ТЕКУЩИЙ ИНСТРУКТАЖ (инструктирование) учащихся

Найдено 1 определение
ТЕКУЩИЙ ИНСТРУКТАЖ (инструктирование) учащихся
основная форма обучающей деятельности мастера в процессе урока (занятия) производственного обучения.
Основная дидактическая цель Т.и. – обеспечить постоянное продвижение в овладении профессией каждого учащегося на каждом уроке (занятии) производственного обучения.
Т.и. учащихся проводится мастером, как правило, индивидуально. Основной организационной формой такого инструктирования являются обходы мастером рабочих мест учащихся, имеющие целевой характер. Суть их в том, что при каждом обходе рабочих мест мастер намечает определенную цель инструктирования: проверить правильность выполнения отработанных приемов и способов работы, организацию рабочих мест, рациональность способов пользования документацией, качество выполняемых работ и т.п. Однако целевая направленность обходов не реализуется формально. При каждом обходе рабочих мест мастер следит за работой всех учащихся, дает по ходу наблюдений все необходимые замечания и указания, исправляет и предупреждает ошибки, обращает внимание учащихся на недостатки в работе независимо от цели конкретного обхода. Но у каждого учащегося он обязательно проверяет ту сторону его работы, которая является целью данного обхода. Такая плановая организация обучающей деятельности мастера обеспечивает возможность дойти до каждого учащегося, что невозможно сделать, если наблюдать за всеми учащимися вообще, в целом.
Количество обходов, их конкретные цели зависят от содержания упражнений и выполненных работ, организации учебно-производственного процесса, периода производственного обучения, особенностей учебной группы, опыта мастера.
Кроме целевых обходов возможны и другие варианты форм организации текущего индивидуального инструктирования учащихся мастером: мастер наблюдает за группой со своего рабочего места и дает указания учащемуся, совершающему ошибки, испытывающему затруднения или нуждающемуся в помощи; мастер подходит к учащемуся по вызову и инструктирует его; учащиеся сами подходят к мастеру, и он инструктирует их на своемрабочем месте. Однако, наиболее предпочтительной формой организации Т.и. являются целевые обходы мастером рабочих мест учащихся.
Ситуации, складывающиеся в процессе упражнений (самостоятельной работы) учащихся, требующие внимания мастера в ходе их Т.и., могут быть самыми разнообразными и непредсказуемыми. Разнообразными и гибкими являются и методические приемы Т.и.
Обобщение педагогического опыта позволило выделить некоторые общие правила индивидуального Т.и. учащихся мастером, являющиеся основой для формирования собственного индивидуального стиля и опыта работы мастеров.
Прежде всего о чисто внешних моментах процесса Т.и.: где находиться мастеру, как наблюдать за учащимися, как общаться с ними, как давать указания и т.д.
Педагогический опыт, а также педагогические исследования показывают, что любой человек (тем более неопытный учащийся) непроизвольно сбивается и вообще делает не так, как умеет, если видит или чувствует, что за ним наблюдают со стороны. Поэтому педагогически оправдано наблюдать за учащимися в процессе их работы незаметно, как бы со стороны, так, чтобы они об этом не догадывались. Тогда мастер увидит действительно то, что есть на самом деле.
В ходе Т.и. мастер вникает в работу каждого учащегося, не упуская из поля зрения работу всей группы. Ни одна ошибка учащихся, ни одно нарушение, тем более сознательное, как и ни одно достижение учащихся не остается без внимания мастера. Учащиеся всегда должны быть уверены, что мастер все видит, мастер все знает.
Руководя работой учащихся, мастер постоянно воспитывает у них ответственное отношение к работе и настойчивость в преодолении трудностей. В случае неудач и неполадок в работе, если они не являются следствием лени и нерадивости учащегося, опытный мастер успокоит его, подбодрит, отметит достигнутые успехи и практически поможет ему.
Важно правильно определить момент оказания помощи учащемуся. Не следует вмешиваться в работу учащегося без необходимости, но и нельзя запаздывать с оказанием помощи ему, так как ошибки и неточности, допускаемые учащимися, могут развиться и закрепиться. Исправить их потом будет значительно сложнее.
Большое значение для эффективности работы учащихся имеет характер указаний мастера. Оказывая помощь учащемуся, не следует всегда давать указания относительно того, как исправить ошибку, нужно всегда стремиться, чтобы учащийся сам обнаружил и осознал ее, нашел способ исправления. При этом очень важно приучать учащихся к регулярному самоконтролю, самостоятельному анализу результатов своего труда.
