспитанию и изменению среды, однако он изменяется в онтогенезе. Это важно учитывать при разработке долгосрочных акмеологических проектов становления индивидуальности. При этом необходимо принимать во внимание то, что Т. не характеризует мотивационной сферы, ценностных ориентаций, мировоззрения человека. Однако свойства Т. сами могут выступать в качестве способностей к той или иной деятельности (Б.А. Вяткин). Это обстоятельство необходимо учитывать в акмеологическом сопровождении учащихся и педагогов, когда актуализируются их способности к саморегуляции, самовоспитанию и др. формы проявления «самости» на основе устойчивых индивидных свойств психики.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Темперамент
(от лат. temperamentum — соразмерность) — динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках. Тип Т. зависит от врожденных анатомо-физиологических особенностей, в первую очередь нервной системы. Основные компоненты Т. соотносятся со сферами общей активности личности, ее моторики и эмоциональности и характеризуют формально-динамическую сторону психики. В этом смысле Т. не может быть оценочной личностной характеристикой. Основу для научной теории темперамента составляют работы И. П. Павлова и его последователей, которые научно доказали непосредственную и прямую зависимость типа темперамента от общего типа нервной системы. Тип Т., как и врожденный тип нервной системы, может несколько изменяться в зависимости от условий жизни и воспитания. Отдельные свойства Т. изменяются по качеству и выраженности в течение всего процесса развития ребенка. В классификации Гиппократа — И. П. Павлова выделяются основные типы темперамента, которые отличаются прежде всего динамикой возникновения и интенсивностью эмоциональных реакций, уровнем психической активности и внешним «психомоторным» рисунком поведения. Для холерического Т. характерны быстро возникающие сильные чувства, эмоциональная неуравновешенность, активность, общительность, быстрота движений, высокий темп речи, общая подвижность и выразительность жестов, мимики, интонаций. Сангвинический Т. во многом напоминает холерический, но в отличие от него эмоционально уравновешен и достаточно организован в деятельности. Флегматический Т. отличается ровным эмоциональным фоном и спокойствием, медлительностью, хорошей приспособляемостью к ситуациям с монотонной однообразной деятельностью, внешней невозмутимостью, высокой работоспособностью. Для меланхолического Т. характерны обостренная эмоциональная чувствительность, ранимость и восприимчивость, утомляемость. В чистом виде Т. встречаются крайне редко, в основном же наблюдается сочетание черт разных Т. с преобладанием какого-то одного. В учебно-воспитательном процессе необходимо учитывать психологические особенности различных типов Т. Динамические особенности личности ребенка должны находиться в соответствии с темповыми характеристиками процесса обучения. При определении допустимых учебных нагрузок необходимо учитывать эмоциональную устойчивость и психическую работоспособность ребенка. Воспитательные воздействия также должны соотноситься с особенностями Т. Неблагоприятные условия жизни и типы воспитания могут усилить свойства Т. ребенка через оформление на их основе характерологических черт.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ТЕМПЕРАМЕНТ
лат. temperamentum - соразмерность)— закономерное соотношение устойчивых особенностей индивида, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности. Тип Т. зависит от врожденных анатомо-физиологических особенностей, в первую очередь нервной системы. Выделяются три ведущих компонента Т., относящиеся к сферам общей активности личности, ее моторики и эмоциональности. Наибольшее значение в структуре Т. имеет тот компонент, который обозначается как общая психическая активность личности. Сущность этого компонента - в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности; при этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяются интеллектуальными и характерологическими особенностями личности, комплексом ее отношений и мотивов. Осн. компоненты Т. образуют в актах человеческого поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявлений Т. Основу для разработки научной теории Т. создало учение И.П. Павлова о типологических свойствах нервной системы животных и человека. Павлов выделил три осн. свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов. Из ряда возможных сочетаний этих свойств Павлов выделил четыре типичные комбинации: 1. Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы рассматривался им как соответствующий Т. сангвиника (от лат. sanguis - кровь); 2. сильный, уравновешенный, инертный - Т. флегматика (от греч. flegma - слизь); 3. сильный, неуравновешенный - Т. холерика (от греч. chol - желчь); 4. слабый - Т. меланхолика ( от греч.melas - черный, chol - желчь). Для сангвинического Т. характерны довольно высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики и движений, эмоциональная впечатлительность и лабильность. Вместе с тем эмоциональные переживания сангвиника, как правило, неглубоки, а его подвижность при отрицательных воспитательных влияниях оборачивается отсутствием сосредоточенности, а иногда и поверхностностью. Для холерического Т. характерны высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний. Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может выливаться при отсутствии надлежащего воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю. Т. флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. В случае недостаточных воспитательных воздействий у флегматика могут развиться такие отрицательные черты, как вялость, бедность и слабость эмоций и пр. Т.о., в зависимости от условий формирования личности, каждый тип Т. может характеризоваться комплексом как положительных, так и отрицательных психологических черт. Задача воспитателя заключается в том, чтобы в процессе индивидуальной работы с ребенком добиваться, с одной стороны, развития свойственных каждому Т. положительных качеств, а с другой - ослабления тех недостатков, которые уже начали проявляться в поведении ребенка. Вместе с тем воспитателю следует отличать Т. от характера. Т. имеет отношение лишь к динамической стороне психической деятельности, но не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды и т.п.), не определяет ее ценность.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ТЕМПЕРАМЕНТ
система природно обусловленных особенностей человека, проявляющихся в особенностях протекания процессов психики (силе, выраженности переживаний, скорости возникновения, течения и взаимной смены психических состояний). Свойства Т. являются формально-динамическими в том смысле, что не предопределяют роковым образом содержания процессов психики, но всегда обнаруживаются как некоторая их форма (темп, ритм, интенсивность, продолжительность). Например, общительным, положительно обращенным к людям, доброжелательным может быть человек и с быстрым и с замедленным протеканием, например, эмоциональных переживаний. Но если у первого общительность проявляется в легкости установления контактов с новыми людьми, инициативности, в построении широкого круга общения, то у второго – в длительности, устойчивости таких контактов, в предпочтении контактов с определенным кругом хорошо знакомых людей. Оба могут быть общительны, но по-разному. Роль свойств Т. в психическом развитии состоит в том, что они могут облегчать или затруднять формирование тех или иных содержательных свойств психики и прежде всего характера, способностей (характер – это всегда отношение к чему-то; способности – тоже всегда соотносятся с той или иной содержательной предметной областью деятельности). Например, тщательность предварительной ориентировки в ситуации и предусмотрительность легче воспитать у человека медлительного, чем у «торопыги», поскольку второй склонен, не долго думая, браться за дело и быстро исправлять случающиеся ошибки. Медлительному труднее переключаться с основной работы на исправление оплошностей, поэтому он более расположен обезопасить себя от необходимости суетиться, спешить. Зато сильной стороной человека с быстрым темпом психических процессов является его расторопность, скорость действий. Свойства Т. относительно «консервативны» по отношению к воспитанию в том смысле, что наиболее рациональной задачей является не «переделка» или всемерное «подавление» Т. человека, а учет и использование его особенностей при построении индивидуального подхода в обучении, воспитании, самовоспитании, при выработке индивидуального стиля, своего неповторимого «почерка» в учебе и работе. Этот индивидуальный подход может предусматривать максимальное использование ценных в данной ситуации сторон Т. человека и компенсацию нежелательных. В настоящее время наиболее признанной является в нашей стране точка зрения академика И.П. Павлова. Согласно ей в основе различий людей по Т. существенное место занимают основные свойства общего типа высшей нервной деятельности (сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов). Сангвинический Т. соответствует сильному, уравновешенному и подвижному типу нервной системы; холерический – сильному неуравновешенному в сторону преобладания возбуждения; флегматический – сильному, уравновешенному, инертному; меланхолический – слабому). Не следует вкладывать в слова «сильный», «слабый» житейский смысл, полагая, что здесь сила – «хорошо», а слабость – «плохо». Сила нервных процессов – это выносливость к сильным и длительно действующим раздражителям, сопровождающаяся пониженной чувствительностью к слабым воздействиям и их малым различиям. Но ведь не всегда требуется нервная выносливость. В некоторых случаях важна как раз способность тонко различать слабые сигналы и различия между ними. Так же обстоит и с относительной медлительностью (инертностью), которая может быть хорошим задатком для длительного и устойчивого протекания психических процессов и состояний. Строго говоря, людей нельзя четко «растасовать» на четыре типа. И нет смысла пытаться это делать. В работе педагога целесообразнее не сортировать обучающихся на типы, а подходить к каждому индивидуально и содействовать ему в выработке оптимального стиля учебной работы. Литература: [7, 26].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

