ТЕМА

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ТЕМА
предмет изложения, исследования, обсуждения; лаконичная формулировка проблемы исследования.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

Тема
предмет, основное содержание произведения. Круг жизненных явлений, отобранных и освещенных автором. Самое краткое содержание произведения.

Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007

Тема
(от гр. thema – то, что в основе) произведения – литературоведческая категория, охватывающая изображенное и определяющая общие пределы проблематики художественного произведения. Синтетическое понятие, обусловленное эмоционально-смысловым единством основных частей текста. Объект художественного отображения, существенный содержательный компонент произведения [37; 66]. А.С.

Источник: Методика преподавания литературы.

ТЕМА
(от греч. themа – то, что положено в основу). 1. Предмет изложения, изображения, исследования, обсуждения; то, о чем повествуется, что описывается, предмет сочинения. Работа над Т. занимает одно из ведущих мест в системе развития речи, при этом у обучаемых формируются следующие умения: понимать Т., определять ее объем и границы, накапливать материал по Т., систематизировать его в соответствии с задачей раскрытия Т. и т. д. Умение работать над Т. – одно из главных коммуникативных умений учащихся (см. принцип ситуативно-тематической организации учебного материала). 2. При актуальном членении предложения та часть предложения, которая содержит что-то известное, знакомое и служит отправной точкой (основой) для передачи нового (ядра высказывания, ремы). Т., рассматриваемая как предмет изложения, является фактором, определяющим содержание обучения.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ТЕМА (ТЕКСТА)
1) в литературно-художественной сфере — круг жизненных проблем, увиденных и осмысленных, например, писателем (художником, музыкантом) и положенных в основу художественного произведения; 2) в сфере публицистических, научных, литературно-критических публикаций — круг вопросов, становящихся предметом речи; в научных исследованиях понятие Т. обязательно отграничивается от понятия «объект исследования», под которым разумеется область действительности, на которую направлена поисковая деятельность ученого, и от понятия «предмет исследования», который представляет то звено, тот участок действительности, ту часть объекта исследования, которая требует осмысления (совершенствования, преобразования и т. д.); 3) такое разграничение уместно и в школьных сочинениях, где наряду с Т., заявляющими проблему, очерчивающими сферу размышления — объект исследования, программирующими поиск и характеристику предмета речи (Т. типа Мой современник), нередки Т., проецирующие учебные проблемы непосредственно на предмет речи в сочинении, относительно которого необходимо изложить свое мнение или привести в систему различные взгляды и, выбрав одну из точек зрения, подтвердить ее на основе анализа произведения или других точек зрения (например: Образ Катерины в драме Н.А. Островского «Гроза»); 4) в жанре деловых бумаг и текстов некоторых информативных жанров Т. оказывается адекватной целевому назначению документа (просьбе, жалобе, предложению и т. д.). Характеризуя проблемы Т., следует разграничивать означаемое и его языковое оформление, так как один и тот же объект обсуждения можно обозначить и в форме понятия (Герой нашего времени), и в форме вопроса (Кого можно считать героями нашего времени?), и в форме суждения (Герои нашего времени— это ...), и в сопряжении разных способов обозначения темы: Регби ... Регби..? Регби!) Сложные отношения между Т. текстов и заголовками разных видов см. в статье заголовок текста. Лит.: Богомолова Е.И., Жаров Т.К., Клочихина М.М. Методическое пособие для преподавателей литературы подготовительных отделений вузов. - М., 1973. В.Н. Мещеряков

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
446.98 кб

Тема полового просвещения в дискурсе педагогической и дидактическо-воспитательной литературы 1920-х

Пушкарев А. М.
Читать PDF
31.35 кб

Резолюция летней академии международного форума государственного управления и менеджмента. Тема: «По

Читать PDF
485.53 кб

Тема интервью: «Философия не дает ответов. Она заставляет искать их. »

Перцев Владимирович Перцев
«Странное дело, но в наш век философия, даже для людей мыслящих, всего лишь пустое слово, она не находит себе применения и не имеет никакой ценности ни в чьих-либо глазах, ни на деле.
Читать PDF
367.11 кб

Тема интервью: «Науки юношей питают. . . »

Попов Артемий Александрович
Любой вуз должен заниматься наукой это аксиома. Создавая Уральский федеральный университет, Правительство РФ рассчитывало с его помощью поднять планку вузовской науки на новый уровень.
Читать PDF
202.20 кб

Тема интервью: «Работодателям сегодня нужны реальные, а не липовые знания…»

Неганова Ирина Сергеевна
Читать PDF
222.62 кб

Тема дискуссии: современное миропонимание - синтез науки и бизнеса

Ишекова Валентина Александровна
Читать PDF
172.94 кб

Тема дискуссии: кросс-культурные исследования сегодня

Читать PDF
96.89 кб

Актуальная тема: образ России, «Имя Россия»

Читать PDF
598.55 кб

Актуальная тема: музеи постсоветского пространства

Сагынгали А. С.
Читать PDF
6.60 мб

Подготовка к внедрению ФГОС как наиболее актуальная тема профессионального образования

Читать PDF
329.25 кб

Тема сибирской начальной школы в освещении частных педагогических журналов «Русская школа» и «Вестни

Реутова Мария Александровна
Характеризуются основные содержательные компоненты темы «сибирская начальная школа», представленной на страницах педагогических частных периодических изданий начала ХХ в.
Читать PDF
367.10 кб

Тема национальной школы и образования в региональной печати

Потапов П. Ф.
В статье раскрывается значение региональной печати в просвещении народов Поволжья, рассказывается о том, что делается в Мордовии, Татарстане, Чувашии для развития национальной школы и образования, выявляются позитивные и негативны
Читать PDF
499.55 кб

История учебника для начальной школы как научная тема

Маркарова Т. С., Безрогов В. Г.
Данный номер нашего журнала является тематическим и посвящен истории учебников начальной школы. Структурирован он по хронологическому, поэтому его рубрики отличаются от обычных.
Читать PDF
0.00 байт

Актуальная тема: новые возможности развития туристского образования. Интервью с Дусенко С. В.

Читать PDF
139.03 кб

Открытый урок : «Тема образования и воспитания на страницах современной прозы»

Соловьева Г. В.

Похожие термины:

  • ТЕМА ДИССЕРТАЦИИ

    предмет основного рассуждения по исследуемому вопросу.
  • Методическая тема

    конкретное направление, связанное с изучением и разработкой методических аспектов определенной проблемы, предмет методического исследования.
  • Научная тема

    задача научного характера, требующая проведения научного исследования [30, c. 22].
  • Тема монографическая

    охватывающая определенный в учебной программе объем знаний о жизни и творчестве одного писателя, предполагает и текстуальное изучение отдельных его произведений. А.С.
  • Тема „сквозная

    тема, охватывающие все произведение („Тема любви в повести А. Куприна „Олеся”), произведения одного автора („Тема дружбы в лирике А. Пушкина”) или определенных исторических эпох, литературных на
  • ТЕМА (УЧЕБНАЯ)

    составная часть учебного курса, предмета. Темы занятия обычно определяются в соответствии с учебной программой, планом.