ТЕМА
Тема
theme) – жизненный материал медиатекста.
Источник: Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности
ТЕМА
предмет изложения, изображения, исследования, обсуждения.
ТЕМА
предмет изложения, исследования, обсуждения; лаконичная формулировка проблемы исследования.
Тема
предмет, основное содержание произведения. Круг жизненных явлений, отобранных и освещенных автором. Самое краткое содержание произведения.
Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007
Тема
(от гр. thema – то, что в основе) произведения – литературоведческая категория, охватывающая изображенное и определяющая общие пределы проблематики художественного произведения. Синтетическое понятие, обусловленное эмоционально-смысловым единством основных частей текста. Объект художественного отображения, существенный содержательный компонент произведения [37; 66]. А.С.
Источник: Методика преподавания литературы.
ТЕМА
(от греч. themа – то, что положено в основу). 1. Предмет изложения, изображения, исследования, обсуждения; то, о чем повествуется, что описывается, предмет сочинения. Работа над Т. занимает одно из ведущих мест в системе развития речи, при этом у обучаемых формируются следующие умения: понимать Т., определять ее объем и границы, накапливать материал по Т., систематизировать его в соответствии с задачей раскрытия Т. и т. д. Умение работать над Т. – одно из главных коммуникативных умений учащихся (см. принцип ситуативно-тематической организации учебного материала). 2. При актуальном членении предложения та часть предложения, которая содержит что-то известное, знакомое и служит отправной точкой (основой) для передачи нового (ядра высказывания, ремы). Т., рассматриваемая как предмет изложения, является фактором, определяющим содержание обучения.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
ТЕМА (ТЕКСТА)
1) в литературно-художественной сфере — круг жизненных проблем, увиденных и осмысленных, например, писателем (художником, музыкантом) и положенных в основу художественного произведения; 2) в сфере публицистических, научных, литературно-критических публикаций — круг вопросов, становящихся предметом речи; в научных исследованиях понятие Т. обязательно отграничивается от понятия «объект исследования», под которым разумеется область действительности, на которую направлена поисковая деятельность ученого, и от понятия «предмет исследования», который представляет то звено, тот участок действительности, ту часть объекта исследования, которая требует осмысления (совершенствования, преобразования и т. д.); 3) такое разграничение уместно и в школьных сочинениях, где наряду с Т., заявляющими проблему, очерчивающими сферу размышления — объект исследования, программирующими поиск и характеристику предмета речи (Т. типа Мой современник), нередки Т., проецирующие учебные проблемы непосредственно на предмет речи в сочинении, относительно которого необходимо изложить свое мнение или привести в систему различные взгляды и, выбрав одну из точек зрения, подтвердить ее на основе анализа произведения или других точек зрения (например: Образ Катерины в драме Н.А. Островского «Гроза»); 4) в жанре деловых бумаг и текстов некоторых информативных жанров Т. оказывается адекватной целевому назначению документа (просьбе, жалобе, предложению и т. д.). Характеризуя проблемы Т., следует разграничивать означаемое и его языковое оформление, так как один и тот же объект обсуждения можно обозначить и в форме понятия (Герой нашего времени), и в форме вопроса (Кого можно считать героями нашего времени?), и в форме суждения (Герои нашего времени— это ...), и в сопряжении разных способов обозначения темы: Регби ... Регби..? Регби!) Сложные отношения между Т. текстов и заголовками разных видов см. в статье заголовок текста. Лит.: Богомолова Е.И., Жаров Т.К., Клочихина М.М. Методическое пособие для преподавателей литературы подготовительных отделений вузов. - М., 1973. В.Н. Мещеряков