ТЕМПЕРАМЕНТ
совокупность устойчивых индивидуальных психофизиологических особенностей индивида, природная основа характера, определяющая динамику психической деятельности индивида: общую активность, моторную двигательную сферу и свойства эмоциональности; интенсивность, скорость, ритм протекания психических процессов и состояний.
По мнению психолога Т. А. Блюминой, меланхолики обладают низким уровнем активности, сдержанностью моторики и речи, относительно быстрой утомляемостью, -глубокой и устойчивой эмоциональностью при слабом внешнем ее выражении. Это ранимые правдолюбы, устремленные к мечте-идеалу. Отличаются критичностью, мнительностью, озабоченностью, недоверчивостью. Интересуются моралью, медициной, философией, серьезной музыкой. Склоны к самоограничению, поиску справедливости и защиты для всех.
Сангвиники отличаются подвижностью, общительностью, высокой психической активностью, стремлением к смене впечатлений. Они первыми подхватывают всякое новое дело и первыми охладевают к нему. Работают неряшливо, неаккуратно. Неусидчивы. В работе невнимательны. Мало огорчаются своими неудачами. Обычно уверены в себе. Часто не держат слово. На занятиях болтают. Учителю послушны, но ненадолго. Дружат со всеми, часто меняют друзей. Заводят друзей в других классах, часто в старших. Кокетливы; есть склонность к хвастовству. Любят подражать. Ненастойчивы и несамостоятельны. Нежны и ласковы со всеми. Жалеют героев художественных произведений. Любят выступать в самодеятельности, быть артистами. Не стесняются, повышенно разговорчивы, болтливы с новыми людьми, любят знакомиться. Непостоянны в увлечениях и желаниях. Движения мягкие, быстрые, "вертлявые", "игривые ". Мимика лица очень выразительная, изменчивая. Речь живая, быстрая, богатая.
Флегматики отличаются уравновешенностью, силой нервных процессов. Главенствует потребность в экономии физических сил, т.е. влечение к покою, к умеренности. У них повышена потребность в еде и сне, но снижена потребность в игре-новизне, в общении. Флегматики созерцатели, склонные к взвешенным решениям. Отличаются умиротворенностью, рассудительностью и терпением. Плохо переносят суету, шумные развлечения. Интересуются конкретными науками. Довольны собой и окружающими людьми. Отличаются стойкостью привычек, отсутствием острых желаний и переживаний. Речь и движения замедлены.
Холерики отличаются подвижностью, неуравновешенностью, силой нервных процессов, которые проявляются в психическом плане в несдержанности, бурных эмоциональных реакциях, резких сменах настроения, ярко выражающихся в речи, мимике, поведении.
Холерик бывает сильно возбужден, горяч, нетерпелив, запальчив. Склонен командовать другими детьми. Заводила. Упорен в желаниях. Организует детей, подчиняет их своим распоряжениям. Стремится быть первым. Не терпит соперников. Гордый. Азартный. Мстит обидчику. Гнев его долго не проходит. Может поспорить и с уважаемым учителем. Очень требователен к товарищам, часто делает им замечания. Насмешлив, самоуверен. Недостаточно старается, но часто недоволен отметкой. У большинства ребят пользуется авторитетом силы. Любит спортивную борьбу и важные общественные поручения. Любит читать про подвиги и войну. Мечтает о подвиге. Сразу не признает себя виновным. С трудом раскаивается. Дружит с избранными. Другом командует. Не откровенничает. Движения резкие, быстрые, порывистые. Не болтлив. Голос и смех громкие. Речь внушительная. Мимика резкая. Знание особенностей темперамента школьника служит базисом для обоснования норм и конкретных педагогических рекомендаций. Так, с помощью методов дифференциальной физиологии и психологии удалось показать взаимосвязь между индивидуальными вариациями физиологических функций и индивидуальными особенностями динамики (быстроты, ритма и объема) психической деятельности. Динамические аспекты психики во многих случаях прямо влияют на некоторые важные стороны поведения, конечную результативность человеческих действий. Ученики со слабым возбудительным процессом медленно работают, делают больше ошибок по невнимательности, быстрее утомляются, дают более низкие показатели в контрольной работе вследствие нервно-психического перенапряжения, на плохие отметки реагируют длительной депрессией. В то же время их речь более эмоциональна и образна, они в большей степени склонны к сопереживанию.
Не существует темперамента, не способного или малоспособного к обучению. Но положительный эффект достигается лишь в тех случаях, когда применяемые методы соответствуют индивидуальным особенностям каждого ученика. Общая дисциплина и успеваемость оказываются независимыми от особенностей нервной системы в тех случаях, когда учитель индивидуализирует педагогические воздействия применительно к особенностям ученика, использует разнообразные приемы и методы. При этом условии школьники разных темпераментов могут проявить себя положительно. Дисциплинированность или безответственность, нравственность или безнравственность в поведении подростков не предопределены особенностями их нервной системы. Тем не менее усилия, которые затратит учитель при формировании тех или иных качеств школьников, будут далеко не равнозначны.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ТЕМПЕРАМЕНТ