Осуществляя Т.и. учащихся, опытные мастера руководствуются и такими правилами, как: не доделывать работу за неуспевающих учащихся, так как это приучает их к безответственности и не стимулирует настойчивости в преодолении трудностей; постоянно приучать учащихся планировать свой труд. Важно, чтобы та ориентировочная основа действия, которую сформировал мастер у учащихся в процессе вводного инструктажа – что делать, почему, в какой последовательности, какие средства применять, каковы критерии правильности работы, как их применять – всегда была ориентиром в деятельности учащихся; это мастеру нужно постоянно подчеркивать в ходе работы учащихся, контролировать, добиваться, чтобы они всегда, прежде чем что-либо делать, тщательно все хорошо продумали. Это к учащимся приходит не сразу, но упражнять их в этом нужно постоянно.
Замечено, что зачастую учащиеся быстрее и четче понимают своего товарища, чем мастера. Это умело использует мастер, практикуя прикрепление лучших учащихся к менее успевающим для оказания взаимопомощи.
Проводя Т.и., важно обеспечивать правильный режим труда и отдыха учащихся, имея в виду, что зачастую причиной ошибок учащихся является их утомление.Эффективное Т.и. характеризует высокая принципиальность и строгость требований мастера к выполнению учащимися правил организации труда, рабочего места, правил безопасности, санитарии и гигиены.
Руководя производственным обучением, мастер одновременно работает со всей группой, которая по своему составу неоднородна. В группе всегда есть учащиеся «сильные», «средние» и явно «слабые». Поэтому при проведении Т.и. мастер всегда учитывает индивидуальные особенности и способности учащихся, чтобы обеспечить примерно единый уровень усвоения учебного материала, формирование профессионального мастерства учащихся, для обеспечения возможности фронтального продвижения всей группы в изучении темы. Особое внимание уделяется «слабым» учащимся, им на первых порах целесообразно давать для выполнения более простые и легкие задания, постепенно «подтягивая» их до уровня «средних» и «сильных».
Однако индивидуализация – это не только особая работа с отстающими. Индивидуального подхода требуют и сильные, инициативные, сообразительные учащиеся. Им даются более сложные работы, способствующие развитию творческого мышления, самостоятельности, предъявляются повышенные требования к темпу, производительности труда. Более подготовленных учащихся мастер привлекает для оказания помощи менее успевающим товарищам.
Важной составной частью, одним из «инструментов» Т.и. является контроль учебно- производственной деятельности учащихся на уроке. При правильной организации учебного процесса фактически стираются грани между Т.и. и контролем, контроль превращается в органическую составную часть инструктирования. Проверяя и оценивая выполняемую и выполненную работу, мастер всегда стремится максимально активизировать мышление, сообразительность учащихся, чтобы они сами учились определять соответствие своей работы техническим требованиям, сами умели находить допущенные ошибки, определять их причины, способы устранения и предупреждения.
Путем правильно поставленных вопросов мастер определяет, насколько сознательно выполнялась работа, как при этом использовалась учебно-техническая документация, насколько правильно учащиеся применяли контрольно-измерительные инструменты, приспособления. Такая методика итогового контроля постоянно приучает учащихся проводить подобный самоконтроль, самоанализ в процессе работы, повышает степень сознательности и самостоятельности при этом.
В процессе упражнений и самостоятельной работы учащихся применяются и коллективные формы работы мастера с учащимися. Это так называемый коллективный Т.и. Проводится он в тех случаях, когда в ходе целевых обходов мастер обнаруживает, что многие или большинство учащихся допускают одинаковые ошибки, имеют одни и те же недостатки. В этих случаях мастер останавливает работу всех учащихся группы и вносит необходимые коррективы в процесс выполнения учебно-производственных работ. Наиболее эффективно коллективный Т.и. проводить путем беседы, когда допущенные ошибки, их причины, способы устранения анализируются совместно с учащимися.
Определенную специфику имеет Т.и. в период освоения профессии, когда учащиеся обучаются в процессе выполнения сложных работ комплексного характера. Предметом особого внимания мастера при этом является формирование у учащихся привычки выполнять любую работу (сложную или простую, основную или вспомогательную) качественно. Мастер создает необходимые условия, обеспечивающие возможность качественно выполнять учебно-производственные работы (подбор работ, оборудование, инструменты, документация, технология, заготовки, материалы и т.п.), создает и поддерживает в работе «атмосферу качества», не оставляет без внимания ни одного, даже самого малейшего отклонения выполняемых учащимися учебно-производственных работ от технических требований к их качеству. В процессе Т.и. при этом применяются такие методические приемы, как коллективный анализ дефектов и брака в работе; совместный разбор способов их устранения и предупреждения; привлечение учащихся к контролю продукции; организация постов ученического общественного ОТК; практика выдачи лучшим учащимся личных клейм качества и воспитание на этом других учащихся группы; развитие движения за сдачу продукции с первого предъявления и т.п.
Таким образом в процессе Т.и. мастер постепенно, но постоянно формирует у учащихся основу их будущего профессионального мастерства.Лит.: Скакун В.А. Методика производственного обучения. – М., 1992; Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников: Вопросы теории и методики. – М., 1981; Новиков А.М. Процесс и методы формирования трудовых умений. – М., 1986.
В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.