ТЕКУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОЧИХ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Найдено 1 определение
ТЕКУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОЧИХ НА ПРЕДПРИЯТИИ
исходит из реальной потребности предприятий в рабочих различных профессий, специальностей и квалификации.
Отдел труда и заработной платы на основе плана по труду и кадрам на предстоящий год определяет потребность в приросте численности квалифицированных рабочих по профессии и тарифным разрядам и передает эти данные отделу технического обслуживания (ОТО).
Отдел кадров сообщает ОТО показатели предполагаемой убыли рабочих по профессиям и квалификации (уход на пенсию, в армию и др.) и запланированного пополнения предприятия квалифицированными кадрами из профессионально-технических училищ и из средних школ, в которых проводится производственное обучение. На основе этих данных ОТО разрабатывает план подготовки и повышения квалификации рабочих на предприятии.
Этот план включает следующие основные документы:
– расчет прироста в предстоящем году численности рабочих по профессиям, специальностям и квалификации;– справку о предполагаемой убыли рабочих и запланированном пополнении кадров предприятия квалифицированными рабочими (по профессиям, специальностям и разрядам) в предстоящем году из профессионально-технических училищ, средних школ и других источников;
– заявки цехов на подготовку и повышение квалификации рабочих;
– план подготовки новых рабочих и повышения квалификации рабочих по профессиям, специальностям и разрядам в предстоящем году;
– предварительную смету затрат на производственно-техническое обучение рабочих предприятия за счет внебюджетных источников на предстоящий год;
– календарный план производственно-технического обучения рабочих предприятия на предстоящий год.
При планировании видов обучения исходят из масштабов потребности в рабочих кадрах. Вряд ли, например, следует прибегать к индивидуальному обучению, если предприятию нужно подготовить одновременно 50 токарей-универсалов. В этом случае предпочтение отдается курсовому обучению с отрывом от работы или пополнению из выпускников профессиональных училищ.
Исходя из утвержденных плановых заданий и лимитов по подготовке и повышению квалификации кадров ОТО составляет исполнительную смету расходов на производственно-техническое обучение рабочих за счет себестоимости продукции на предстоящий год.
Средняя стоимость обучения одного рабочего определяется раздельно по каждому виду путем деления суммы стоимости обучения всех запланированных кадров на общее число рабочих.
Средний срок обучения определяется как частное от деления суммы человеко-месяцев по специальностям на общее число рабочих, подлежащих обучению. Для определения среднего срока составляется расчет по каждой форме обучения отдельно.
Сметы расходов на производственно-техническое обучение кадров утверждаются: для промышленных предприятий за счет себестоимости выпускаемой продукции; для строительных организаций и отделов капитального строительства промышленных предприятий за счет плановых накоплений; для вновь строящихся и реконструируемых предприятий (на подготовку эксплуатационных кадров) за счет средств, предусмотренных в генеральных сметах строительства. Смета вступает в действие с момента ее утверждения руководителем предприятия.
Календарный план производственно-технического обучения кадров предприятия на предстоящий год составляет ОТО.
В случае изменения номенклатуры выпускаемой продукции и технологических процессов в план вносятся исправления. Это дает возможность вести подготовку в нужных масштабах и именно по тем профессиям (специальностям), которые необходимы, а также наиболее правильно определять, каких рабочих готовить в следующем году.
План подготовки рабочих согласовывается со всеми цехами, отделами и службами завода, широко обсуждается на учебно-методическом совете завода. Разрабатывая план, ОТО предприятия составляет подробный расчет подготовки по профессиям и специальностям недостающего количества рабочих индивидуальной и бригадной форм обучения; выявляет количество рабочих, которые подготовлены для предприятия в профессионально-технических училищах по сложным профессиям (например, слесарей для обслуживания автоматических линий); устанавливает, сколько рабочих и по каким профессиям будет обучаться на предприятии по всем формам курсовой подготовки с отрывом и без отрыва от производства.
Определяя сроки комплектования курсовой сети, нужно обеспечить равномерный приток обучающихся и своевременное пополнение цехов квалифицированными рабочими в количестве, необходимом для выполнения квартальной (месячной) производственнойпрограммы. Такой расчет производится путем перевода общего процента повышения производительности труда рабочих, окончивших обучение, на условное количество рабочих. Переквалификация наличного состава рабочих в связи с изменением номенклатуры изделий или объекта производства учитывается только в плане повышения квалификации рабочих, так как эти мероприятия на изменение количественного состава рабочих не влияют.
Планируя повышение разряда рабочих, нужно учитывать и рост стоимости единицы изделия; повышение же среднего разряда рабочих связано со снижением потребности в рабочих средней и низкой квалификации, операционников.
В зависимости от номенклатуры выпускаемых изделий и методов их обработки изменяются и требования к профессиональному составу рабочих. Все это надо предусматривать работникам ОТО. Использование высококвалифицированных рабочих при отсутствии рабочих средней и низкой квалификации отрицательно сказывается на рентабельности производства.
Необходимо учитывать приток на производство молодежи, окончившей средние школы и ПУ, а также увеличение числа рабочих, посещающих вечерние и заочные средние школы и техникумы. Это вызовет постепенное уменьшение числа рабочих II и III разрядов, прошедших индивидуальное обучение на производстве; рабочих же, повышающих свою квалификацию до IV–VI разрядов, станет больше.
В плане предусматривается организация занятий с теми рабочими, которые не выполняют установленные нормы и допускают брак в работе. Необходимо глубоко анализировать причины недостатка рабочих тех или иных профессий и разрядов и планировать повышение квалификации рабочих только по тем профессиям и разрядам, в которых предприятие действительно испытывает большую нужду. Поэтому нужно учитывать фактический средний уровень квалификации рабочих и реальные возможности его повышения в следующем году.
Лит.: Батышев С.Я. Производственная педагогика. – М., 1984.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.