система природно обусловленных особенностей человека, проявляющихся в особенностях протекания процессов психики (силе, выраженности переживаний, скорости возникновения, течения и взаимной смены психических состояний). Свойства Т. являются формально-динамическими в том смысле, что не предопределяют роковым образом содержания процессов психики, но всегда обнаруживаются как некоторая их форма (темп, ритм, интенсивность, продолжительность). Например, общительным, положительно обращенным к людям, доброжелательным может быть человек и с быстрым и с замедленным протеканием, например, эмоциональных переживаний. Но если у первого общительность проявляется в легкости установления контактов с новыми людьми, инициативности, в построении широкого круга общения, то у второго – в длительности, устойчивости таких контактов, в предпочтении контактов с определенным кругом хорошо знакомых людей. Оба могут быть общительны, но по-разному.
Роль свойств Т. в психическом развитии состоит в том, что они могут облегчать или затруднять формирование тех или иных содержательных свойств психики и прежде всего характера, способностей (характер – это всегда отношение к чему-то; способности – тоже всегда соотносятся с той или иной содержательной предметной областью деятельности). Например, тщательность предварительной ориентировки в ситуации и предусмотрительность легче воспитать у человека медлительного, чем у «торопыги», поскольку второй склонен, не долго думая, браться за дело и быстро исправлять случающиеся ошибки. Медлительному труднее переключаться с основной работы на исправление оплошностей, поэтому он более расположен обезопасить себя от необходимости суетиться, спешить. Зато сильной стороной человека с быстрым темпом психических процессов является его расторопность, скорость действий.
Свойства Т. относительно «консервативны» по отношению к воспитанию в том смысле, что наиболее рациональной задачей является не «переделка» или всемерное «подавление» Т. человека, а учет и использование его особенностей при построении индивидуального подхода в обучении, воспитании, самовоспитании, при выработке индивидуального стиля, своего неповторимого «почерка» в учебе и работе. Этот индивидуальный подход может предусматривать максимальное использование ценных в данной ситуации сторон Т. человека и компенсацию нежелательных. Примером компенсации может быть приведенный выше случай, когда проигрыш в скорости у медлительного человека возмещается выигрышем в уменьшении ошибок (за счет предусмотрительности и основательной предварительной ориентировки в задании).
Некоторые нежелательные проявления Т. можно направить по приемлемым путям, каналам («канализировать»). Скажем, неуравновешенность и возбудимость можно «придержать» за счет саморегуляции на работе, но дать им «волю» во время активного и сколько угодно «шумного» отдыха. Свойства Т. не подлежат моральной оценке (неуместно порицать человека за то, что у него те или иные черты Т.).Различия людей по признакам Т. замечены давно. И существуют разные их научные объяснения и типологии. От древних представлений этого рода в настоящее время сохранились только названия основных типов Т. – сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. Древние греки полагали, что Т. определяется соотношением и преобладанием жидкостей в организме: крови («сангвис»), желчи («холеос»), слизи («флегма») и черной желчи («мелане холеос») – отсюда и названия типов Т. В настоящее время наиболее признанной является в нашей стране точка зрения академика И.П. Павлова, согласно которой в основе различий людей по Т. существенное место занимают основные свойства общего типа высшей нервной деятельности (сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов); сангвинический Т. соответствует сильному, уравновешенному и подвижному типу нервной системы; холерический – сильному неуравновешенному в сторону преобладания возбуждения; флегматический – сильному, уравновешенному, инертному; меланхолический – слабому). Не следует вкладывать в слова «сильный», «слабый» житейский смысл, полагая, что здесь сила – «хорошо», а слабость – «плохо». Сила нервных процессов – это выносливость к сильным и длительно действующим раздражителям, сопровождающаяся пониженной чувствительностью к слабым воздействиям и их малым различиям. Но ведь не во всех профессиях требуется нервная выносливость. В некоторых важна как раз способность тонко различать слабые сигналы и различия между ними. Так же обстоит и с относительной медлительностью (инертностью), которая может быть хорошим задатком для длительного и устойчивого протекания психических процессов и состояний.
Строго говоря, людей нельзя четко «растасовать» на четыре типа. И нет смысла пытаться это делать. В работе педагога целесообразнее не сортировать учащихся на типы, а подходить к каждому индивидуально и содействовать ему в выработке оптимального стиля учебной, учебно-производственной работы.
Лит.: Бороздина Л.В. Психология характера. – М., 1997; Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М.; Воронеж, 1996; Общая психология: Учебник для пединститутов / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1976; Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961;
Е.А. Климов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

ТЕМПЕРАМЕНТ
лат temperamentum - соразмерность, надлежащее соотношение частей), закономерное соотношение устойчивых особенностей индивида, характеризующих разл стороны динамики психич. деятельности Тип Т зависит от врожденных анатомо-физиол. особенностей, в первую очередь нервной системы Анализ внутр. структуры Т представляет значит. трудности, обусловленные отсутствием у Т единого содержания и единой системы внешних проявлений Попытки такого анализа приводят к выделению трех ведущих компонентов Т, относящихся к сферам общей активности индивида, его мото-рики и его эмоциональности Наиб. широкое значение в структуре Т имеет тот его компонент, к-рый обозначается как общая психич. активность индивида Сущность этого компонента - в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности, при этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяются интеллектуальными и характерологич. особенностями личности, комплексом ее отношений и мотивов К группе качеств, составляющих первый компонент Т, вплотную примыкает и, возможно, входит в нее как составная часть группа качеств, составляющих второй, двигательный (моторный), его компонент, ведущую роль в к-ром играют качества, связанные с функцией двигательного (и специально-речедвигательного). аппарата. Среди динамич. качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд др. признаков мышечного движения (часть из них характеризует.н. речевую моторику). Совокупность особенностей мышечной и речевой мото-рики составляет ту грань, к-рая легче других поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для суждения о Т. их носителя. Третий осн. компонент Т. - эмоциональность, представляющая собой обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с др. составными частями Т. этот компонент наиб. сложен и обладает разветвленной собств. структурой. В качестве осн. характеристик эмоциональности выделяют впечатлительность, импульсивность и эмоциональную лабильность. Осн. компоненты Т. образуют в актах человеческого поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, к-рое позволяет говорить о целостности проявлений Т. и дает возможность относительно четко отграничивать Т. от др. психич. образований личности - ее направленности, характера и др.
Вопрос о проявлениях Т. в поведении неразрывно связан с вопросом о факторах, эти проявления обусловливающих. В истории учения о личности можно выделить три осн. системы взглядов на этот вопрос. Древнейшими являются гуморальные теории, связывающие Т. со свойствамиГтеТИлТГиных жидких сред организма. Наиб. ярко эту группу теорий Т. представляла классификация, основанная на учени!Г"ТЯш01срата»^Он считал, что уровень жизнедеятельности организма определяется соотношением между четырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческом организме, - кровью, желтой желчью, черной желчью и слизью (лимфой, флегмой). На основании теории Гиппократа постепенно сформировалось учение о четырех типах Т. - по кол-ву главных жидкостей, гипотетич. преобладание к-рых в организме дало название осн. типам Т.: сангвиническому, холерическому, меланхолическому и флегматическому. Близко к гуморальным теориям Т. стоит сформулированная П. Ф. Лесгафтои»идея о том, что в основе проявлений Т. лежат свойства системы кровообращения. Большое влияние на формирование совр. европ. теорий личности и ее индивидуальных особенностей оказала теория Т., выдвинутая Э. КречмеромГ). Анализируя совокупности морфологических признаков, Кречмер выделяет на основе разработанных им критериев осн. конституонные особенности телосложения и делает попытку определить Т. именно через эти типы морфологич. конституции. К мор-фологич. теориям Т. относится и концепция амер. психолога У. Шелдона, к-рый, как и Кречмер, проводит мысль о сома-тич. обусловленности разнообразных психич. черт личности. Осн. недостатком гуморальных и морфологич. теорий является то, что они принимают в качестве первопричины поведенческих проявлений Т. такие системы организма, к-рые не обладают.н. не могут обладать необходимыми для этого свойствами.
Основу для разработки действительно науч. теории Т. создало учение И. П. Павлова о типологич. свойствах нервной системы животных и человека. Павлов выделил три осн. свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов. Из ряда возможных сочетаний этих свойств Павлов выделил четыре, по его данным, основные, типичные комбинации в виде четырех типов высшей нервной деятельности; проявления их в поведении Павлов поставил в прямую зависимость от антич. классификации Т. Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы рассматривался им как соответствующий Т. сангвиника; сильный, уравновешенный, инертный - Т. флегматика; сильный, неуравновешенный - Т. холерика; слабый - Т. меланхолика. Отеч. психологи (Б. М. Теплов и др.). отмечали, что первостепенное науч. значение работ Павлова заключается в выяснении осн. роли свойств нервной системы как первичных и самых глубоких параметров психофизиол. организации индивида. На совр. этапе развития науки сделать окончат, выводы относительно числа осн. типов нервной системы, равно как и числа типичных Т., не представляется возможным. Исследования ученых показали, что сама структура свойств нервной системы как нейрофи-зиол. измерений Т. много сложнее, чем это представлялось ранее, а число осн. комбинаций этих свойств, видимо, гораздо больше, чем это предполагалось Павловым. Однако для практического (в т. ч. психолого-пед.). изучения личности деление на четыре осн. типа Т. и их пси-хол. характеристика могут служить достаточно хорошей основой. В соответствии с этим следует отметить, что для сангвинич. Т. характерны довольно высокая нервно-психич. активность, разнообразие и богатство мимики и движений, эмоциональная впечатлительность и лабильность. Вместе с тем эмоциональные переживания сангвиника, как правило, неглубоки, а его подвижность при отрицат. воспитат. влияниях оборачивается отсутствием должной сосредоточенности, поспешностью, а иногда и поверхностностью. Для холерич. Т. характерны высокий уровень нервно-психич. активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний.
Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может выливаться при отсутствии надлежащего воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю в эмоциогенных обстоятельствах. Т. флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. В случае неудачных воспитат. влияний у флегматика могут развиваться такие отрицат. черты, как вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий. Меланхолич. Т. связывается обычно с такими характеристиками поведения, как малый уровень нервно-психич. активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значит. эмоциональная реактивность, глубина и устойчивость чувств при слабом внешнем их выражении. На почве этих особенностей при недостатке соответствующих воспитат. воздействий у меланхолика могут развиться повышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность к тяжелым внутр. переживаниям таких жизненных обстоятельств, к-рые вовсе этого не заслуживают. Приведенные данные показывают, что в зависимости от условий формирования личности каждый тип Т. может характеризоваться комплексом как положит., так и отрицат. психол. черт. Задача воспитателя заключается, следовательно, не в том, чтобы в процессе индивидуальной работы с ребенком переделывать один тип Т. в другой, а в том, чтобы планомерной и систематич. работой добиваться, с одной стороны, развития свойственных каждому Т. положит, качеств, а с другой - ликвидации или ослабления тех недостатков, к-рые уже начали проявляться в поведении ребенка. Поскольку формирование особенностей Т. есть процесс, в огромной степени зависящий от развития волевых черт личности, первостепенное значение для воспитания Т. имеет формирование морально-волевых сторон характера: овладение своим поведением и будет означать формирование положит, качеств Т.
Вместе с тем воспитателю следует иметь в виду, что Т. надо строго отличать от характера. Т. ни в коей мере не характеризует содержат, сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т. п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамич. стороне психич. деятельности. Характер же неразрывно связан с содержательной стороной личности.
В процессе развития характера свойства Т. претерпевают изменения, в силу чего одни и те же исходные свойства могут привести к разл. свойствам характера в зависимости от условий жизни и
деятельности. Так, при соответствующих воспитании и условиях жизни у человека с нервной системой слабого типа может образоваться сильный характер, и наоборот, черты слабохарактерности могут развиться при «тепличном», изнеживающем воспитании у человека с сильной нервной системой. Во всех своих проявлениях Т. опосредован и обусловлен всеми реальными условиями и конкретным содержанием жизни человека. Непосредственно Т. проявляется в том, что у одного человека легче, у другого труднее вырабатываются необходимые реакции поведения, для разных людей нужны разные приемы выработки тех или иных психич. качеств. Бесспорно, что при любом Т. можно развить все общественно ценные свойства личности. Однако конкретные приемы развития этих свойств существенно зависят от Т. Поэтому Т. - важное условие, с к-рым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, всестороннему развитию умственных и физич. способностей.
Лит.: Кречмер Э., Строение тела и характер, пер. с нем., М. - Л., 1930; Павлов И. П., Полн. собр. соч., т. 3—4, М. - Л., 19512; ЛейтесН. С., Опыт психол. характеристики темпераментов, в сб.: Типологии, особенности высшей нервной деятельности человека, т. 1, М., 1956; Ильина А. И., Общительность и темперамент у школьников, Пермь, 1961; Теплое Б. М., Проблемы индивидуальных различий, М., 1961; M e р-л и и В. С., Очерк теории темперамента, М., 1964; Небылицын В. Д., Осн. свойства нервной системы человека, М., 1966; С т p е-л я у Я., Роль темперамента в психич. развитии, пер. с польск., М., 1982; К lag es L., Die Grandlagen der Charakterkunde, Lpz., 1928; Sheldon W. H., The varieties of tempera-ment. A psychology of constitutional differences, N. Y., [1942]; E у s e n с k H. J., The stracture of human personahty, L., [1953]; G u i l f o r d J. P., Zimmer man W. S., Fourteen dimensions of temperament, Wash., 1956; B o u r d e l L., Les temperaments psychobiolo-giques, P., 1961. В. А. Крутецкий.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
129.20 кб

Сценический темперамент: особенности формирования в младшем школьном возрасте

Шумило Наталья Викторовна
Рассматривается категория сценического темперамента с точки зрения двух подходов: компетентностного - как профессиональная актерская компетенция и психологического - в рамках концепции биологической обусловленности формально-динам
Читать PDF
3.24 мб

Особенности обучения школьников черчению с учетом типов темперамента

Сысоева Елена Анатольевна
В статье проведен анализ психолого-педагогической литературы, посвященной вопросам дифференциации обучения, отмечена необходимость учета психофизиологических особенностей школьников в учебном процессе, предложена модель методическ
Читать PDF
413.74 кб

Методическая система обучения школьников черчению с учетом особенностей типа темперамента

Сысоева Е. А.
В статье проведен анализ психологопедагогической литературы, посвященной вопросам дифференциации обучения, отмечена необходимость учета психофизиологических особенностей школьников в учебном процессе, а также указаны основные комп
Читать PDF
452.03 кб

Типы нервной системы и темперамента как природные предпосылки формирования стиля учебной деятельност

Вяткин Бронислав Александрович, Самбикина Оксана Семёновна
В статье обобщены и представлены результаты многолетнего системного исследования в ПГПИ ПГГПУ роли генетически первичных (врожденных) свойств нервной системы и темперамента в формировании индивидуального стиля учебной деятельности
Читать PDF
210.18 кб

Влияние типа темперамента на формирование продуктивных навыков говорения при обучении английскому яз

Щербакова Елена Александровна, Еаврилова Татьяна Валерьевна
Целью статьи является выявление взаимосвязи темперамента студента и его способности к овладению навыком говорения на иностранном языке. Рассмотренопонятие темперамента, даны характеристики каждому типу.
Читать PDF
128.75 кб

Взаимосвязь свойств темперамента и профессионально-педагогической направленности студентов педагогич

Чунг Хок Хоанг, Чиеу Тхи Хыонг
В статье анализируются свойства темперамента: интроверсия-экстраверсия, тревожность, эмоциональная стабильность; психологические особенности профессионально-педагогической направленности: мотив выбора профессии учителя, вид и уров
Читать PDF
838.08 кб

Влияние типа темперамента на учебную деятельность

Трубинова Елена Алексеевна, Гультяева Татьяна Васильевна, Ванюкова Екатерина Сергеевна
Данная статья посвящена особенностям проявления темперамента учащихся в учебном процессе.

Похожие термины:

  • НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕМПЕРАМЕНТ

    динамические особенности проявления национального характера, психических процессов у большинства представителей той или иной нации, народности. Н. т. предопределяет специфику поведения и поступ